Заместитель Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев в конце марта встретился с журналистами. Традиционно пресс-конференция началась с оценки работы нефтегазового комплекса Югры за два месяца 2004 года.
- Я не буду подробно говорить, что происходит, поскольку вы лучше меня знаете - за январь-февраль текущего года на территории округа добыто 40 миллионов 301 тысяча тонн нефти. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет 4 миллиона тонн. Если эти темпы сохранятся, то по концу года выйдем на уровень добычи в 250 миллионов тонн. ?Пугающая? цифра, но если это получится ? установим очередной рекорд в нашей стране. В целом работа идет по плану, в том числе и во взаимоотношениями с компаниями. Никакие посторонние события и внешние факторы на это не влияют.
Назовите ориентировочные сроки проведения 10 и 11 раундов аукционов на лицензионные участки недр Ханты-Мансийского автономного округа?
Пока не возможно этого сказать в связи с формированием новой структуры Правительства Российской Федерации. В Министерстве природных ресурсов (МПР) тоже произошли изменения. Поменялся не только министр - поменялись его заместители. Предметно разговаривать о функциях и технологиях работы федеральных агентств и служб можно будет только после появления документа об их структуре и полномочиях. На мой взгляд, там образуется достаточно сложная система ? трехзвеньевая. Пока нет информации, как будут формироваться территориальные органы всех этих федеральных органов власти. Нам бы хотелось сохранить работоспособным территориальный орган МПР и лучше, если бы этим органов руководило Министерство напрямую. Я подчеркиваю, что это мое личное мнение.
В связи с реорганизацией МПР, какие могут произойти позитивные или негативные изменения в сотрудничестве властей ХМАО и данного министерства? По Вашему мнению, как это может отразиться на работе лицензионной комиссии, сроках проверки исполнения лицензионных соглашений?
Не зависимо от того, что происходит в этом мире, работу никто не отменял. На региональном уровне эта работа тоже идет в нормальном режиме. То, что любая реорганизация влияет на работоспособность подразделения ? это вы сами понимаете. Естественно, что в связи с неопределенностью у работающих в ней возникает масса вопросов. Пока ответов на них нет. Что касается взаимоотношений с компаниями и выполнения ими обязательств по лицензионным соглашениям, то никакого влияния это не оказывает. Компании по-прежнему заинтересованы в нормальных отношениях с государством. Пока ничего экстраординарного не произошло.
Известны ли Вам результаты проверки выполнения лицензионных соглашений АО "Юганскнефтегаз" в декабре 2003 года?
У меня нет пока результатов проверки, поскольку пришло указание теперь уже бывшего заместителя министра природных ресурсов о том, что никаких актов комиссия подписывать не должна. Вся информация о проверке представлена в МПР.
У меня есть копия доклада руководителя ГУПР по ХМАО. Что касается ?Юганскнефтегаза?, то здесь, на мой взгляд, три самых главных вопроса и нарушения. Это, прежде всего, разработка некоторых участков без проектных документов. Второе - по 16 лицензионным участкам разработка осуществляется со значительными отклонениями фактических показателей разработки от проектных нормативов (нарушением считается отклонение более чем на 10%). И третье ? фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа по шести лицензионным участкам очень низкий и не соответствует плановым показателям, указанных в лицензионных соглашениях.
Как Вы можете прокомментировать эти нарушения? Способны ли органы окружной власти повлиять на ситуацию?
Мы уже более шести лет ведем разговор с различными федеральными органами и предлагаем внести в законодательство Российской Федерации изменения, которые позволят применять экономические санкции к компаниям, не выполняющим параметры лицензионных соглашений. Жестких установленных требований по выполнению проектно-технологической документации на сегодня не существует. Мы уже сталкивались с подобной ситуацией во второй половине 90-х годов прошлого века. Административные меры практически не вызывают никакой реакции или не приводят к необходимому результату. В наше время эффективнее всего работает наказание деньгами. Пока, к сожалению, этого не произошло, и государство продолжает нести значительные убытки. Если такие санкции получат право на жизнь, я более чем уверен, что многие проблемы и многие обязательства будут либо выполняться в срок, либо государство будет получать дополнительный доход за счет компенсации ущерба, которое оно несет.
