— Расскажите об итогах работы «Газпромнефть Марин Бункера» в 2019 г. Что стало основным событием?
— Прошлый год прошел под знаком подготовки к новым ограничениям международной конвенции Marpol по содержанию серы в судовом топливе, которые вступили в силу с начала 2020 г.
С лета прошлого года мы прорабатывали возможность начала производства на Омском НПЗ Газпром нефти нового топлива с содержанием серы ниже 0,5%. Мы согласовали с заводом все качественные характеристики продукта и объемы его выпуска, и в январе начались поставки продукта в российские порты.
Кроме того, в ноябре-декабре прошлого года мы реализовали в Санкт-Петербурге и Новороссийске (Краснодарский край) 90 тыс. т блендированного продукта с содержанием серы до 0,5%. Рецептуру этого топлива разработали специалисты нашей компании, и перед выводом продукта на рынок были получены необходимые разрешения и лицензии.
— Есть ли какие-либо проблемы с качеством нового продукта?
— Мы отработали технологию производства и имеем 2 варианта топлива — блендированный и заводской продукты, — к качеству которых у судовладельцев нет нареканий.
— Какой объем производства низкосернистого мазута планируется в 2020 г.?
— В этом году мы ориентируемся на цифру в 1,5 млн т, из них 1–1,1 млн т составят поставки судового топлива производства Омского НПЗ, а оставшиеся объемы реализации будут достигнуты за счет продаж смесевого продукта.
— Как вы планируете повысить продажи топлива? Будет ли компания увеличивать свою долю на рынке Дальнего Востока?
— Дальневосточные порты для нас всегда представляли большой интерес, но этот рынок серьезно изменился за последние пару лет, и мы пересмотрели свое видение относительно присутствия на бункерном рынке этого региона. Сейчас мы продаем на Дальнем Востоке небольшие объемы различных бункерных продуктов и внимательно изучаем возможность поставки малосернистого судового топлива. Все будет зависеть от баланса спроса и предложения в данном регионе. Кроме того, есть ряд факторов, которые влияют на развитие этого направления, в том числе и величина железнодорожных тарифов.
— Не опасаетесь ли избытка высокосернистого топлива в текущем году, учитывая резкий спад спроса на этот продукт на бункерном рынке?
— Как вы знаете, на НПЗ «Газпром нефти» проходит масштабная модернизация, направленная на повышение глубины переработки. В результате этого Московский и Омский заводы к 2023–2024 гг. полностью прекратят производство мазута. При этом некоторое время в нашей корзине еще будут представлены высокосернистые продукты, поскольку они востребованы на экспортных рынках, например, через балтийский порт Усть-Луга (Ленинградская обл.).
Кроме того, мы ожидаем, что цены на мазут с содержанием серы до 3,5% скорректируются в бóльшую сторону не только за счет экспорта, но и благодаря спросу со стороны судовладельцев, чьи суда оснащены скрубберами.
— Каковы планы «Газпромнефть Марин Бункера» на рынке речной бункеровки в этом году? Будет ли предложение низкосернистого мазута в таких портах?
— Мы следим за рынком. Если будет достаточный спрос, мы сможем обеспечить покупателей таким продуктом. «Газпромнефть Марин Бункер» исторически работает на внутренних водных путях и реализует достаточно большие объемы топлива. В 2019 г. мы продали около 135 тыс. т топлива, из них 120 тыс. т пришлось на европейскую часть России и 15 тыс. т — на Сибирь и Дальний Восток. Наша доля от общего объема реализации топлива на внутренних водных путях составляет свыше 20%. Около 90% реализуемого топлива составляет судовое маловязкое топливо (MGO) с содержанием серы не более 0,5%. Наша программа реализации в речных портах предполагает зимнюю закладку топлива, которое мы храним до начала навигации в наиболее оптимальных с точки зрения подхода речных судов пунктах — Ростове-на-Дону, Ярославле и других.
— С 1 апреля правительство планирует ввести акциз на бункерный мазут и неподакцизные средние дистилляты. Как это повлияет на рынок?
— Учитывая действующую возможность возврата акциза, мы не видим серьезных факторов влияния и в целом готовы работать и в режиме, который есть сейчас, и в том, который предложат регуляторы. Есть вопрос, как введение акциза повлияет на работу с новым низкосернистым мазутом, особенно полученным в результате смешения. Ждем от регуляторов пояснений, как будет работать схема возврата акциза.
— Известно ли, как будет считаться акциз на такое топливо?
— Важно понимать, какие из производимых компанией бункерных продуктов будут отнесены к средним дистиллятам исходя из их качественных характеристик — содержания ароматики, плотности и ряда других. Поскольку возможны различные конфигурации и варианты решения вопроса, мы сформулировали уточняющие вопросы и адресовали их соответствующим государственным структурам. Но в любом случае мы будем выполнять те требования, которые будут предъявлены.