Акции нефтегазового cектора сохранили свою привлекательность. Сейчас мировые цены на нефть находятся на высоком уровне и, вероятнее всего, останутся таковыми в обозримой перспективе в силу стечения целого ряда факторов – фундаментального, политического и технологического характера. Однако именно эта многофакторность будет придавать ценам чрезмерную волатильность, что, в свою очередь, будет отражаться на котировках компаний сектора
Январь сбил цены на нефтяном рынке: в это время был зафиксирован минимум в $51.7 за баррель. Однако затем нефтяной рынок пошел на поправку, и цены вернулись на высокие уровни, что играет на руку как нефтегазовому эшелону, так и российскому фондовому рынку в целом.
Акции нефтегазового cектора сохранили свою привлекательность. Сейчас мировые цены на нефть находятся на высоком уровне и, вероятнее всего, останутся таковыми в обозримой перспективе в силу стечения целого ряда факторов – фундаментального, политического и технологического характера. Однако именно эта многофакторность будет придавать ценам чрезмерную волатильность, что, в свою очередь, будет отражаться на котировках компаний сектора. Тем не менее средняя цена будет находиться на высоком уровне, поскольку по фундаментальным характеристикам мировой нефтяной рынок хоть и сбалансирован, но в экстремальной ситуации ему может не хватить резервов для маневра.
Высокие цены будут работать на укрепление позиций российских нефтегазовых компаний, и у них есть все основания улучшить свою фундаментальную привлекательность. При снижении нефтяных цен, которое наблюдалось в первом квартале, инвесторы немного запаниковали, они предпочитали продавать акции нефтегазового эшелона, в особенности государственных компаний, и перекладываться из эшелона в секторы, более защищенные от изменений конъюнктуры на внешних рынках. Сейчас, когда цены идут вверх, они вновь возвращаются в сектор.
,Геополитические страхи, которые двигали рынок в конце 2005 – начале 2006 года, но отошли на второй план осенью прошлого года, в последние несколько недель вновь вышли на авансцену и стали играть решающую роль в механизме движения нефтяных котировок. Цены на нефть взмыли вверх до максимумов последнего полугода. Трейдеры стали активно следить за политическими новостями вокруг Ирана, четвертого в мире производителя нефти. Цена нефти взлетела на 7% из-за напряженности вокруг захвата Ираном британских моряков. Участники рынка опасались проведения силовой операции против Ирана, которая может остановить поставку сырья из этой страны на мировой рынок, и перебоев в поставках в целом из Персидского залива. Когда появилась информация о возможном военном вторжении, цены по некоторым фьючерсным контрактам подскочили до $68 за баррель. Это цена политики. Тем не менее, после разрешения ирано-британского конфликта цены удержались на взятых высоких уровнях.
На рынке и так до этого преобладали бычьи настроения, и нефтяные котировки и без иранского фактора вышли на ралли, подогреваемые ростом спроса на топливо в связи с началом автомобильного сезона и увеличением объемов нефтепереработки. Сбои на американских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и забастовка докеров Марселя, поставившая под угрозу французский топливный рынок, добавили напряженности на рынке и стали еще одним фактором поддержки высоких нефтяных цен. В этом смысле новый виток конфликта вокруг Ирана попал на уже подготовленную почву.
Здесь еще надо вспомнить, что в целом в первом квартале ситуация на рынке нефти была крайне неустойчивой, из-за чего цены были очень уязвимы к любой новости, будь то политика или погода, что хорошо видно по разнонаправленности движения нефтяных котировок и амплитуде их колебаний. Необычайно теплая первая половина зимы серьезно сбила цены, однако потом зима в некоторых регионах все же взяла свое, и цены вновь двинулись вверх. В течение первых двух месяцев квартала запасы нефти в странах ОЭСР снизились на 1.26 млн баррелей в день, что заставило нефтяные цены сдвинуться с уровней $50 за баррель на отметки $60-63. Международное энергетическое агентство (IEA), получив эту статистику, стало нагнетать опасения, указывая, что, несмотря на рост добычи, рынок может столкнуться с дефицитом топлива в ближайшее время, если только ОПЕК не увеличит свои объемы добычи.
,
Однако на последнем заседании картель принял решение ничего не менять. Члены ОПЕК утверждают, что нефти добывается достаточно и никакой опасности для потребителей нет. Причем картель считает, что и цены находятся на приемлемом для всех уровне – как для самих производителей, так и для потребителей. И даже если они немного снизятся, они останутся в коридоре ожиданий нефтяных шейхов. На этот год устраивающий шейхов уровень – $55-60 за баррель. Поэтому можно предположить, что ОПЕК незамедлительно применит меры, если цены выйдут из заданного коридора.
Впрочем, здесь стоит отметить, что сокращение запасов в зимнее время, вокруг которого было сломано немало копий, было вовсе не экстраординарным, и оно наблюдается уже почти десятилетие.
