Интервью с генеральным директором Газпромнефть Марин Бункер А. Васильевым, опубликованное в журнале «Газпром»:
- Андрей Петрович, как компания изменилась за 10 лет своего существования?
- Мы прошли путь от небольшого предприятия до лидера бункерного рынка России. В 2007 г начинали с 18 человек, теперь в периметре компании работает около 800 человек. На сегодняшний день Газпромнефть Марин Бункер - крупная компания, обеспечивающая круглогодичные поставки судового топлива и смазочных материалов для морского и речного транспорта по всей стране и за рубежом.
10 лет мы шаг за шагом создавали новое сбытовое направление Газпром нефти: в декабре 2008 г появился оператор нашего бункерного флота - Газпромнефть Шиппинг. Спустя несколько месяцев, в марте 2009 г был создан Газпромнефть Терминал СПб, в задачи которого вошло оперативное управление бункерным терминалом в порту Санкт-Петербурга. В декабре 2013 г закрыли сделку по приобретению терминала на Черном море. Перевалку и хранение судового топлива в Черноморском регионе теперь осуществляют припортовый терминал Новороснефтесервис и морской терминал Новороссийский нефтеперевалочный комплекс. В прошлом году в целях повышения эффективности было решено объединить все наши российские терминальные активы под единым управлением петербургского офиса Газпромнефть Терминал СПб.
В России Газпромнефть Марин Бункер представлен в основных морских портах от Калининграда до Сахалина, а также речных и устьевых портах. В 2013-2014 г в портфеле компании появились иностранные активы: Gazpromneft Marine Bunker Balkan в румынской Констанце и Baltic Marine Bunker - в порту Таллина.
Наш бункерный флот состоит из девяти судов общей грузовместимостью более 36,5 тыс т. В активах компании также три арктических танкера, которые работают на проекте Ворота Арктики на Ямале.
Резюмируя итоги первых 10 лет, можно сказать, что главная задача - стать эффективным сбытовым предприятием, бункерующим везде и всех, выполнена. Газпромнефть Марин Бункер стал важным звеном транспортной инфраструктуры страны. Наша компания - один из лидеров российского рынка бункеровки с долей 18%.
- А если посмотреть на развитие предприятия в контексте развития рынка? Ведь за эти 10 лет случилось 2 кризиса, усилилась межтопливная конкуренция и проводилась модернизация портов.
- Действительно, за истекшие годы произошли значительные события, безусловно, повлиявшие на наш бизнес. Оба кризиса отразились на отрасли достаточно сильно. Последний пережили не все, тряхнуло всех: и бункеровщиков, и судовладельцев.
Бункерный рынок сократился за два года на треть. В 2014 г он составлял 16 млн т, а по итогам 2016 г - уже около 11 млн т. На это сокращение повлияли как мировой кризис, который конечно же не обошел стороной судоходные компании, так и налоговый манёвр нашего Правительства, который на фоне падающих цен на нефть снизил ценовую привлекательность наших портов.
Помимо этих обстоятельств, было еще одно: введение акциза на средние дистилляты с 1 января 2016 г. Под определение средних дистиллятов, к которым относится наше судовое маловязкое топливо, попали не все производители. Более того, на рынке появился контрафакт с поддельными сертификатами качества.
На начальном этапе была неопределенность с возмещением акциза судовладельцам и бункерным компаниям при одновременном наличии на рынке безакцизного топлива. Всё это также поменяло ландшафт рынка.
В начале 2016 г нефтяные котировки настолько упали, что цены на рынке не покрывали расходов по танспортировке топлива с НПЗ. Пришлось снижать переработку нефти на заводах, чтобы минимизировать убытки.
- А вы цены не поднимали?
- Мы живем в парадигме мирового рынка. Судовладелец сравнивает при заправке цены в порту Роттердама и у нас. Таким образом, весь первый квартал 2016 г рынок диктовал такие условия, которые не давали положительной доходности. Ситуация исправилась к лету, с ростом цены на нефть. Второе полугодие оказалось настолько благоприятным, что год мы закрыли с положительным результатом. Хотя было тяжело.
- А что происходило в 2017 г?
- Начался небольшой рост и восстановление рынка. Данные за 2017 г показывают рост емкости российского рынка до 11,2 млн т. Это на 2% больше, чем в 2016-м. Нефтяные индексы выросли и не было перекоса цен.
