Проблемные вопросы
Решения, заложенные в качестве ключевых в основание при реформировании энергетики Российской Федерации, продемонстрировали как свою эффективность, так и выявили ряд статистически-достоверных недоработок, действие которых сдерживает развитие национальной энергетики. Не стал исключением и распределительный электросетевой комплекс, который фактически является ключевым звеном между потребителями и крупными энергокомпаниями, раньше это называлось «коммунальная энергетика». В подавляющем большинстве случаев распределительные сети в городах и населенных пунктах России эксплуатируются Территориальными сетевыми организациями (ТСО), не входящими в структуру ОАО «Российские сети», работа которых в последнее время привлекает все большее внимание, так как они имеют различные формы собственности и не интегрированы с «большой энергетикой». Именно по работе последнего звена в цепочке «генерация-передача электроэнергии-потребитель», которыми являются ТСО, потребители, в основном, и оценивают качество и сроки работы энергосистемы страны по обеспечению электроснабжения и подключения новых потребителей.
На сегодняшний день специфика действующего законодательства в области электроэнергетики состоит, в том числе, в возможности любому юридическому лицу стать сетевой организацией с момента получения в собственность электросетевого имущества. При этом компании могут обладать крайне незначительными объемами сетевого имущества. Подобные ТСО не имеют действенных стимулов ни для развития сети, ни для повышения энергоэффективности имеющегося у них сетевого комплекса, ни повышения качества своих услуг. В свою очередь потребитель на электроэнергетическом рынке в любой части Российской Федерации имеет право на получение качественных услуг по технологическому присоединению, и качеству электроснабжения независимо от формы собственности и размера сетевой компании, оказывающей услуги. По вышеизложенным причинам происходит непрекращающийся конфликт интересов между мелкими ТСО и потребителями, причем у последних нет никаких способов влиять на ситуацию. Эта ситуация в полном объеме оказывает негативный эффект как на качество работы компаний на энергетическом рынке, так и на общую социальную напряженность в обществе, вызванную «результатами» этой работы. Пора вернуть потребителям возможность регулирования качества работы участников рынка с помощью экономических механизмов, что было заложено как один из ключевых принципов реформы энергетики в начале её проведения. Начать следует с первого звена поставки электроэнергии - территориальных сетевых компаний, по качеству работы которых во многом судят об эффективности всей электроэнергетики, проецируя свои выводы на всю отрасль в целом. И тут надо отметить, что выглядит в таком ракурсе отрасль крайне неэффективной, забюрократизированной, нацеленной на максимизацию прибыли в ущерб интересам развития территорий, решения социально-важных народохозяйственных задач.
Как показала правоприменительная практика последнего десятилетия, дополнительные трудности создают существующие противоречия в части сформулированных требований порядка оказания услуг, содержащиеся в различных отраслевых законах (ФЗ-35, ПП-861 и др.), а также их частая корректировка в области оптимизации процедур техприсоединения для потребителей без внесения соответствующих изменений в законодательство, которые позволили бы сетевым компаниям соответствовать вносимым изменениям и выдерживать сроки реализации услуг. Большим препятствием на данном направлении является отсутствие в нормативно-правовых актах действенных механизмов контроля за деятельностью территориальных сетевых организаций всех форм собственности. Полагаю, что недоработанность законодательства в сфере деятельности электроэнергетики (конкретно на местах - в работе с конечным потребителем) создает препятствия в работе самих сетевых компаний, и вызывает большое количество нареканий со стороны потребителей - частных лиц и мелкого бизнеса, что приводит к необходимости очередного внесения корректив в законы о порядке техприсоединения потребителей, но не изменяют ключевых препятствий в системе деятельности коммунальной электроэнергетики.
Решение вопросов энергетической эффективности распределительного электросетевого комплекса не представляется возможным в условиях отсутствия управляемости распределительным комплексом со стороны местных и региональных органов власти, а также отсутствия действенных механизмов внедрения обязательных для исполнения стандартов деятельности ТСО, включая техническую политику и порядок оказания услуг по электроснабжению потребителей.
Что делать?
Профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации ведут работу по разработке проектов отраслевых нормативных актов в контакте с Минэнерго РФ, ОАО «Россети» и Администрациями регионов. Однако очевидно, что в настоящий момент необходимо выработать направление развития и обеспечить сопутствующий нормотворческий процесс для повышения эффективной деятельности региональных сетевых энергокомплексов, которые являются для потребителей и локальной инфраструктуры ключевым механизмом жизнеобеспечения территорий.
Необходимо поставить во главу угла законотворческий процесс, дабы новые нормативные акты в области электроэнергетики, равно как и корректировки существующих законов, запустили механизм мотивации всех участников энергорынка к принятию и внедрению действительно эффективных решений по давно наболевшим вопросам. Это позволит кардинально повысить общую заинтересованность всего энергетического комплекса, консолидировать сети в большие, управляемые на региональном уровне ТСО, способные к построению и эксплуатации собственного сетевого хозяйства, даст возможность крупным компаниям создать резервы для инвестиций за счет снижения издержек, ограничить рост тарифов, оздоровить общий климат в электроэнергетике, вызывающий много справедливых нареканий и со стороны властей, а главное - со стороны потребителей.
