Владимиру Путину доставляет особое удовольствие не только разъезжать на Ладе Калине канареечного цвета по городам и весям, но и "попинывать" проект Nabucco. Все время существования конкурента "Южному потоку" власти страны пытались не только доказать, что у европейского проекта нет будущего, но и скупить весь газ, на который рассчитывал трубопровод.
«Главная проблема Nabucco - отсутствие гарантированных объемов необходимого продукта в этой трубе, нет источника заполнения системы», - заметил Владимир Путин. «Россия туда поставлять ничего не будет, в Иране эти месторождения пока не разработаны, в Азербайджане объемы маленькие и, кроме того, Азербайджан подписал контракт на поставку газа в Россию», - перечислил Путин. «Есть еще Туркмения, но пока не ясны возможности по объемам, поскольку с территории Туркменистана проложен газовый маршрут в Китай на 30 млрд кубометров газа», - добавил он.
Кроме того, по словам российского премьера, есть и другие трудности, мешающие реализации этого проекта. «Есть территориальный спор между Туркменией и Азербайджаном по разделу Каспийского моря, и в этих условиях прокладывать систему, на мой взгляд, затруднительно, я очень мягко говорю, если не сказать - невозможно», - добавил Путин.
Посмотрите - в одном выступлении мы узнали массу полезной информации, даром, что премьер-министр России работает на конкурирующую организацию. Во-первых ясно, что надеяться на газ для Nabucco европейцы могут из ряда каналов. Это Россия, Иран. Азербайджан и Туркмения. Во-вторых, ясно, что со всеми этими направлениями строителей европейского трубопровода могут ждать проблемы.
Россия, по понятным причинам, ничего поставлять в Nabucco не будет. Хотя, идея с чисто экономической точки зрения могла бы быть неплохая - те же самые объемы наша страна могла обеспечить на раз, обойти покрадывающуют голубое топливо Украину тоже. Только вот не для того строиться многомиллиардный проект "Южного потока", чтобы ориентироваться только на экономическую целесообразность. Не случайно, когда несколько месяцев назад Палло Скарони, глава итальянской ENI, что строит вместе с "Газпромом" "Южный поток", заикнулся о хорошей идее объединить два трубопровода-конкурента, его предложение было встречено в штыки. Объединение - это потери многомиллиардных контрактов для подрядчиков "Газпрома" и признание неэффективности выбранной стратегии развития. А ведь газа у России столько много, что несколько десятков миллирдов кубометров можно было бы пустить и через Nabucco.
Хорошо, без России, так без России. Вторым крупным поставщиком газа в Nabucco мог бы стать Иран. Действительно, Тегеран обладает вторыми по запасам месторождениями газа в мире. Но есть несколько проблем. Первая - геополитическая. Страна активно исследует ядерные технологии. По словам президента страны, это чисто мирная инициатива, но кто поверит в это, когда рядом находится столь нелюбимый Израиль, стереть с лица земли который обещает каждый глава Ирана. Это очень не нравится США, которые призвали мировое экономическое сообщество бойкотировать инвестиции в Иран и пригрозил санкциями тем, кто все же ослушается Америку. Говорят о политической составляющей и участники консорциума по строительству - два проектируемых подводящих газопровода на грузинско-турецкую и иракско-турецкую границу остаются на повестке дня, а третий газопровод, который должен был подвести газ на турецко-иранскую границу, уже не планируется «из-за текущей политической ситуации», говорится в официальном сообщение консорциума проекта. Другой вопрос более интересен - у Ирана просто нет газа для его продажи, Страна сама покупает его у своих соседей, у той же Туркмении. Парадоксально, но, обладая гигантскими запасами, Тегеран чуть было не замерз прошлой зимой.
