- Как, на Ваш взгляд, продвигается программа импортозамещения в области сервисных услуг для ТЭК и, в частности, программного обеспечения?
- Мы очень часто слышим об успехах импортозамещения в ТЭК из новостей, докладов конференций и отраслевых форумов, но, на наш взгляд, эта информация очень сильно оторвана от действительности, по крайней мере, в части нефтесервиса.
Периодически в СМИ декларируется импортозамещение на уровне 85 - 95% по разным компаниям, но при этом никто не задается вопросом, а как, собственно, это посчитано. Нет никакого распределения по направлениям.
Вот и получается, как в том анекдоте: «одна часть больных с температурой 40, другая часть с температурой 20, а в среднем по больнице - 36,6».
Действительно, надо отдать должное, что в части машиностроения и нефтегазового оборудования есть существенные продвижения.
Здесь стоит отметить и твердую позицию государства в лице Минпромторга и Минэнерго, а также довольно активную позицию самих нефтяных и газовых компаний.
В ближайшей и среднесрочной перспективе мы получим результаты от проведенной в этом направлении работы.
Что касается импортозамещения программного обеспечения (ПО) в ТЭК, то здесь ситуация в корне противоположная.
Позиция государства в этом направлении совершенно невнятная.
То говорится о «настоятельных» рекомендациях закупки отечественного ПО, то о снятии таких рекомендаций, якобы, для сохранения конкурентной среды.
О какой конкурентной среде идет речь не понятно, так как 95% рынка ПО в ТЭК плотно занято зарубежными производителями, здесь речь идет о явной монополии.
Одно из значимых событий - это создание в Минкомсвязи «Реестра российского программного обеспечения».
Тем не менее большинство нефтяных и газовых компании продолжают закупать иностранные программные продукты и никак не нацелены на развитие отечественных разработок.
К сожалению, сегодня можно констатировать, что как было 5 - 6% отечественного ПО в ТЭК в момент декларации программы импортозамещения в России в 2014-ом, так эти же 5 - 6% и остались в 2016-ом.
- Возможно, нефтяные и газовые компании не хотят закупать отечественное ПО по объективным причинам? Насколько российское ПО для ТЭК конкурентоспособно?
- Оно вполне конкурентоспособно. Об этом свидетельствуют и выполненные на нем проекты за последние 15 лет и пилотные проекты, выполненные нефтяными и газовыми компаниями в рамках тестирования отечественного ПО за последние 2 года.
Если брать самые крупные блоки ПО, то это 4 основных направления:
- обработка сейсмических данных;
- интерпретация сейсморазведки;
- геологическое моделирование;
- гидродинамическое моделирование.
В отечественном ПО за 15 лет выполнено порядка 1000 проектов по этим направлениям.
Результаты этих проектов защищены и у Заказчика, и в государственных органах (ГКЗ, ЦКР).
Пилотные проекты в нефтяных и газовых компаниях также выполнены успешно и заказчиками отмечена достаточная функциональность отечественного ПО для выполнения большей части работ в каждом из выбранных направлений.
Вообще можно отметить, что 70 - 80% всех работ по каждому из направлений уже сегодня можно выполнять на отечественном ПО.
Тем не менее объем закупок российского ПО ничтожно мал по сравнению с зарубежными.
- 1000 проектов - это довольно существенный показатель. А насколько серьезна сегодня конкуренция между российскими компаниями- разработчиками ПО для ТЭК?
- Если говорить о конкуренции в рамках отведенных нам 5 - 6% рынка, то ее практически нет.
По 4 основным направлениям можно выделить 3 компании в России:
- «Яндекс.Терра» (обработка сейсмических данных);
- «ГридПоинт Дайнамикс» (интерпретация сейсморазведки и геологическое моделирование);
- «Рок Флоу Динамикс» (гидродинамическое моделирование).
Безусловно, если объем рынка вырастет, то на нем появятся другие крупные игроки и, более того, мы даже будем рады такой ситуации, потому что именно в конкурентной среде относительно равных производителей и будут рождаться качественные программные продукты.
