USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.06

0

Природный газ 2.25

0

...

Интервью с заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды СФ ФС РФ Василием Думой

Василий Дума: Я во многом разделяю обеспокоенность Совбеза положением дел в области развития нефтегазового сервиса в России и двумя руками ратую за создание государственных институтов поддержки сервисных компаний. В частности, я считаю недопустимо низким процент участия российских сервисных компаний при изучении и разработке месторождений нефти и газа и в первую очередь при разработке шельфовых месторождений. В то же время, считаю сложившееся положение объективным следствием отсутствия внятной государственной политики в области поддержки отечественных инновационных технологий, отраслевой науки, фундаментальных геологических исследований российских ученых.

Интервью с заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды СФ ФС РФ Василием Думой

Прозвучало предложение Совбеза ограничить участие западного капитала в отечественных предприятиях, оказывающих услуги нефтегазовой отрасли. Что вы думаете по этому поводу?

Василий Дума: Я во многом разделяю обеспокоенность Совбеза положением дел в области развития нефтегазового сервиса в России и двумя руками ратую за создание государственных институтов поддержки сервисных компаний. В частности, я считаю недопустимо низким процент участия российских сервисных компаний при изучении и разработке месторождений нефти и газа и в первую очередь при разработке шельфовых месторождений. В то же время, считаю сложившееся положение объективным следствием отсутствия внятной государственной политики в области поддержки отечественных инновационных технологий, отраслевой науки, фундаментальных геологических исследований российских ученых.
Начиная с 90-х годов прошлого века, ввиду сырьевой ориентации молодой российской экономики, деньги на технический прогресс в нефтегазовой отрасли находились, но лишь отчасти: о долгосрочных инвестициях в отраслевую науку забыли. В итоге мы растеряли лучших специалистов. Цвет отраслевой и академической науки забрали к себе ВИНКи, повсеместно формирующие собственные инновационные центры. Но они ориентировались в основном на западного партнера, на его экономические интересы! Нет бы, в это время государству озаботиться судьбой НИИ: скажем, установить преференции компаниям, которые поддерживают отечественные научные разработки, но ничего этого сделано не было.
Так в Ханты-мансийском автономном округе в 2003 году была проведена оценка потенциальных ресурсов углеводородов, которая показала, что не выявленные ресурсы - требующие поиска, оценки и разведки составляют еще около половины общего нефтяного потенциала региона. Кстати, одного из самых перспективных и хорошо изученных.
Считаю, что всему виной было резкое сокращение объемов геологоразведочных работ произошедшее после известных изменений в налоговом законодательстве: с 1 января 2002 года были упразднены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет которых худо-бедно, но существовали государственные геологоразведочные службы, как федерального подчинения, так и в регионах. Их разрушение привело к тому, что объемы изыскательских работ сократились более чем в три раза, почти полностью был исчерпан поисковый задел, необходимый для дальнейшего наращивания разведанных запасов.
Вскоре после отмены ставок ВМСБ произошло ощутимое снижение прироста запасов. Только по нефти их объемы сократились в 1,5 раза. И произошло то, что должно было произойти. Освободившуюся нишу после развала единой государственной системы геологоразведки самым активным образом начали занимать западные сервисные компании, располагающие современным оборудованием и владеющие новейшими методами разведки полезных ископаемых. В итоге наша страна оказалась перед реальной угрозой монополизации национального рынка геофизических услуг со стороны западных компаний, которые сегодня самым активным образом скупают акции российских, предприятий, оказавшихся в трудном положении.

Каковы примеры деятельности иностранных компаний в России?