В свое время мы могли воздействовать на нарушителей повышением роялти на 2-3 процента. Компании в течение 3-6 месяцев устраняли недостатки, из-за которых мы это повышение назначали. С тех пор законодательство изменилось ? вместо роялти появился налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), право его изменения ликвидировано. Жесткая шкала взимания этих платежей не позволяет применять экономические санкции к компаниям.
Что касается утилизации попутного нефтяного газа. В этой части еще сложнее. Большой вред на мой взгляд по утилизации попутного газа внес закон о бюджете, где ставка НДПИ по попутному нефтяному гаду составляет 0 рублей. То есть, если не надо ничего платить, то никто и не платит. Недавно пролетая над Сургутским районом видел море огней, два года такого количества факелов еще не было. Практически мы вернулись к началу 90-х годов. Я не очень понимаю, почему законодатель установил такую ставку на такой ценный продукт. Это никак не стимулирует компании вести работы по утилизации попутного нефтяного газа и его переработке.
Если никаких актов нет в отношении ?Юганскнефтегаза?, значит никаких санкций к компании не принято?
Пока о таких санкциях ничего не знаю. Министерство рассматривает представленные материалы. Думаю, первую реакцию услышим после завершения реорганизации МПР. Проверка прошла ? должна быть реакция на ее результаты.
Ханты-Мансийский автономный округ планирует в первом полугодии 2004 года выставить на аукцион 20 лицензионных участков на поиск и добычу углеводородного сырья. Внесены ли какие-либо коррективы?
На счет первого квартала коррективы уже внесены, вы сами понимаете ситуацию. Сроки пока тоже определить трудно. Пока не закончена реорганизация МПР, решение всех вопросов откладывается. Но я уже слышу от нового министра природных ресурсов здравые заявления. Думаю, мы двинемся вперед по всем направлениям государственного управления недропользования.
Время от принятия решения до проведения аукциона занимает 4-6 месяцев. Можно предполагать, что аукцион состоится в этом году?
Можно.
18 марта Правительство России одобрило в целом проект Лесного кодекса РФ. Как было озвучено, главным вопросом, который решает новый кодекс, является вопрос собственности. Ваше отношение к данному проекту документа?
Документ, в целом, не плохой. Вопрос в другом ? как мы будем его реализовывать? В нем вся собственность федеральная, а я знаю отношение нормального человека к такой собственности. ?Если не мое ? то не мое?. То есть, федеральной собственностью ? пусть федерация и занимается. Вспомните ситуацию в октябре прошлого года, когда служба Лесавиаохраны ушла в отпуск, а в Кондинском районе загорелся лес. Никто не ожидал такого в октябре-месяце и на огромный пожар среагировали только через 4 дня.
С точки зрения вопросов собственности. В Европейской части действительно будет хорошо, если права простых граждан на сбор дикоросов будут обеспечены, хотя когда внимательно читаешь, то там тоже есть сноски ?если они не наносят ущерб лесному хозяйству?. Я внимательно искал в документе определение ущерба ? нигде это не расписано. Я не уверен, что мы с вами не будем иметь конфликтные зоны.
Что касается нашей территории. Проблема не в том, кто является собственником леса. Проблема в том, что нужна инфраструктура при наших лесных массивах, удаленностью и отсутствием дорожной сети. Я не думаю, что мы с вами получим желающих стать собственниками леса, а до этого необходимо надо еще 15 лет быть арендатором, еще вести лесное хозяйство и обустройство.
Насколько сильно влияет цена барреля нефти на уровень добычи?
Колебания объемов добычи действительно происходят во многом за счет колебаний цен на нефть. Если цены высоки, то автоматически растет и добыча. Если происходит падение цен, то происходит падение добычи. Я могу сказать, что при сегодняшних ценах запасы нефти, которые стоят на государственном балансе, рентабельны на 92-94%. Если цены на нефть упадут на мировом рынке до 18 долларов за баррель, то рентабельными останутся только 54% наших запасов. Делайте выводы. Либо нашему государству необходимо учиться влиять на мировую цену различными способами, либо видеть варианты, связанные с падением добычи и тогда необходима дифференциация платежей. В том числе - платежей за право пользование недрами и вообще всей налоговой политики. Государство должно сегодня настойчиво готовится к ситуации, когда цены упадут ниже 20 долларов за баррель. Не знаю, когда это будет, но все может произойти быстро и в любой момент. Вспомните 97-98 годы?
