Все
предостережения, по-видимому, не дали никаких результатов. Погоня
за арктическими ресурсами продолжается и даже ускоряет темп,
несмотря на предупреждения ученых и природоохранных организаций,
которые говорят об айсбергах, бурях и разливах нефти. Такой вывод
можно сделать после первого дня конференции «Арктические рубежи»,
которая проходит с 23 по 27 января в норвежском Тромсе. В ней
принимают участие политические деятели, эксперты и предприниматели
из арктических государств: США, России, Норвегии, Канады и Дании
(она получает доступ благодаря Гренландии).
Лучшим примером стала организатор конференции Норвегия, министр нефти и энергетики которой Ола Бортен Мое (Ola Borten Moe) с удовлетворением подчеркнул (при этом напомнив, что его страна - один их мировых лидеров в области устойчивого развития), насколько успешной оказалась нефтяная и газовая стратегия Осло в Баренцевом море.
Добро пожаловать в новую Арктику
Еще никогда ранее, по его словам, процесс выдачи нефтяных концессий норвежским правительством не привлекал столько компаний: интерес к разведке в Северном Ледовитом океане проявили 37 предприятий!
Состоявшееся летом 2011 года после десятилетий переговоров подписание Москвой и Осло соглашения о морских границах позволило ускорить реализацию норвежских проектов. Обнаруженные государственной компанией Statoil крупные месторождения Скругард (апрель 2011 года) и Хавис (январь 2012 года) в Баренцевом море были объединены в одну концессию на севере от месторождения Снёвит, что вызывает неподдельный оптимизм в Норвегии, где говорят о появлении «нового нефтяного региона». Здесь находится от 400 до 600 миллиардов баррелей нефти, добыча которой должна начаться до 2020 года.
Такая атмосфера заразна. В 2008 году, то есть год спустя после
российской экспедиции, которая установила флаг страны на океанском
дне, арктические государства сделали совместное заявление о том,
что «битвы за Арктику» не будет. Тем не менее, после нескольких лет
затишья соперничество вновь обостряется.
Вице-президент Statoil Тим Додсон (Tim Dodson) не стал уподобляться политикам 2008 года и прямо заявил, что «гонка за позиции в Арктике началась». Так, помимо двух недавно открытых месторождений Statoil принимает участие в проектах по всей Арктике: в Чукотском море, в море Бофорта (разрешение было получено в 2010 году), на западе Гренландии (компания выступает партнером Shell в двух проектах) и на северо-востоке Гренландии (разрешения были выданы в этом году).
Путинская Россия и "новая эпоха индустриализации в Арктике"
Россия же в очередной раз откладывает принятие решения по инвестициям в Штокмановское газовое месторождение. В то же время коммерческая добыча на открытом в 1989 году нефтяном месторождении Приразломное в Ямало-Ненецком автономном округе может начаться уже в этом году.
Кроме того, в конце августа прошлого года Роснефть и американская компания Exxon подписали крупное соглашение о разработке ресурсов в Карском море, где, по прогнозам Геологической службы США, находятся крупнейшие в Арктике запасы газа.
В Канаде убедительная победа консерватора Стивена Харпера (Stephen Harper) на выборах весной 2011 года облегчила тому задачу по продвижению проектов по добыче нефтяных и минеральных ресурсов на крайнем севере. На конференции в Тромсе министр природных ресурсов Квебека Клеман Жиньяк (Clément Gignac) уточнил список мер по реализации «северного плана», который предполагает 25-летнюю программу развития добывающей отрасли: будет открыто 11 новых шахт и освоено несколько лесных массивов.
Сенатор от Аляски Лиза Мурковски (Lisa Murkowski) подчеркнула, что приоритетами для Америки являются нефть и газ: «В то же время мы интересуемся другим возможным источником энергии, если, конечно, у нас получиться обеспечить его безопасное и эффективное развитие: я имею в виду гидрат метана. На Аляске находится 17 триллионов кубометров этого вещества под землей и почти 1200 триллионов кубометров в море. Достаточно, чтобы обеспечить США на тысячу лет!»
Великая гонка за арктической нефтью
В 2008 году Геологическая служба США сообщила, что на Арктику приходится 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% запасов природного газа. «Газ расположен преимущественно на российской территории, тогда как Аляска обладает наилучшим нефтяным потенциалом», - отметила директор службы Марсия Макнатт (Marcia McNutt). Такое сокровище никто не может оставить без внимания, пусть даже прогнозы американских экспертов по нефти и оказались несколько завышены. Оценки пришлось пересмотреть после пробного бурения, в результате которого было обнаружено больше газа, чем черного золота. «Сейсмические исследования не дали нам этой информации», - признала Марсия Макнатт.
Автор: Оливье Трюк