Василий Дума: Ни для кого не секрет, что при проведении гидроразрывов пласта наши недропользователи применяют большей частью иностранные технологии, оборудование, программное обеспечение, материалы, привлекают специалистов из-за рубежа. Более того, полевые измерения практически всеми российскими геофизическими компаниями выполняются с помощью телеметрических комплексов производства, США и Франции (фирма SERSEL, INRSUN). Обработка и интерпретация полученных данных так же обеспечивается применением программного продукта западного производства (Schlumberger, Technology, PGS, Landmark Grafics Corporation и другими). Понятно, что в далекой перспективе все это не может положительно сказаться на экономике России, ее будущем. В то же время разве смогли бы отечественные нефтедобывающие компании наращивать добычу высокими темпами, опираясь исключительно на отечественные технологии? Думаю, что нет. Без широкой кооперации с лидерами мирового нефтегазового сервиса мы бы не преодолели экономический кризис 1998 года и не подняли добычу нефти и газа до ее нынешнего уровня. И здесь факты упрямо говорят сами за себя.
Так с приходом ВР в компанию ТНК, на Самотлоре многое изменилось. Новой командой менеджеров была сформирована финансовая служба объединенной Компании и очень большой блок Технологий - одно из главных подразделений, которое и по сей день, оказывает сервисные услуги добывающим предприятиям. Теперь на любой вид работ в Нижневартовске готовится инвестиционный проект. Оценивается эффективность мероприятий, сравнивается с альтернативными методами достижения поставленной цели. Просчитываются затраты, учитываются все возможные риски. Прогнозируется экономический эффект. Прежде ничего подобного не было - финансирование работ было сугубо затратным. Новый подход просто исключает возможность неоправданной траты денег. На Самотлоре, сегодня наступили новые времена, и это факт, который признают даже скептики. И надо признать это произошло, именно благодаря культуре производства англичан и применению новых технологий увеличения нефтеотдачи, привнесенных крупнейшими сервисными транснациональными корпорациями «Halliburton» и «Schlumberger». Да, да, той самой Halliburton Geophysical Services, что Совбез пытается обвинять во всех бедах…
Но они нас научили грамотно работать! Разве же это плохо?
Сегодня, в адрес ВИНК звучат упреки, что те, дескать, слишком широко используют западные сервисные компании, которые вытесняют россиян с рынка. Это не совсем так. Стиль работы такой продвинутой в технологическом отношении компании как «ТНК-ВР» стимулирует наших подрядчиков к применению высоких технологий нефтедобычи. Россияне, на равных с западными партнерами, выходят на открытые тендеры и уверенно побеждают. Так, еще в 2004 году на заре становления компании, на Самотлоре по бизнес плану СНГДУ-2 , львиная доля подрядных работ в результате открытого тендера оказалась закреплена за отечественными предприятиями: ЗАО «Тюменьпромгеофизика», ЗАО «Нефтегеотехнология», ЗАО «Нижневартовскнефтегеофизика», ООО «Екатеринодар Бизнес» и ЗАО «ГеотехноКИН». Им пришлось освоить 142 млн. 900 тыс. рублей, а вот западные коллеги из «Halliburton» и «Schlumberger» довольствовались лишь небольшими заказами на 22 млн. 500 тысяч рублей, что составило около 12 % от общих капиталовложений осуществленных НГДУ. И это только один пример.
Глупо отрицать пользу мировой кооперации. Важно, чтобы договоры с иностранными партнерами не ущемляли национальных интересов России и здесь ведущую роль должно играть законодательство, регулирующее доступ иностранцев к стратегическим месторождениям, к геологической информации и т.д.
Сегодня положение в сфере нефтегазового сервиса заметно улучшилось и говорить о том, что высокие технологии в России не развиваются, было бы неправильно. Высокие цены на нефть оказали положительное влияние и на состояние отечественного сервиса. Если в 2004 году объём работ и услуг сервисных организаций для нефтяных компаний в ХМАО составлял порядка 2,5 миллиардов долларов, то к концу 2007 года этот показатель зафиксирован на уровне 8 - 8,5 миллиардов. Высокие западные технологии, привнесенные иностранцами, вопреки опасениям Совбеза, самым благоприятным образом сказались на отечественной экономике: сегодня на рынке услуг предложение превышает спрос и фирмы, предоставляющие услуги нефтяникам и газовикам конкурируют между собой за право получить выгодный подряд.
Проблема российского сервиса не в том, чтобы любыми средствами заместить иностранное присутствие, а в том, чтобы нащупать свою нишу в этом многогранном рынке, ориентируясь на отечественную специфику, предлагая более дешевые инновационные продукты.
Так в области трехмерного моделирования пластов больших успехов добилась Центральная геофизическая экспедиция (ЦГЭ). Программные продукты ЦГЭ востребованы на рынке, поскольку руководство Экспедиции не ставило своей целью «догнать и перегнать Америку», российские специалисты целенаправленно вычисляли специфику российского бизнеса и, похоже, нащупали ее. И, надо сказать, неплохо себя чувствуют.

Как Вам видится участие государства в развитии нефтесервисной отрасли России?

Василий Дума: Сегодня глупо винить российский бизнес за отсутствие патриотизма или еще за что-то в этом роде: наши нефтяники всего лишь стремятся быть эффективными собственниками и отдают предпочтение тому сервису, кто лидирует на рынке. Беда не в том, что западные технологии взяты на вооружение нашими добывающими компаниями, а в том, что государство еще не до конца осознало тот факт, что без комплекса мер по поддержке отечественного рынка сервисных услуг, отечественной фундаментальной и прикладной науки никак не обойтись. Без помощи государства нам будет не по плечу установить нормальный (до 25%), не создающий угрозу национальной безопасности, объем присутствия западных фирм на отечественном сервисном рынке. На мой взгляд, не стоит паниковать по поводу мнимых угроз национальной безопасности, о которых с тревогой упоминает Совбез в своих отчетах, начиная с 2004 года, и тем более привязывать вступление России в ВТО к состоянию отечественного рынка сервисных услуг. Недавно принятый закон о стратегических месторождениях и другие правовые акты итак достаточно хорошо защищают нашу страну он экспансии западного капитала. Сколько людей, столько интересов, столько и мнений. В их изобилии и противоречивости важно соблюсти государственный интерес, основанный не только на обеспечении экономической безопасности страны, но и на научно-техническом прогрессе.