В правительстве намерены сдерживать цены на бензин путем привязки ставок акцизного сбора для топлива к мировым ценам на нефть. Такой законопроект был разработан Кабмином и вскоре должен быть представлен в Верховную Раду. Участники рынка называют это полумерой - по их мнению, обеспечить стабильность цен без возобновления работы НПЗ невозможно, сообщает "КоммерсантЪ-Украина".
О том, что в Кабинете министров согласовывается законопроект, предусматривающий введение дифференцированных ставок акцизного сбора на нефтепродукты, изданию рассказали сразу несколько высокопоставленных источников в Минэнерго. "Сейчас документ передан Минфину, и первый вице-премьер Валерий Хорошковский в целом поддерживает эту инициативу", - пояснил собеседник. В пресс-службе Минфина вчера, 2 марта, эту информацию прокомментировать не смогли.
Глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина говорит, что предложение ввести плавающую ставку акциза неделю назад обсуждалось на заседании экспертно-аналитической группы по регулированию рынка нефтепродуктов.
"Если нефть станет дорожать, акцизный сбор будет ниже, а если дешеветь - он будет повышаться", - считает госпожа Ляпина. Один из собеседников в Минэнерго добавляет, что законопроект планируется зарегистрировать в Верховной Раде через две недели. "Мы рассчитываем снизить акцизы уже в мае, что позволит остановить рост цен на нефтепродукты", - добавляет он.
Цены на нефтепродукты в Украине начали расти в середине февраля. Последнее подорожание произошло в минувшие выходные - в период с 31 марта по 1 апреля сразу на 10 коп. выросли цены на все виды топлива на заправках, контролируемых группой "Приват" ("Укрнафта", ANP, "Авиас", "Сентоза" и др.). На 4-6 коп. подорожали А-95 и дизельное топливо на заправках Shell и на 2-5 коп. - А-92 на "Oкко" и WOG, отмечают в консалтинговой группе "А-95".
Впрочем, раньше в Кабмине уже отказывались от снижения акцизов на светлые нефтепродукты. В марте этот вопрос рассматривался на заседании правительства, но от этой идеи было решено отказаться из-за угрозы значительных потерь для бюджета (см. "КоммерсантЪ" от 21 марта). "В этот раз все может закончиться так же. Если Минфин не предложит способ компенсации этих потерь, законопроект отклонят, - уверен генеральный директор "А-95" Сергей Куюн. - Компенсатором может быть повышение ренты на нефтедобычу, которая была с начала года снижена". Ставка ренты на добычу нефти в первой декаде января составила 3,3 тыс грн, а начиная со второй - снизилась до 2,6 тыс грн за тонну.
В пресс-службе компании "Лукойл" говорят, что если ставки акцизного сбора будут снижены хотя бы на треть, тогда цены на А-95 можно будет удержать в мае на уровне 11 грн за литр, а на дизтопливо - на уровне 10 грн за литр. "В противном случае, исходя из прогнозов цен на нефть, они вырастут минимум до 12 грн за литр", - отмечают в пресс-службе компании.
Но это лишь временная мера борьбы с ростом цен, отмечают в пресс-службе НПК "Галичина". "Снизить цены в долгосрочной перспективе возможно, только насытив рынок украинскими нефтепродуктами", - считают в компании. Из-за отсутствия заградительных мер для дешевой белорусской продукции за прошлый год доля украинских нефтепродуктов на отечественном рынке упала с 50% до 35%, а после остановки в марте Лисичанского НПЗ она, как ожидают участники рынка, и вовсе снизится до 20%. Эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко отмечает, что нефтепродукты, поставляемые с единственного работающего НПЗ в Украине, Кременчугского, сейчас на 18-22% дешевле импортируемых.
Как сообщалось, ранее Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) совместно с Министерством энергетики и угольной промышленности начал расследование в вопросе роста цен на бензин. Об этом рассказал первый заместитель председателя АМКУ - государственный уполномоченный Рафаэль Кузьмин.
"Выясняем причину повышения на 10-20 копеек. Импортеры объясняют это повышением цены на нефть. Если найдем повышение необоснованным... будем влиять и штрафовать", - сказал Кузьмин.
Подорожание бензина в компаниях объясняют зависимостью украинского розничного рынка от импортных нефтепродуктов. "Уже к маю украинский рынок может стать на 80% зависимым от импорта нефтепродуктов. По данным наших специалистов, доля одних только белорусских нефтепродуктов на украинском рынке высокооктановых бензинов и ДТ в марте составила уже 53%", - сообщают в пресс-службе ТНК-ВР. Компания в этом году остановила работу своего Лисичанского НПЗ, поскольку работа подобных украинских предприятий стала нерентабельной в связи с увеличением акцизов на нефтепродукты с начала года и административной заморозкой цен на них на российском рынке.
Поставлять нефтепродукты на украинский рынок отечественным нефтяникам сейчас невыгодно - их продукция здесь конкурирует с дешевой белорусской (создание в 2010 году Таможенного союза обеспечило Беларусь поставками российской нефти на льготных условиях). В случае экспорта нефтепродуктов за пределы Таможенного союза (в том числе в Украину) Беларусь платит России экспортную пошлину на нефтепродукты, которая в 2011 году была вдвое ниже нефтяной, а с 2012 года составляет 66% нефтяной.