«Без сырьевой базы Ирана проект тяжело реализуем. При этом Иран вынужден сам импортировать газ, так как у него нет финансовых возможностей для развития добычи», - отметил глава российского газового общества Валерий Язев. В таких условиях Иран может затребовать многомиллиардные инвестиции от стран Европы, что, в условиях кризиса, станет серьезной проблемой для проекта. Кто будет вкладывать миллиарды не только в непонятную трубу, но и в неразвитые месторождения на территории, которая обложена санкциями? Но ответ на этот вопрос есть - тот же "Газпром" санкции просто не пугают. Если компания сможет получить лицензии на разработку месторождений "Южного Парса", то сама сможет регулировать уровень добычи в первые годы. А раз так, то и регулировать тот объем, который может поступать в сухую пока трубу Nabucco.
Но, судя по всему, в консорциуме не особо и верят в Иран и Россию. Для них участие Азербайджана и Туркмении куда важнее. «Проект Nabucco имеет особое значение для сотрудничества с Азербайджаном. Для этого проекта требуются миллиардные инвестиции, а также необходимо сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции. Азербайджан может обеспечить большую часть газа для Nabucco, но не все, так как растут его внутренние потребности в газе и увеличиваются контракты на поставку газа с соседними странами», - отметил Эттингер. Еврокомиссар надеется, что решение о реализации проекта будет принято до конца 2010 года. Еврокомиссар считает, что именно «Азербайджан играет ключевую роль в поставках газа для Nabucco, но важно наличие и других поставщиков для успешного развития проекта».
Давайте разбираться с Азербайджаном, откуда у строителей Nabucco такая большая уверенность в Баку? По их словам, есть надежда на поставки 8 миллиардов кубометров газа в год для Nabucco из Азербайджана. Сам Азербайджан подпитывает эти надежды - он отмечает, что сможет обеспечить поставку газа по трубопроводу Nabucco в объеме около 7 миллиардов кубических метров, «когда или если газопровод начнет свою работу», сказал на Черноморском энергетическом и экономическом форуме в Бухаресте заместитель вице-президента компании SOCAR Виталий Беглярбеков, пишут европейские СМИ. По его словам, хотя SOCAR не заключала соглашения с консорциумом проекта Набукко, она может обеспечить около семи миллиардов кубических метров газа в год или около четверти изначальной ежегодной мощности трубопровода.
Заметили? Азербайджан сам пока этого газа не имеет, но надеется его поставлять, когда трубопровод заработает. А это состоится не ранее 2018 года. Кто строит газопроводы, наполнять контрактами который будут только после его строительства? Наверное, это особенность строительства трубопроводов, мотивами возведения которых были не только экономические мотивы. . «Но я теоретически не исключаю, что это возможно( строительство Nabucco), если найдется заинтересованная компания, которая без заключения многолетних контрактов на поставку начнет вкладывать миллиарды», - сказал премьер-министр России об этом в очередном своем выступлении.
«Продолжаются переговоры с Азербайджаном, президент Ильхам Алиев поддержал проект и положительно высказался о получении нами газа из месторождения «Шах Дениз», - отметил глава австрийского нефтегазового концерна OMV Вернер Аули. Вся надежда Nabucco на месторождения "Шах-Дениз", которое только выйдет на проектную мощность не ранее 2012 -2014 года. Пока же Азербайджан добывает 8 млрд кубометров газа, планирует порядка 30! А мощности Nabucco - 31 млрд кубометров. Есть и еще одна проблема для европейцев - "Газпром" успел первым.
Концерн намерен выкупать весь свободный азербайджанский газ. В декабре прошлого года компания подписала договор о том, что будет покупать от 500 млн до миллиарда кубометров газа, а совсем недавно, после переговоров Ильхама Алиева с Дмитрием Медеведевым, эта цифра увеличилась вдвое. И это из добываемых пока 8 млрд кубометров - то есть, 25% всей добычи. Не исключено, что с началом работы месторождения Шах-Дениз, объемы покупок могут увеличиться. На это указывают следующие факты - не установлена верхняя граница объемов закупки газа. Покупка свободного газа станет ударом по планам Евросоюза построить газопровод Nabucco в обход России. Азербайджан ушел в Россию.
