USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.81

+0.75

Природный газ 2.237

-0.01

...

Проект "Социальная карта Югры": ход реализации

Cоветник Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Шубин, координатор проекта ?Социальная карта Югры?, дает свои комментарии о реализации этого широкомасштабного проекта

Проект "Социальная карта Югры": ход реализации

Социальная карта - универсальный механизм эффективного взаимодействия и информационного обмена в системе взаимоотношений государства и общества.
Проект "Социальная карта" - общегородская интегрированная автоматизированная система персонифицированного учета предоставления социальных льгот жителям города с использованием социальных карт.

Система строится на интеграции городских информационных ресурсов. Инструментом для получения социальной льготы является персональная учетная карта ? Социальная карта горожанина. Социальная карта выдается жителю города, являющемуся получателем социальных льгот или выплат (далее - льготником). В рамках проекта ?Социальная карта? создается и используется система ведения единого реестра социальных льготников, а также система предоставления и персонифицированного учета социальных льгот (выплат).

Департаментом стратегического развития администрации Тюменской области было проведено совещание. По заявлениям официальных лиц администрации области будто бы принято решение о начале реализации масштабного проекта ?Социальная карта?, которая будет действительна на территории трех субъектов Российской Федерации (Ямал, Югра и, собственно, Тюменская область).

Комментарий советника Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергея Шубина, координатора проекта ?Социальная карта Югры?.

- Сергей Викторович, насколько вы информированы об этой идее администрации Тюменской области?

- Во-первых, хочу отметить, что представители Правительства Югры не принимали участия в этом совещании, поэтому мне достаточно трудно оценить - в каком направлении движется юг Тюмени и каковы их планы.
С другой стороны, идея реализации подобного проекта на такой огромной территории как Тюменский регион представляется мне не реалистичной. Этому есть несколько объективных причин. Прежде всего, надо понимать, что Ханты-Мансийский автономный округ является самостоятельным субъектом РФ, самостоятельно формирует бюджет и социальные программы.
Можно поставить вопрос и по другому, а почему бы нам не создать социальную карту вместе с Пермской областью или Томской? Опыт Москвы и Московской области показывает, что это нереально и они реализуют проекты создания социальной карты раздельно. Почему? В первую очередь, это зависит от функционального наполнения карты. Оно зависит от бюджетных процессов, от социальной политики, которая проводится на территории того или иного субъекта Федерации и, соответственно, схемы финансирования этих программ. Структура льгот, их перечень и финансовое обеспечение серьезно различаются во всех субъектах Федерации.
На мой взгляд, проект реализовать технологически легче в замкнутой системе, локально. Представьте себе, если бы компания ЮТэйр, занимаясь автоматизацией своей деятельности, вдруг решила бы включить в этот процесс и Аэрофлот, и авиакомпанию ?Сибирь?, и Трансаэро и т.д.
Нужно определить рамки возможного. Проект может быть реализован в определенной организационной структуре, и такой организационной структурой является субъект Российской Федерации.
Мы считаем, что при реализации проекта СПК ?Югра? необходимо реализовать трех ключевых функции - учетную, платежную и контрольную. Реализовать эти функции возможно при условии, когда налажен информационный обмен всех элементов системы.
Сегодня есть структуры органов государственной власти и обеспечение их информационного взаимодействия ? ключевая задача, которую нам необходимо решить.
Для того чтобы это реализовать, мы должны построить некую систему взаимодействия, о которой я упоминал выше. Построить ее сегодня возможно только в границах субъекта Федерации. Мы видим возможность ее построения в округе, поскольку больше года вплотную занимались анализом ситуации, прорабатывали ее будущую модель, исследовали существующую систему телекоммуникаций и пришли к выводу, что можем обеспечить функционирование нашей социальной карты на территории Югры.

- Кто участвовал в совещании в Тюмени, какие полномочия были даны участникам этого совещания Правительством Ханты-Мансийского автономного округа?

- Я знаю, что в совещании в Тюмени приняли участие представители г. Сургута. Но о наделении этой группы какими-либо полномочиями от Правительства Югры мне ничего не известно. Кстати, в Сургуте также идет работа над муниципальной социальной картой. Мы встречались с руководителями города и обсуждали вопросы интеграции муниципальной социальной карты в общую систему, поскольку проект ?Социально-платежная карта Югры? разворачивается на территории автономного округа. Вероятно, их участие носило характер познавательный, это был своего рода обмен опытом.

- Решения, затрагивающие интересы жителей трех субъектов Федерации, входящих в состав Тюменской области, принимаются на Совете трех Губернаторов и утверждаются соответствующими Думами. Как вы думаете, возможно ли принятие решения о реализации подобного проекта?

- Такого решения нет и, я полагаю, что быть не может. С таким же успехом можно говорить о создании единой платежной карты на всей территории России.

- На какой стадии находится сейчас реализация проекта ?Социальная карта Югры??

- Сейчас завершается первый этап реализации проекта, который предусматривает разработку концепции проекта и технико-экономическое обоснование. Сейчас ведется работа по предпроектному исследованию. Что сделано за последние два месяца? Мы наладили взаимодействие с федеральными органами власти, в частности, взаимодействуем в разработке соответствующей нормативно-правовой базы. Приняли участие в совещании главных конструкторов подобных систем. Я думаю, дальнейшее сотрудничество будет расширяться, в том числе, и в разработке единых стандартов. В этом мы видим реальную помощь федеральных структур.
Второе: мы провели серьезную работу с потенциальными подрядчиками, с поставщиками оборудования. На сегодняшний день мы имеем эксклюзивные предложения от ведущих мировых компаний, с их стороны проявлена высочайшая заинтересованность. Провели окружной семинар-совещание, в котором приняли участие все муниципалитеты округа и потенциальные подрядчики по реализации проекта. В этом плане, я считаю, мы достигли определенных успехов. Конечно, как и при реализации любого масштабного проекта, у нас не все безоблачно, есть свои трудности . И это понятно. Опыт реализации подобного масштабного проекта крайне ограничен, мы вынуждены многому учиться на ходу. В первую очередь работаем с кадрами, ведь для этой работы необходимо привлечь специалистов высокого класса. Как только мы завершим первый этап, проект выйдет на нормальный ритм практической реализации.

- Когда мы можем сказать, что проект ?Социальная карта Югры? стал реальностью?

- У нас согласован план действий. Вполне реально уже в 2005 году реализовать проект в ?пилотных зонах? округа, это Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск и Белоярский. В каждом городе на первом этапе мы намерены реализовать отдельную часть СПК ?Югра?, скажем, в Нижневартовске в сфере здравоохранения и фармацевтики, в Сургуте - в сфере ЖКХ и транспорта. Белоярский нас интересует как удаленный от основных транспортных путей район с ограниченными возможностями существующих телекоммуникаций. А Ханты-Мансийск станет центром управления всей системой.
Я уверен, что создание модели взаимодействия мы отработаем уже в 2005 году. В случае успешной реализации и достижения результатов, которые нам необходимы, в 2006 году мы приступим к полному разворачиванию проекта во всех муниципальных образованиях. Фактически в 2006 году речь будет идти о промышленной эксплуатации социальной карты на территории Югры.