- С какими показателями ваша компания закончила прошлый год, учитывая непростую ситуацию на рынке?
- Как вы помните, в 2017 г цены на нефть держались на отметке 50 долл США и выше. Это сказалось на цене судового топлива - цены были достаточно высокими, чтобы покрыть расходы предприятия и получить прибыль. Мы также успешно боролись с издержками, сокращали административные и операционные расходы. Реализовав программу оптимизации производства, нам удалось повысить мощность по перевалке терминала в Санкт-Петербурге, что дало положительный эффект и позволило реализовать дополнительные объемы. Из существенных событий стоит также добавить выпуск в обращение на рынке нового вида топлива производства Омского НПЗ - мазута ТСУ‑80 ультранизким содержанием серы (всего 0,1%).
Также в Мурманске мы наладили бункеровку с рейдового перегрузочного комплекса «Норд» судов Арктического флота, перевозящего нефть с Новопортовского и Приразломного месторождений.
Что касается натуральных показателей 2017 г, то наш объем реализации превысил 2,6 млн т судового топлива, что позитивно сказалось на финансовых показателях компании.
- Какие инвестиционные проекты пришлось пересмотреть?
- Мы отложили строительство бункеровочного терминала в Мурманске, пока пользуемся услугами сторонних терминалов. Отложена до лучших времён реализация проекта строительства бункеровщика СПГ.
С другой стороны, мы активно развиваемся на арктическом направлении. Это и непосредственно Мурманск, и новые нефтепромыслы. Наша компания проводит бункеровку в летний период в Баренцевом море и в море Лаптевых. У нас есть контракты с геологоразведчиками Группы Газпром и Росгеологии, которые изучают арктический шельф России.
Мы заключили контракты на бункеровку судов шельфовых проектов «Газпрома» не только в Арктике, но и на шельфе острова Сахалин, а также в Черном море. Благодаря такому партнерству мы не только получаем новые каналы сбыта, но и вносим значимый вклад в реализацию стратегических проектов Группы Газпром.
- Правильно ли я понимаю, что в развитии арктического направления основную роль играет Северный морской путь и Новопортовское месторождение?
- Безусловно Новопортовское месторождение. Здесь круглогодично работают 7 танкеров, которые вывозят добытую нефть. Не будем забывать о месторождении Приразломное - 2 танкера и суда снабжения. Заправка всех этих судов возложена на нас. Помимо этого, есть дополнительные проекты. Например, снабжение Ямал СПГ НОВАТЭКа.
Рост бункеровок в 2017 г в Арктике составил 30%. Емкость порта Мурманск выросла на 50% и составила 450 тыс т.
Компания Газпромнефть Шиппинг приступила к эксплуатации новейших арктических танкеров Штурман Скуратов, Штурман Щербинин и Штурман Кошелев, построенных по заказу Газпром нефти для вывоза нефти с Новопортовского месторождения. Общая грузовместимость трех танкеров свыше 114 тыс т.
- А Северный морской путь?
- Вклад Северного морского пути пока не очень велик. Этот маршрут действует 3 месяца в году. Судов по нему пока проходит относительно немного. Тем не менее данное направление является очень перспективным. На 2018 г запланирован ввод в эксплуатацию двух судов обеспечения для работы на Северном морском пути - ледоколов Александр Санников и Андрей Вилькицкий. Они будут использованы для обеспечения круглогодичной работы отгрузочного нефтетерминала Ворота Арктики. Помимо непосредственно ледокольной проводки танкеров, в их функции будет входить помощь при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировка судов, пожаротушение и участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти.
- По вашим планам, какое влияние на деятельность компании окажет Севморпуть в среднесрочной перспективе?
- Конечно же, развитие этого маршрута учтено в нашей стратегии. Мы предполагаем, что потребности рынка северных перевозок увеличатся с 450 тыс т до 680-700 тыс т в годк 2030 г.
На нашу деятельность большое воздействие оказывает Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (конвенция MARPOL). Она меняет топливный ландшафт, так как ужесточает требования к судовому топливу.