Несмотря на частые смены настроений на рынке в первом квартале, в среднем котировки двигались около отметки $60 за баррель, найдя на этом уровне некоторую поддержку. По нашим расчетам, при сбалансированной ситуации на рынке обоснованным уровнем является $55-60 за баррель. Спрос на нефть продолжает расти: мировые потребности в нефти этом году увеличатся в среднем на 1.3 млн барр./день. По сравнению с прошлым годом рост составит 1.5%. По оценкам IEA, спрос на нефтепродукты повысится на 1.8% -- до 86.0 млн баррелей в день. Китайская и индийская экономики, которые являются одним из главных генераторов спроса, пока в нормальной форме, что задает оптимизм производителям. Рост спроса будет поддерживать цены на существующем уровне.
,
В начале второго квартале, правда, появляется сезонный фактор снижения спроса, однако он серьезно влияет не на всю номенклатуру топлива, а лишь на некоторые его виды (в частности, печного топлива в Азии). Однако НПЗ традиционно увеличивают крекинг сырой нефти в мае и июне, чтобы покрыть пик летнего спроса. По оценкам МЭА, текущий год не является исключением: подавляющая часть мощностей в разных регионах мира находится в режиме ожидания до мая, и НПЗ увеличат закупку сырой нефти с середины апреля, для того чтобы иметь достаточные запасы перед началом летнего сезона, характеризующегося повышенным спросом на бензин. В это время цены традиционно находятся на более высоком уровне.
Естественно, на карте остаются макроэкономические риски, и в частности возможность замедления развития экономики США, изменения ставки ФРС и пр. Это может сбить цены. Однако другие страны, в частности Европы (например Германия, Великобритания), которые сохранили высокую динамику, способны ограничить или компенсировать негативное влияние от падения темпов роста экономики США. К тому же в последнее время темпы роста США пересмотрены в сторону повышения с 2.2% до 2.5%, что является позитивным знаком.
В целом с точки зрения фундаментальных факторов и макроэкономического фона нефтяной рынок выглядит довольно устойчивым, что поддержит нефтяные котировки во втором квартале. Кроме того, поддержкой рынка будут сезонные повышательные факторы, а также риски геополитического характера. Однако, учитывая сильную волатильность рынка, инвесторам следует принимать во внимание, что котировки компаний будут столь же неустойчивыми.
,
,
Позитивный сдвиг в стратегии российских компаний состоит в том, что они намерены последовательно снижать объемы экспорта сырой нефти и увеличивать объемы нефтепереработки, что повысит их выручку.
Нефтяники также стали активнее инвестировать в разработку новых месторождений и наращивание запасов. Этот показатель важен для инвесторов, поскольку позволяет оценить, насколько компания настроена на долгосрочное развитие и насколько она устойчива.
,Наиболее привлекательными, по нашему мнению, выглядят компании ЛУКОЙЛ – благодаря проводимой политике диверсификации, акценту на нефтепереработке и нефтехимии и стратегии на пополнение зарубежных активов. Cургутнефтегаз – благодаря существующему потенциалу роста (компания по-прежнему является недооцененной по фундаментальным показателям). ТНК-BP – выделяется на фоне коллег щедрыми дивидендами, что вкупе с нацеленностью компании на долгосрочное развитие позитивно оценивается акционерами; НОВАТЭК – обращает на себя внимание стабильностью бизнеса и большими резервами. Во втором эшелоне привлекательно смотрятся Красноярскнефтепродукт и Ярославнефтепродукт: компании демонстрируют рост показателей и хорошие выплаты дивидендов. Татнефть имеет также потенциал роста благодаря некоторым сдвигам в стратегии и обещаниям платить больше дивидендов.
Недооцененными выглядят нефтесервисные компании. В условиях высоких цен эти компании имеют большой портфель заказов, и их бизнес менее уязвим, чем бизнес самих нефтяных компаний, при снижении цен на нефть.
Нефтесервисный рынок в последнее время значительно структурировался: многие мелкие игроки были куплены более крупными, и это увеличило портфель заказов оставшихся и позволило сделать их выручку более устойчивой. В настоящее время мы оцениваем справедливую стоимость российских нефтесервисных компаний и потенциал их роста.
Компании, которые связаны с переработкой сырья, и прежде всего с нефтехимической отрасли, также являются привлекательными для инвесторов в силу произошедшего структурирования рынка и роста объемов переработки нефти в России, а также c учетом роста спроса на подобную продукцию и активно происходящего импортозамещения. Дочерние предприятия СИБУРа показывают хорошую динамику показателей и имеют устойчивые позиции на рынке. Хороший потенциал роста у Казаньоргсинтеза
Автор:
Максим Шеин, Екатерина Кравченко