Основными путями повышения эффективности деятельности ТСО являются:
- С целью прекращения роста количества ТСО, а также прекращения бесконтрольного дробления взаимосвязанного сетевого распределительного комплекса необходимо законодательно минимизировать возможности для создания и функционирования мелких ТСО
- Проработать механизмы объединения существующих муниципальных ТСО и кардинального сокращения их количества путем консолидации электросетевых активов в пределах субъектов Федерации.
- Разработать и внедрить единые стандарты деятельности всех игроков электроэнергетического рынка, оказывающих услуги потребителям.
- Разработать и внедрить действенные механизмы контроля и «обратной связи» за деятельностью территориальных сетевых компаний со стороны государства.
- Разработать в ввести в действие единые, обязательные для исполнения всеми организациями электросетевого комплекса технические требования, стандарты устанавливающие обязательные требования к высоковольтному оборудованию, электрическим сетям и правилам их эксплуатации.
С учетом того факта что 2011 году из области технического регулирования были изъяты отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики необходимо либо вернуть ситуацию на уровень 2011 года, либо перейти к иной организационной модели регулирования.
А именно - саморегулированию.
- Одним из наиболее возможных путей решения озвученных проблем видится является введение в области регулирования деятельности ТСО института саморегулирования, а именно внесение изменений в действующее законодательство (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях") и разработка нового закона регулирующего деятельность ТСО через институт саморегулирования. Для ТСО участие в саморегулируемой организации должно быть обязательным!
Этот вопрос уже много раз поднимался, но до результата так и не дошли! Наверное стоит перестать пререкаться и наконец сделать дело!
Саморегулируемые организации являются наиболее перспективной моделью консолидации распределительного сетевого комплекса на основе единых стандартов функционирования, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.
Стоит отметить что в России имеется достаточно большой опыт формирования законодательной и нормативно правовой базы в области саморегулирования строительной отрасли, в области проведения обязательных энергетических обследований и я уверен что с помощью отраслевого и экспертного сообщества мы сможем достаточно быстро подготовить данный законопроект.
Формирование компенсационных фондов позволит установить субсидиарную ответственность членов СРО ТСО за причинение ущерба потребителям, например в случае прекращения энергоснабжения по вине ТСО, а также восстановления разрушенного объекта, проведения ремонтно-востановительных работ в случае отсутствия средств у самой организации.
Минимальные требования к членам СРО (квалификация персонала, установление минимального объема сетевого имущества, необходимой для проведения оперативных ремонтов техники и оборудования и т.д.) позволит остановить бесконтрольное дробление сетевого комплекса и стимулировать мелкие организации к консолидации ресурсов.
Необходимо сказать что в предложенной конструкции необходимо предусмотреть ведущую роль Министерства энергетики Российской Федерации, как профильного Министерства и определить его роль в качестве реестродержателя СРО ТСО.
С целью детальной проработки данного вопроса предлагаю создать временную Рабочую группу при Комитете по экономике с привлечением к работе представителей профильного Министерства и заинтересованных организаций.
С целью выбора ключевых направлений развития электросетевого комплекса необходимо использовать как накопившийся опыт реформы отрасли в стране, так и результаты реформирования энергетики в ведущих экономических странах (разумеется, с учетом российской специфики). Несомненно, требуется широкое участие отраслевых специалистов в вопросах выбора путей и механизмов преобразования коммунальной энергетики, привлечение профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций. Необходимо творчески адаптировать сложившийся в ряде регионов положительный опыт организации работы крупных территориальных сетевых компаний, находящихся в ведении Администраций областей или субъектов Федерации, там, где профильные органы власти сумели внедрить механизмы управляемого и опережающего развития коммунального электросетевого комплекса, равно как и надлежащую эксплуатацию своих сетей. Со своей стороны законодательная ветвь власти окажет максимальное содействие в решении давно назревших задач по повышению качества работы региональных электросетевых компаний. На сегодняшний день ситуация требует принятия качественно-нового решения в части повышения уровня ответственности за функционирование и дальнейшее развитие такого стратегического направления отрасли, как электроснабжение потребителей.
Одним из возможных путей решения обозначенных задач может являться разработка и внедрение Единого энергетического кодекса, который всеобъемлюще определял бы основные стандарты деятельности электросетевых компаний всех форм собственности, ключевые принципы оказания услуг потребителям. В данном документе, на основании анализа и широкого обобщения накопившегося опыта работы электросетевого комплекса в субъектах Российской Федерации, необходимо предусмотреть действенные механизмы контроля за деятельностью сетевых компаний и алгоритмы влияния на качество их работы со стороны потребителей, в том числе через государственные регулирующие органы.
Предлагаю внести все озвученные предложения в итоговый документ!
Автор: Рогоцкий В.В.