Сейчас мы имеем небольшие локальные зоны контроля выбросов и ограничения качества топлива по сере, а новое Положение конвенции MARPOL, которое вступит в силу с 2020 г, окажет влияние на весь мир. Содержание серы в топливе не должно будет превышать 0,5%. Мазута соответствующего качества на всех не хватит.
Мы на развилке, где выбирается топливо будущего. Мы, как и все коллеги, рассматриваем несколько вариантов: сжиженный природный газ (СПГ), дизельное топливо, установка очистных устройств на суда. Разрабатывая стратегию, наша компания учла все тренды. В той или иной мере будут использоваться все варианты. Особую ставку мы делаем на СПГ, но также планируем использовать и дистилляты. Бункеровку мазутом в перспективе десяти лет мы уже не рассматриваем. Выпускать его компания не будет, а покупать на рынке не имеет смысла.
Сейчас наша компания внимательно изучает планы развития среднетоннажного производства СПГ Газпрома на Дальнем Востоке. На Балтике будем развивать бункеровку и дизельным топливом, и сжиженным природным газом. В Арктике также будет применяться дизельное топливо. Развитие НПЗ компании в Сербии позволит усилить позиции балканской «дочки».
- А как корзина топлив изменилась к настоящему моменту, учитывая, что вы все-таки работаете на Балтике, где уже действуют жесткие экологические ограничения?
- У нас появились новые виды топлив. Московский НПЗ полностью ориентирован на выпуск экологичного маловязкого судового топлива. Как я уже говорил, в 2017 г на рынок выведен новый экологический продукт производства Омского НПЗ - мазут ТСУ‑80.
До введения ограничений в Балтике 80% нашей топливной корзины занимал мазут, а 20% - дизельное топливо. Теперь, к примеру, на северо-западном рынке мазут занимает 50%, дизельное топливо - 25% и 25% - экологичное гибридное топливо, нечто среднее между мазутом и дизелем. В Черном море мазут пока доминирует - 70%. Рынок Дальнего Востока - 90% мазут. На реках доминирует дизельное топливо (точнее, дистиллят).
- Как вы видите развитие топливного баланса, учитывая модернизацию НПЗ, рост выхода светлых нефтепродуктов и прекращение производства мазута?
- С 2025 г мазута в нашем балансе не будет. Останутся только дизельное топливо и СПГ. Мы ведем переговоры на предмет приобретения сжиженного природного газа, а также делаем ставку на производство этого энергоносителя, которое будет организовано Газпромом на КС Портовая.
- Как оцениваете емкость рынка СПГ в секторе бункеровки в 2020х г?
- С 2020 по 2022 г - 100 тыс т, затем к 2025 г он поднимется до 300-400 тыс т.Предполагаем, что Северо-Запад к этому моменту будет доминировать по этому топливу.
С интересом смотрим на Дальний Восток. Сейчас на верфях региона заложены гигантские контейнеровозы, которые будут потреблять за рейс около 20 тыс т СПГ в качестве топлива. Было бы логично подготовить к моменту их спуска на воду собственное производство сжиженного природного газа, чтобы выступить с конкурентным предложением в регионе. Если средняя заправка СПГ на Балтике будет в пределах 300-500 т, то разовая заправка на Дальнем Востоке может составить до 15 тыс т. За этот рынок следовало бы побороться. Надеемся на Владивосток СПГ.
Полагаем, что газовое топливо найдет потребителя и на внутренних водах. Но здесь важно подготовить законодательство, а также организовать производство газовых двигателей для речных судов. Необходимо ужесточать экологические нормы и в то же время поощрять переход на более безопасные для окружающей среды виды топлив. Но это вопрос перспективы десяти лет.
- Каковы ваши планы на 2018 г?
- Собираемся выполнить объем розничных продаж и сохранить операционную прибыль и удельные операционные затраты на уровне 2017 г. Не оставляем работу в области разработки устойчивых рецептур и технологий производства брендированных нефтепродуктов, соответствующих высоким экологическим нормам. Продолжаем заменять устаревающее оборудование и приводим инфраструктуру в соответствие с требованиями времени и российского законодательства, повышаем эффективность производственных и бизнес-процессов. В 2018-2019 г введем в строй 2 судна ледокольного обеспечения для Новопортовского месторождения. Собираемся начать строительство бункеровщика СПГ. Планируем реализовать этот проект в кооперации с Газпромом в 2018-2020 г на российских верфях.