USD 97.8335

-0.24

EUR 105.451

-0.12

Brent 73.9

-0.08

Природный газ 2.665

-0.01

...

Когда ждать первый газ с Ямала?

Всеми нами горячо любимый Газпром, флагман отечественного фондового рынка по рыночной капитализации, отягощен весьма солидной, если не сказать колоссальной, инвестиционной программой.

Когда ждать первый газ с Ямала?

Всеми нами горячо любимый Газпром, флагман отечественного фондового рынка по рыночной капитализации, отягощен весьма солидной, если не сказать колоссальной, инвестиционной программой.

На минувшей неделе руководство компании заявило о пересмотре плана инвестиций на текущий год более чем на 50% (!) - до 1180 млрд руб

Но одно дело долгосрочное планирование инвестиционных усилий и немного другое - реализация намеченных грандиозных планов, да еще и в условиях кризисных и посткризисных. Предлагаю обратить пристальное внимание на то, успешно ли осуществляется ранее анонсированная, преданная огласке и уже заложенная в котировки инвестпрограмма Газпрома в части реализации первоочередного стратегического мегапроекта - «Ямал».

Четыре года назад газовой монополией совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) была разработана актуальная версия программы комплексного освоения газовых месторождений полуост рова Ямал и прилегающих акваторий. Ключевой промышленной зоной проекта является Бованенковская во главе с одноименным месторождением-гигантом, чья проектная мощность добычи достигает четверти от нынешнего годового объема добычи Газпрома.


На момент утверждения программы в правительстве в 2007 году предполагалось к концу текущего года выйти на объем добычи в 7,9 млрд куб. м, что составляет лишь 7% от проектного объема для первого этапа всего проекта (2015 годы) и около 3% от перспективного (2020-2025 годы).

Старт реализации проекта был дан под занавес 2008 года. Но уже по прошествии 2 кварталов, в июне 2009 года, в Газпроме заявили (естественно, сославшись на глубину кризиса) о существенном переносе сроков выполнения работ. Дедлайн завершения первого этапа мегапроекта был сдвинут на 1 год (до 2016 года), а сроки первоначальной стадии первого этапа (цель - добыча первых объемов топлива) - на 3-й квартал 2012 года. По факту финансирование «Ямала» в 2009 году было сокращено сразу на треть - до $5 млрд! Более того, в марте 2010 года произошло еще одно сокращение «ямальского» бюджета, но на этот раз ключевые сроки пересмотрены не были.

В этой связи депрессивное поведение котировок акций Газпрома во 2-м и 3-м кварталах прошлого года и вообще их отставание в динамике посткризисного восстановлении от индексов представляется более обоснованным. Ведь перелом негативной тенденции в реализации долгосрочных проектов, а значит, и в прогнозировании будущих денежных потоков самой монополией, произошел совсем недавно. Некоторые свидетельства такого перелома удается обнаружить, анализируя факты, касающиеся хода работ на Ямале.

Первоначальная стадия освоения Ямала включает 4 крупных блока работ по обустройству Бованенковского месторож дения и возведению инфраструктурных объектов.

Первый блок включает в себя создание непосредственно объектов добычи на Бованенкове, а именно ввод в эксплуатацию двух первых пусковых комплексов по обустройству залежей природного газа, суммарная годовая производительность которых превысит 15 млрд куб. м, то есть десятую часть проектной мощности месторождения.

По плану в 2012 году должны быть введены в эксплуатацию 60 скважин, половина из которых практически готовы к добыче. По факту к 3 февраля 2011года на первом пусковом комплексе была завершена работа по возведению первого и начат монтаж оборудования на втором из трех модулей установки комплексной подготовки газа (УКПГ); в 29 из 67 пробуренных скважин спущено подземное оборудование (завершающая стадия). 2 марта менеджмент сообщил о том, что работы по сооружению добывающих объектов идут строго по графику поэтапного ввода.

