USD 96.1021

+0.03

EUR 105.4854

+0.38

Brent 75.13

-0.59

Природный газ 2.465

-0.02

...

Рынок ПБВ в России растет быстрее прогнозов

В середине января «Газпром нефть» приобрела крупнейшего в России производителя полимерно-модифицированных битумов - «Рязанский опытный завод нефтехимпродуктов».

Рынок ПБВ в России растет быстрее прогнозов

В середине января 2014 г Газпром нефть приобрела крупнейшего в России производителя полимерно-модифицированных битумов - «Рязанский опытный завод нефтехимпродуктов». Несмотря на то, что рынок ПБВ стал расти только в последние годы, это уже третий проект нефтяной компании. Аналогичные мощности у нее есть на Омском и Московском НПЗ. Об это направлении бизнеса, перспективах роста рынка и поддержке государства «Рупеку» рассказал начальник департамента битумных материалов «Газпром нефти» Дмитрий Орлов.

- НПЗ «Газпром нефти» производят дорожные битумы уже давно. Однако вход в сегмент полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) компания начала относительно недавно. Чем ПБВ отличаются от обычных нефтяных битумов?

- ПБВ отличаются высокой эластичностью и температурной стойкостью, а асфальтобетонные покрытия на основе ПБВ характеризуются повышенной устойчивостью к образованию колеи, действию высоких транспортных нагрузок, а также трещиностойкостью при низких температурах. С точки зрения производства в ПБВ есть три основных компонента. Во-первых, это традиционный нефтяной битум в качестве основы. Во-вторых, это пластификатор, который придает пластичность битуму и улучшает растворение полимера. И третий компонент - это, собственно, полимер. Процесс производства ПБВ представляет собой смешение этих трех составляющих по определенной технологии.

- Справедливо ли считать ПБВ новым продуктом для России?

- В принципе, это продукт с историей, но назвать какую-то однозначную точки отсчета сложно. Известно, что еще в 1995 году Росавтодор выпустил предписание использовать ПБВ в строительстве федеральных дорожных объектов. Однако это очень специфический продукт, для его качественного производства необходимо тщательно соблюдать технологию, использовать подготовленное сырье и подходящее оборудование, следить за физическими свойствами. На тот момент технологий для эффективного производства и применения ПБВ в России попросту не было, поэтому поначалу никто не видел в этом особенного смысла. В итоге до последнего времени на рынке было небольшое количество производств, в основном у дорожных компаний.

- Как сейчас выглядит рынок ПБВ? Можно ли характеризовать его какими-то цифрами?

- Сегодня рынок можно назвать сбалансированным. Мы видим четкую тенденцию на увеличение потребности в ПБВ. Например, в 2010 году объем российского рынка составлял примерно 50 тыс. тонн, но к 2013 году он вырос уже до 140 тыс. тонн. Соответственно, строятся новые производства, расширяются мощности.

Если говорить о причинах роста объема рынка, то основной драйвер - это реконструкция основных федеральных трасс. В таких проектах главное - это высокое качество покрытия. Применение ПБВ позволяет его достигать. В этом смысле Росавтодор, как мне кажется, является неким идеологом всей автодорожной отрасли в вопросе применения ПБВ. Ведомство ведет последовательную и поэтапную политику внедрения инновационных материалов. Как мне кажется, и спрос, и предложение на рынке будет увеличиваться. Хотя, стоит признать, производственные мощности пока имеют определенный запас.

- Вы упомянули Федеральное дорожное агентство как идеолога внедрения инновационных материалов. А насколько вообще серьезна поддержка ПБВ государством?

- Важно отметить последовательность в действиях регуляторов, в поэтапном устранении нормативных барьеров. Это, несомненно, идет на пользу отрасли. Могу привести пример. Перед строительством дороги должен быть утвержден ее проект. Решения, предлагаемые проектными организациями, подразумевают использование тех или иных материалов и конструкций, перечень которых в свою очередь прописан в федеральных и территориальных сметных нормативах. А эти документы рождаются и утверждаются в Министерстве регионального развития. Для производителей полимерно-модифицированных битумов было важно, чтобы ПБВ были включены в эти сметные справочники. Что в итоге и произошло. Это стало серьезным толчком для развития бизнеса. Еще одним важным шагом стало вступление в силу с 1 январе 2014 года Федеральный закон № 44 «О контрактной системе...», который в частности регламентирует внедрение в практику госзакупок контрактов жизненного цикла. Сама логика таких контрактов в автодорожной сфере стимулирует подрядчиков применять с улучшенными качественными характеристиками, которые позволят им повысить долговечность дорожных покрытий и в перспективе снизить свои затраты на эксплуатацию и поддержание объектов.

- Каково видение «Газпром нефти» своей позиции на рынке битумов и ПБВ на долгосрочную перспективу?

