«Я, конечно, большой начальник, но не считаю, что вправе все и
вся решать, в том числе подменяя собой специалистов, в данном
случае в области экологии».
- Владимир Путин.
- Очень скоро все города, губернии и республики России последуют
примеру Лужкова, - рассказали нам в окружении администрации
Президента.
- Мы обязаны оставить нашим детям после себя чистую страну…
Напомним, что Юрий Лужков запретил с 1 апреля 2008 года въезжать в
пределы третьего кольца Москвы грузовикам, чьи двигатели не
проходят по нормам «Евро-2». Этим он решил улучшить экологическую
ситуацию в столице.
- Разумеется, это не президентское дело, - объяснили нам те же
источники, - решать экологические проблемы на местах. Президент
обозначает свое видение вопроса, а главы регионов, руководители
компаний, лица, ответственные за экологию, должны навести порядок
каждый на своем месте.
Противники данного решения ссылаются на права человека. Однако
достойно аргументировать свой протест они не могут. Во всяком
случае, все их высказывания, как говорится, «безоружны» перед
доводами чиновников.
- Да, у людей есть право на свободу передвижения, - признает
разработчик постановления мэрии Леонид БОЧИН, глава Департамента
природопользования, - но еще есть право на благоприятную среду
обитания. Пешеходов-то у нас больше, чем водителей, поэтому мы и
городские автобусы на современные нормы переведем.
Проверять грузовики будут гаишники, у водителей должен быть
документ о соответствии «Евро-2». В основном под эти нормы попадают
иномарки и российские машины с импортными двигателями.
Но даже эти требования многие считают слишком мягкими.
- Это замечательная мера, но в Европе с 2005 года выхлопы
ограничивают уже по нормам «Евро-4», более строгим, - говорит
Николай Кривозерцев из независимой компании «Экостандарт».
Если, вслед за белокаменной, подобные меры примут и другие регионы
страны, то сразу встает вопрос: «А сможет ли Россия обеспечить сама
себя качественным топливом?»
Вопрос более чем актуален, особенно если учесть постоянно растущий
автопарк и необходимость модернизации огромного числа
нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
- При нынешних темпах развития автопарка и количестве старых
несовременных НПЗ, - считают эксперты нефтегазовой промышленности,
- дефицит качественного топлива страна ощутит через 5-ть, максимум
- 6 лет. Но этого, к счастью, не произойдет…
Эксперты заявляют, что ускоренная модернизация
нефтеперерабатывающей отрасли идет полным ходом. Практически все
крупные компании вкладывают огромные суммы в реконструкцию
перерабатывающих заводов.
Реальную же проблему эксперты видят в пиратстве, то есть, в продаже
некачественного, кустарного топлива под видом стандарта.
30% от всего бензина, продаваемого в России, - произведено
контрафактным путем. Именно эту цифру озвучил на совещании в
Минпромэнерго РФ вице-президент Российского топливного союза
Евгений Аркуша.
И в то время, как отечественные нефтегазовики вкладывают в
экологические и природоохранные проекты ежегодно десятки миллионов
долларов, «пираты» продолжают портить имидж всей перерабатывающей
отрасли. Единой схемы борьбы с «кустарниками» пока не выработано.
Есть ряд предложений, в том числе и ужесточение санкций: переход от
системы штрафов к уголовному преследованию продавцов «грязного»
топлива.
Заинтересовались чиновники и предложенным компанией «Лукойл»
способом цветового контроля. Бензин, словно яйца к пасхе,
предлагают красить разными цветами. Компания представила программу
«Окрашенный бензин», позволяющую рационально решать проблему
контроля качества автомобильного бензина. С целью идентификации
своей продукции предприятия «Лукойл» аж с мая 2001 года перешли на
выпуск окрашенных бензинов массового потребления. Бензин А-76
окрашивается в красный цвет, АИ-92 - в голубой.
Для предотвращения подделок окрашенных бензинов в их состав будут
вводиться бесцветные биологические маркеры. В технологической
цепочке (НПЗ - нефтебаза - АЗС) предусматривается визуальный
контроль за цветом топлива и внедрение приборного метода
определения наличия и концентрации маркера. Крупные дилеры и
нефтебазы компании оснащаются специальными приборами-флуометрами
для количественного определения содержания маркеров в бензинах.
Для окраски бензинов применяются красители немецкой фирмы БАСФ
(BASF), а в качестве биомаркеров - продукция компании «Шеврон
Оронайт» (Chevron Oronate).
Применение красителей и маркеров не вызывает изменения
потребительских свойств бензинов и не отражается на его конечной
стоимости.
Автор: Денис Козлов