Банки становятся ближе к своим клиентам. И эта тенденция прослеживается практически у всех крупнейших финансовых институтов страны! А делается это исключительно с одной целью - сэкономить время и деньги людей, дать им возможность самим решать, когда и в каких объемах проводить операции со своим счетом, не завися от расписания работы офисов.
О развитии рынка дистанционных банковских услуг мы поговорили с представителем финансовой структуры, которая одной из первых начала внедрять в жизнь данные сервисы на территории УрФО. На наши вопросы отвечает старший вице-президент Ханты-Мансийского банка Игорь Дойников.
- Игорь Александрович, по каким направлениям развивались дистанционные банковские сервисы в вашей организации?
- Во-первых, это все, что связано с управлением своими финансами через Интернет, с помощью компьютера, так называемый Web-банкинг. Это логично, ведь, согласно статистике, в прошлом году свыше 50% населения России имело доступ к Интернету, а к 2018 году данный показатель может возрасти до 80%.
Со своего компьютера наш клиент может в режиме реального времени через специализированный сайт банка запрашивать информацию о состоянии своего карточного счета, совершать платежи и переводы, открывать и пополнять вклады, погашать кредиты и многое другое.
Во-вторых, это управление счетом с использованием сотового телефона или планшета, то есть Мобильный банкинг. Популяризации этого сервиса способствует активный рост продаж «умных» гаджетов, распространение высокоскоростного «мобильного» доступа в Интернет, ускорение ритма жизни людей, а самое главное, его удобство и функциональность.
И, конечно же, банкоматы, которые давно перестали быть лишь способом получения наличных. Сейчас с их помощью можно также оплачивать различные услуги, гасить кредиты, пополнять вклады, осуществлять переводы, получать полноценную информацию по картам и счетам.
- Какие операции наиболее востребованы клиентами и каков он, усредненный портрет, пользователя дистанционных услуг?
- Наиболее популярными операциями в интернет-банкинге являются проверка баланса счета, оплата услуг сотовой связи, коммунальные платежи, перевод денег. Целевая аудитория - это люди в возрасте 25-39 лет. При этом более четверти из них пользуются интернет-банкингом и мобильным банкингом. Хотя пока еще люди больше предпочитают совершать операции через банкоматы, положительная динамика в направлении удаленных каналов говорит о значительной популяризации дистанционного обслуживания. И это то, к чему мы стремимся.
- Другими словами, дистанционное обслуживание - прерогатива молодежи?
- Скорее наиболее экономически активной части населения. Но я уверен, круг пользователей будет только расширяться. Ведь еще совсем недавно для многих оплатить счет за электричество или газ через банкомат было из разряда высшей математики. Люди предпочитали идти в офис. И буквально за последние года два количество таких платежей через устройства самообслуживания, посредством Web-банкинга и Мобильного банкинга, выросло в разы. Люди просто оценили удобство этих сервисов.
- Чтобы стало понятнее для всех, кто еще не подключился к дистанционному обслуживанию, опишите пошагово, как это сделать?
- Если мы говорим о домашнем компьютере, то порядок такой - используя свою банковскую карту, клиент в банкомате активирует сервис «Web-банкинг» и получает чек, в котором указаны логин и интернет-адрес, необходимые для доступа к сервису. Аналогичным способом в меню банкомата он может взять чек с одноразовыми паролями для Web-банкинга. Далее, с помощью полученных данных, на специализированном сайте
банка (www.ibank.khmb.ru) входит в свой «личный кабинет» и совершает необходимые ему финансовые операции.
Отмечу, что никаких специальных навыков для этого не нужно. Кстати, в личном кабинете можно подключить сервис «одноразовых паролей», после чего вы сможете получать одноразовые пароли доступа к Web-банкингу в СМС-сообщении на свой телефон. Это очень удобно и безопасно. Но и это не все, получать одноразовые пароли также можно с использованием услуги «Мобильный банкинг». Почему так много способов? Потому, что мы делаем сервисы, удобные всем клиентам.
Подключить Мобильный банкинг также очень просто. Для этого необходимо загрузить на свой сотовый телефон специальное приложение, через которое и происходит управление своим счетом (приложение KHMB размещено в AppStore и PlayMarket), после чего активировать его, подключив при этом сервис «Мобильный банкинг» через банкомат.
- Какие еще нововведения будут доступны клиентам Ханты-Мансийского банка?
- Буквально недавно Ханты-Мансийский банк завершил пилотный проект по внедрению специальных терминалов с функцией оплаты услуг наличными средствами.
Ранее совершать дистанционные платежи можно было в банкоматах и информационных киосках организации. В обоих случаях основным платежным инструментом выступала банковская карта.
Теперь оплачивать сотовую и стационарную связь, телекоммуникационные и коммунальные услуги, а также совершать благотворительные пожертвования, пополнять вклады и погашать кредиты можно в платежных терминалах, снабженных купюроприемником. Это очень удобный и популярный у населения способ расчетов.