Действительно ли в Ханты-Мансийском автономном округе в этом году будет добыта 8- миллиардная тонна нефти?
Да. Прошло четыре года с февраля 2000-го и мы приближаемся к 8 миллиардам. Это тоже говорит о движении вперед как компаний, так и органов власти. Ханты-Мансийский автономный округ выполняет главную задачу, возложенную на него Российской Федерацией. Это задача стабильного развития всех отраслей. Объем промышленного производства 575 миллиардов рублей ? самый большой в стране. Поэтому и ответственность лежит огромная. Если мы будем иметь достаточно выдержки, то выстоим в любых ситуациях.
Вы можете назвать точную дату добычи 8-миллиардной тонны?
Ориентировочно это произойдет в сентябре. Может быть получится совместить знаменательное событие с конкурсом профессионального мастерства работников нефтегазовой отрасли.
Значит и ?Черное золото Югры? состоится?
А как же. Компании и люди работают, выполняют свои обязательства перед государством. И не забывайте, что следующее воскресенье ? день геолога. За последние семь лет мы открыли более 130 месторождений. Никто не обращает внимание на эти цифры, поскольку привыкли к нашим масштабом. А в любой другой стране открытие месторождения с запасом в 1 миллион тонн ? и то считается достижением.
Поступали ли в Ваш адрес предложения перейти на работу в администрацию Тюменской области?
Нет, не поступало.
А если бы поступили?
Я думаю, что не ?если бы?.
Как Вы относитесь к процессам, происходящим вокруг разграничения полномочий между субъектами федерации и переговорам представителей юга Тюменской области с руководством Ямала без учета мнения Югры?
Первое ? закон 95-ФЗ принят. Выполнять его или готовиться к его выполнению надо. Что касается разграничения полномочий, я считаю, что было бы оптимальным заключение трехстороннего Соглашения и работа в нормальном режиме. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Что касается ?без учета мнения Югры?. Я всегда считал, что на такой большой территории три всегда лучше, чем один. И с точки зрения развития территории и для обеспечения жизни населения. Я думаю, что вы читали или видели интервью Губернатора Филипенко. Акценты расставлены абсолютно правильно.
Будут ли вопросы недропользования и ТЭК переданы в ведение администрации юга Тюменской области? Если да, то как это отразится на благополучии Ханты-Мансийского автономного округа?
Вероятность такая существует, если не будет Соглашения или именного закона об округе. Как это отразится? Мы все жили в предыдущие годы и помним, как принимались решения, даже по земельным отводам Тюменским облисполкомом. Я не думаю, что в условиях такого перехода мы сумеем сохранить положительный потенциал, накопленный за последние 11 лет. В нашем государстве и раньше существовали определенные проблемы в учете мнения населения. Я вообще думаю, что нас очень аккуратно ?разводят?. Лучше бы работали на единую цель.
Возможно ли в нынешних российских политических условиях вести работу над именным законом Югры, добиваться статуса самостоятельного субъекта Федерации? Стоит ли это делать?
Первое ? над законом надо работать и делать его в обязательном порядке надо.
Второе, насчет статуса самостоятельного субъекта. Нас постоянно упрекают в самостийности. На самом деле никто ? ни Дума, ни Губернатор, ни Правительство округа ни разу не заявляли о том, что мы выходим их состава Тюменской области. Я сам глубоко убежден, что не надо всех этих вещей и политиканских действий. Главным объединителем является экономика. И если экономика будет нормально развиваться, вопросы перекройки сами по себе отпадут. Попытка решить вопросы одних за счет других кроме как недовольства или уменьшения общего уровня доходов не несет. Меня всегда удивляет, что мы очень много сил и энергии тратим на перераспределение, вместо того, чтобы выращивать дерево от семечка. Нам бы усилия все бросить на развитие производства, переработки.
Автор: Сергей Занин