Второй блок работ «Бованенковской ст адии» мегапроекта представляет собой начало сооружения современной системы транспортировки газа, которая свяжет вновь освоенные ямальские месторождения с существующей Единой системой газоснабжения (ЕГС) России.

Проект системы эвакуации газа с Бованенкова подразумевает сооружение магистрального трубопровода «Бованенково-Ухта» с подводным переходом через Байдарацкую губу (залив на берегу Карского моря западнее Ямала). К началу следующего года должна быть сооружена 1 нитка из 5 на отрезке «Бованенково-Ухта», включая 2 нитки из 4 через Байдарацкую губу.

Первая нитка участка через Байдарацкую губу была завершена в 2009 году, в августе-октябре 2010 года (навигационный период) уложено 50 из 72 км второй нитки (итого 85% протяженности за 83% временного лимита). В зимний сезон 2010-11 годов успешно проведены испытания уже построенных частей газопроводов. К 1 июня 2011 года было сварено 979 из 1200 км первой нитки линейной части труб опровода (82% протяженности).

Таким образом, в части строительства газотранспортной системы монополист с очень высокой вероятностью укладывается в сроки выполнения программы-минимум на 2012 год.

Третьей составной частью графика работ по освоению Бованенковского месторождения стало обеспечение железнодорожного сообщения на участке «п.Обская - ст.Бованенково -ст.Карская». Практическое значение - доставка материалов и техники для обустройства Бованенкова, эвакуация с месторождения продукции в виде газового конденсата и др. Экстремальная экология Ямала обусловила применение уникальных технических решений.


В 2008 году планировалось, что 525 из 572 км полотна (отрезок «Обская-Бованенково») должны быть построены до конца 2009 года. Сегодня объект завершен на 100%.

Примечательно, что, несмотря на общее сокращение финансирования, эта часть проекта была реализована практически в срок, обозначенный до кризиса: 10 января 2010 года открыто сквозное движение на вышеупомянутом 525-километровом участке дороги и обозначен срок ввода пути до конечной станции Карская в 3-м квартале 2010 года. Во втором квартале 2010 года в связи с тем, что ожидается дальнейшее замедление темпов, говорилось о том, что в полном объеме осуществлять доставку материально-технических ресурсов железнодорожным транспортом удастся лишь в конце 2011 года.

Пессимистический сценарий не осуществился, к концу прошедшего года темпы строительства ускорились. Движение до конечной станции Карская было открыто 15 февраля 2011 года. Таким образом, дедлайн, установленный после ввода «основного» участка дороги, соблюден не был, но максимально допустимого замедления темпов строительства не произошло.

Четвертым крупнейшим объектом Бованенкова стало с троительство одноименного аэропорта, в кризис также отсроченное на год, до начала 2013 года. Ввод в эксплуатацию первой очереди (полосы, рулежной дорожки и перрона для вертолетов с пропускной способностью 10 единиц) состоялся 18 апреля 2011 года, почти на три квартала раньше дедлайн (для первой очереди). Я полагаю, что есть шансы завершить весь объект в «докризисные» сроки.

Итак, по приблизительным оценкам, на сегодня инвестиционная программа первоначального освоения Бованенкова реализована более чем на 70%. С высокой вероятностью газовому гиганту удастся завершить намеченные работы в третьем квартале будущего года.

Более того, темпы освоения Ямала в ближайшие годы могут быть несколько ускорены. Менеджмент в последние месяцы все более оптимистично оценивает будущий спрос на продукцию в Европе и Азии. Ливийские и японские события, а также последнее решение немецких властей о закрытии через 11 лет всех АЭС в республике, создали фундам ентальную основу для роста потребления голубого топлива. В то же время неустойчивое восстановление мировой экономики и стремление европейских потребителей диверсифицировать структуру поставщиков газа являет собой основной риск для долгосрочного прогнозирования.



Автор: Антон Конкурентный