Остается Туркмения. Оптимизма консорциуму попытался добавить глава страны, Гурбунгалы Бердымухамедов. О том. что все проекты поставок газа из Туркмении будут успешны заявил на пресс- конференции по итогам состоявшейся в Стамбуле встречи глав государств тюркоязычных стран президент Туркмении. По его словам, «богатство туркменских недр наглядно продемонстрировали результаты независимого аудита запасов месторождений Южный Елотен-Осман и Яшлар, проведенного в 2008 году авторитетнейшим экспертом - компанией «Гаффни Клайн». «Как показали последующие исследования, ресурсы этого грандиозного месторождения (Южный Елотен-Осман) достигают уже 18 трлн кубометров газа», - подчеркнул туркменский лидер. Начальный этап его промышленного освоения начался с подписания в прошлом году крупных контрактов общей стоимостью около $10 млрд, сообщил Бердымухамедов.
Neftegaz.RU уже несколько раз сомневался в адекватности подсчетов туркменских богатств и планах страны стать крупнейшим экспортером газа. Напомним, на чем строятся эти сомнения - страна добывает порядка 70-80 млрд кубометров. Ранее 40 из них она продавала России, 40 планировала продавать Китаю, около 10 млрд Ирану и еще 30 млрд для Nabucco. Любой первоклассник скажет вам, что что-то здесь не сходится. Даже при наличии гигантских инвестиций в добычу газа, Туркмения просто не сможет обеспечить все страны.
Как вы понимаете, ключевым для нее является контракт с Китаем - страна все больше и больше засматривается на своего большого восточного соседа. Нет «никакой трагедии или даже драмы» для России в том, что Туркмения начала поставлять газ в Китай, - уверен Валерий Язев. «Туда пойдет 40 млрд кубов газа, у Туркмении больше не останется газа на Nabucco, - сказал он, - шантажировать нас перестанут, по крайней мере». «Таковы реалии, и нам нужно учиться работать в этих конкурентных условиях». Зампредседателя уверен, что формирование цены «наоборот упростит переговоры с китайцами по цене российского газа». Россия также готова покупать туркменский газ. Но хочет сделать это дешевле, чем это было раньше, да и прежние объемы Москву не интересуют. «Газпром» намерен закупать у Ашхабада не более 10,5 миллиарда кубометров газа в год. За тысячу кубометров туркменского газа «Газпром» готов платить 222 доллара, за вычетом расходов на транзит она будет примерно соответствовать европейской (около 300 долларов). Отметим, что «Газпром» покупал более 40 млрд кубометров газа в Туркмении ранее, пользуясь своим монопольным положением на его транспортировку. Затем туркменская сторона начала политику увеличения цен на газ, мотивируя это тем, что газ из Средней Азии нужен всему миру.
Если взять эти цифры за основу, добавить к ним китайские 40 млрд кубометров и 10 млрд для Ирана, то пока Туркмения может экспортировать около 10 млрд. Стоит ли игра свеч для иностранцев, которые готовы профинансировать разработку месторождений? Вряд ли…
"России следует закупать весь азиатский газ, включая иранский. Да, этот газ дорогой, но таким образом мы, во-первых, сохраним собственные месторождения, а, во-вторых, уменьшим интересы азиатских стран в сотрудничестве с Западом", - заявил президент Российского газового общества, Валерий Язев. Россия готова покупать азиатский и иранский газ, чтобы не пустить его в Nabucco. Дорого, ли, дешево - в разрезе статуса собственных проектов Россию это мало когда интересовало. Возникает другой вопрос - почему два проекта, направленные на обеспечение энергетической безопасности Европы, этой проблемы не решают. Скупая весь газ в Средней Азии, Россия и консорциум по строительству Nabucco взвинчивают цены на него, делая положение еще более опасным. С другой стороны, это приносит хорошую прибыль для поставок сжиженного газа из Катара и природного газа из Норвегии. Не получилось бы так, что весь скупленный участниками спора газ им придется продавать друг другу.