- В прошлом году компания обновила стратегию развития битумного бизнеса до 2025 года. Планируется, что потребление битумных материалов в целом к этому времени вырастет до 7,7 млн тонн. И «Газпром нефть» хочет не только сохранить 30% этого рынка, но и стать лидером с точки зрения технологий производства, производя битумы и предоставляя связанные с ними высококачественные сервисы. Если говорить о рынке ПБВ, то по нашему прогнозу к 2025 году его объемы утроятся и достигнут 500 тыс. тонн. Но уже можно признать, что наш прогноз достаточно консервативен: статистика последних трех лет говорит, что рынок растет гораздо быстрее. Собственно, без развития сегмента ПБВ трудно стать лидером в битумных материалах вообще, поэтому для «Газпром нефти» это важное направление. Мы планируем создать полную линейку, наладить качественный сервис с услугами по доставке, фасовке, обеспечению полного ассортимента продукции. Естественно, мы стремимся к выходу на конечного потребителя, ведь это создает дополнительную экономику для нашего бизнеса, рассматриваем возможности экспорта.

- Недавно «Газпром нефть» приобрела производства ПБВ в Рязани. Стала ли компания самым большим в стране производителем ПБВ?

- Действительно, на сегодняшний момент мы уже являемся крупнейшим производителем ПБВ в России. Наша первая производственная площадка располагается на Омском НПЗ. Мы ожидаем, что во II квартале 2014 года еще более современная установка заработает на Московском НПЗ, где «Газпром нефть» реализует совместный проект с французской Total по производству инновационного полимерно-модифицированного битума G-Way Styrelf. Стоит также сказать, что у других крупных ВИНК собственных активов по производству ПБВ на основе SBS-полимеров нет. Хотя, конечно, определенный интерес к этому бизнесу у участников рынка присутствует.

- Существуют ли отличия в технологии при использовании ПБВ вместо традиционного битума?

- При производстве смеси на асфальтобетонных заводах при использования ПБВ вместо традиционного битума не требуется никаких специальных изменений в технологическом процессе и оборудовании. Аналогично, при укладке асфальта, изготовленного на основе ПБВ, используется та же техника, что и в случае применения традиционного вяжущего. Но особенности все же имеются. ПБВ - продукт более требовательный к сохранению однородности и соблюдению температурного режима как при транспортировки, хранении, так и в ходе производства асфальтобетонной смеси на заводах. Он требует и более тщательного соблюдения температурных режимов и технологии укладки асфальта. Отсутствие необходимых навыков и опыта специалистов на заводах-производителях дорожных смесей и дорожных строителей может привести к снижению качества готового дорожного полотна.

- Каковы, в общем, требования к битумному сырью для производства ПБВ? Какова ситуация с таким сырьем в России?

- По сути, требование одно - стабильность качества битумного сырья. Плюс строгое соблюдение технологии его транспортировки и применения в процессе производства. Эти условия выполняются только при тесной взаимосвязи производителя базового нефтяного битума и завода по производству ПБВ. То есть интеграция в этой цепочке - основа качества полимерно-модифицированного битума. Соответственно «Газпром нефть» полностью обеспечивает свое производство ПБВ собственным сырьем, за стабильностью качества которого, кстати, мы начали следить одними из первых в отрасли.

- Какие требования предъявляются к полимерному компоненту? Насколько отечественных мощностей и качества достаточно для обеспечения полноценного развития рынка?

- Самые распространенные отечественные модификаторы сегодня - это SBS-сополимеры, бутадиен-стирольные термоэластопласты. В России есть такое производство, и качество его продукции не уступает мировым аналогам. Поэтому она используются почти всеми крупными российскими производителями ПБВ. В прошлом году мощности этого производства были увеличены, что соответствует тенденции на увеличение спроса на полимерные компоненты для модификации битумов.

- Какие еще виды полимеров могут использоваться для производства модифицированных битумов?

- Кроме SBS-сополимеров в мире используют бутадиен-стирольные каучуки, полиолефины, этилен-винилацетат, резиновую крошку и т. д. Часто такие модификаторы могут стоить дешевле, но как правило обладают узконаправленными свойствами, модифицируя лишь какую-то одну из характеристик вяжущего. В Европе многолетняя практика использования модифицированных битумов показала однозначные преимущества SBS-полимера ввиду его способности улучшать высоко- и низкотемпературные свойства вяжущего, эластичность и адгезию. В результате сегодня с помощью SBS там модифицируется более двух третей всех битумов. Для России характерна такая же тенденция, у нас использование полимеров типа стирол-бутадиен-стирол закреплено ГОСТом. Мы ожидаем, что к 2025 году емкость дорожного сегмента потребления бутадиен-стирольных ТЭП составит около 25 тыс. тонн в год.



Автор: Rupec.RU