Заградительная таможенная пошлина на бензин не мешает нефтяным компаниям экспортировать топливо в прежних объемах. По данным Минэнерго, экспорт бензина в январе составил 410 тыс. т, или 13% от произведенного в России. Но высоким спросом российский бензин не пользуется. Основными рынками сбыта до сих пор остаются страны СНГ и Монголия.
В прошлом месяце нефтяные компании продали на российском рынке 2,7
млн т бензина, экспорт составил 410 тыс. т. Больше всех вывез
«Сургутнефтегаз» - 134 тыс. т, отказались от экспорта ЛУКОЙЛ и
Хабаровский НПЗ.
Несмотря на действие повышенной пошлины на бензин (с мая прошлого
года она составляет 90% от пошлины на нефть вместо 67%), объемы его
продаж за рубеж компании не сократили. Для сравнения, по итогам
прошлого года на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т, на
экспорт - 4,1 млн, или 11% от произведенного объема бензина. Такая
же динамика была и в 2010 году: на российском рынке продано 32,3
млн т, а вывезено 3,2 млн т (10%).
В «Башнефти», ТНК-ВР и «Роснефти» воздержались от комментариев.
Источник в госкомпании отметил, что экспорт бензина в феврале может
незначительно увеличиться, при этом его объемы по месяцам будут
находиться вровень с прошлогодними показателями. В «Газпром нефти»
уточнили, что в январе на зарубежные рынки поставили 58 тыс. т, в
феврале объем составит 56 тыс. т. ЛУКОЙЛ вообще не экспортирует
бензин, произведенный в России, сказали в компании. Впрочем, в
Минэнерго считают, что в России бензина достаточно. Вчера
министерство сообщило о росте производства бензинов до 5,64 млн т с
1 января по 23 февраля (+6% к аналогичному периоду 2011 года) и его
запасов в стране до 1,6 млн т (на 23 февраля).
Основными рынками сбыта бензина остаются страны СНГ. По данным
Минэнерго, в январе в Казахстан было продано 90 тыс. т, Киргизию -
78 тыс. т, Таджикистан - 16 тыс. т. В этих странах через свои
«дочки» работают «Газпром нефть» и «Роснефть». В Монголию (поставки
в январе - 35 тыс. т) топливо продают в основном «Роснефть» и
ТНК-ВР.
Российские нефтяники являются главными поставщиками горючего в эти
страны, занимая до 90% рынка. Транспортное плечо от российских НПЗ
до них ближе, чем от других заводов. К тому же добрососедские
отношения с Россией всегда позволяют рассчитывать на преференции, а
в случае кризиса и на помощь российских нефтяников. Так, прошлой
весной из-за проблем на топливном рынке России и введения с мая
новой пошлины на бензин начались перебои с поставкой горючего в
Монголию и Киргизию, в результате руководству стран пришлось
просить содействия в решении этого вопроса у российских
властей.
В рамках Таможенного союза российский бензин продается казахским
потребителям беспошлинно. Но реэкспортировать его они также не
могут. Министр нефти и газа республики Сауат Мынбаев недавно
сообщал о запрете экспорта светлых нефтепродуктов из страны в
течение 2012 года.
Помимо этого в январе нефтяники поставили бензин в Западную Европу
- Нидерланды и Виргинские острова, 157 тыс. т и 47 тыс. т
соответственно. Эксперты полагают, что эти объемы поступают в
порты для дальнейшего экспорта. Это топливо используется и в
химической промышленности, считает аналитик «Уралсиб Кэпитал»
Алексей Кокин.
В настоящее время центр доходности на рынке нефтепереработки
смещается в сторону розницы, а экспорт бензина выгоднее даже с
учетом заградительной пошлины, отмечает директор по развитию и
маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. По его словам, вчера индекс
RTS Oil бензина АИ-95 составлял 29 374 руб. за т, а реализация на
биржевом рынке - 28 860 руб. «То есть при продаже 1 т на бирже
упущенная выгода компании составила бы 922 руб. При этом более
недели назад цены реализации на бирже были ниже на 2 тыс. руб.», -
говорит эксперт. По его мнению, отмена заградительной пошлины
приведет к росту цен на 2835 руб. за тонну бензина.
Автор: Галина Старинская