- В 2014 г были введены санкции, в том числе и на технологии, связанные с гидроразрывом пласта, включая ПО. Но ПО для дизайна ГРП это лишь небольшая часть направления. Что произойдет, если введут санкции на ПО для основных 4 направлений? Насколько велики риски?
- Во-первых, не нужно им подсказывать, это все-таки вопрос национальной безопасности.
Во-вторых, ПО для дизайна ГРП - это то, что можно реализовать в достаточно короткие сроки за 1,5 - 2 года.
В-третьих, использование ПО нефтяными и газовыми компаниями делится на 2 типа: бессрочная закупка и аренда.
Для тех компаний, которые обладают бессрочным правом пользования встанет проблема только с обновлениями и развитием продуктов, технической поддержкой, устранением ошибок и сбоев, обучением специалистов.
Для тех компаний, которые арендуют ПО, данной решение приведет к полному коллапсу в производственных подразделениях и нужно будет в очень короткие сроки (до наступления конца срока аренды) решать данный вопрос, так как ПО такого объема за короткие сроки сделать просто невозможно.
Риски очень высоки, и поэтому странно, что нефтяные и газовые компании их не понимают и не занимаются их управлением, но, как у нас говорится, «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».
- С Вашей точки зрения, какие шаги для продвижения отечественных программных продуктов в ТЭК должны быть определены и что для этого нужно?
- Можно выделить следующие шаги:
1. Организация консорциума, некоммерческой ассоциации или рабочей группы в этом направлении, так как на сегодняшний день ее нет. Данная группа должна объединять разработчиков ПО для поиска, разведки и разработки месторождений, а также АСУ ТП, так как в этом блоке дела обстоят не лучше.
2. Наладить возможность взаимодействия этой группы с профильными министерствами и нефтегазовыми компаниями.
3. В рамках этой рабочей группы (ассоциации) должны прорабатываться вопросы и предложения как поэтапного внедрения существующего
отечественного программного обеспечения, так и разработка новых программных продуктов с обязательным учетом потребностей нефтегазовых компаний в ближайшей и среднесрочной перспективе.
4. Реализация системы стандартизации и сертификации программного обеспечения на основе существующих ГОСТ в этих направлениях.
5. Организация пилотных проектов во всех нефтегазовых компаниях России.
6. Организация системы обязательного допуска отечественного ПО к конкурсным процедурам и тендерам по закупкам без ограничений со стороны НК.
Это лишь небольшая часть того, что требуется сделать.
Что для этого нужно? В первую очередь нужна воля! Если не будет этой составляющий, то заниматься этим вопросом нет никакого смысла.
Ведь государственной воли достаточно и в области оборонной промышленности, и в области атомной энергетики, и с недавних пор в сельском хозяйстве.
А в области ТЭК России, который почти на половину формирует бюджет РФ, никто не может проявить характер и принять волевое решение.
Так что воля и решимость как государства, так и нефтегазовых компаний - единственная возможность для решения задач импортозампещения ПО в ТЭК.
Отечественная компания «ГридПоинт Дайнамикс» разрабатывает программную платформу Geoplat-Pro, которая включает в себя такие комплексы, как Geoplat Pro-S - «Интерпретация сейсмических данных» и Geoplat Pro-G - «3-х мерное геологическое моделирование и подсчет запасов». В ближайшее время компания планирует доработать модуль Geoplat Pro‑RS - «гидродинамическое моделирование и разработка месторождений». В формате BLACKOIL он будет включен в базу Геологического пакета. Эксперты считают, что Pro-RS будет настоящим прорывом, поскольку обладает способностью гибкой настройки в кратчайшие сроки под любые месторождения и требования заказчиков.
Компания также работает над прототипом комплекса Geoplat - DM - «интегрированная платформа управления данными», которая позволит обмениваться данными и управлять проектами, созданными в ПО различных разработчиков, включая зарубежных.
Контактные данные:
ООО «ГридПоинт Дайнамикс»
Сайт: www.Geoplat.pro
Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7-495-280-78-17