С. Донской выступил с докладом на заседании правительства 10 июля 2014 г.
Уважаемые коллеги!
Уже сказано о ключевой роли минерально-сырьевого комплекса в развитии экономики нашей страны, о лидирующих позициях в мире в этой сфере.
Однако необходимо признать, что в долгосрочной перспективе эта позиция не остаётся неизменной на фоне иных стран, поэтому долгосрочное планирование в этой сфере является одной из наиболее приоритетных задач.
К документам, определяющим цели, задачи и целевые показатели развития геологической отрасли на 10-30 лет вперёд, относятся стратегия геоотрасли, а также госпрограмма, которая была недавно принята, по воспроизводству и использованию природных ресурсов.
Из этих документов видно, что по основным видам полезных ископаемых предусматривается на период 10-30 лет 100 % компенсация запасами.
Также принятие стратегических документов позволило значительно нарастить объём инвестиций в геологоразведку.
В 2013 г объёмы государственных инвестиций составили свыше 32 млрд рублей, а за весь срок реализации госпрограммы государство вложит в геологоразведку около 329 млрд рублей.
Также увеличились инвестиции и из внебюджетных источников.
В 2013 г они составили около 240 млрд рублей.
Это, без сомнения, закрывает наши текущие потребности, но следует иметь в виду, что наши недропользователи отправляют на воспроизводство запасов значительно меньшую долю выручки от разработки месторождений, чем их зарубежные коллеги, что в долгосрочной перспективе создаёт риски, на которых я остановлюсь позднее.
Кратко также охарактеризую результаты работы отрасли за последние 5 лет.
Начнём с углеводородов. В этот период геологическая отрасль обеспечивала стабильное превышение разведанных запасов над объёмами их добычи.
Доля разведанных в России запасов нефти и газа наряду с приростами Северной Америки и Азии обеспечивала значительную часть мирового прироста запасов углеводородного сырья.
Рост инвестиций в отрасль привёл к открытию в России за предыдущую 5-летку более 250 месторождений нефти и газа.
Среди них такие уникальные месторождения, как нефтяное месторождение с символическим названием Великое, газовое месторождение Южно-Киринское.
Сделан ещё ряд крупных открытий.
Таким образом, за последние 5 лет в России отмечается расширенное воспроизводство запасов углеводородного сырья с коэффициентами 1,4 по нефти, 1,5 по природному газу.
Открытия месторождений также напрямую связаны с объёмами геологоразведочных работ (ГРР).
Например, объёмы поисково-разведочного бурения выросли по сравнению с 2009 г и составляют более 1 млн погонных метров/год, это примерно на уровне объёмов геологоразведочного бурения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и значительно выше объёмов поисково-разведочного бурения в Европе и Северной Америке.
По мнению Минприроды, в целом объёмы ГРР значительные, но недостаточные на долгосрочную перспективу.
На мерах, которые позволили бы значительно увеличить их объёмы, я остановлюсь дальше.
В сфере твёрдых полезных ископаемых за 5 лет достигнуто также расширенное и простое воспроизводство по ключевым видам твёрдых полезных ископаемых.
Так, например, прирост запасов по рудному золоту особенно важен, поскольку по объёму этой добычи недавно Россия вышла на 3е место в мире после Китая и Австралии, опередив США, - это впервые за 25 лет. За этот период было разведано более 270 месторождений твёрдых полезных ископаемых. Однако при этом следует отметить, что Россия не входит в число лидеров по объёмам инвестиций, вкладываемых в геологоразведку твёрдых полезных ископаемых. Это, по нашему мнению, имеет негативные последствия, в том числе и с точки зрения социально-экономического развития регионов.
Чем же обусловлены те негативные тенденции, которые мы наблюдаем с точки зрения наших долгосрочных планов?
Мы выделили целый ряд рисков, в частности разделили их на макроэкономические и отраслевые риски регулирования.
Наиболее, на наш взгляд, значимая проблема в сфере воспроизводства запасов углеводородов - это постепенное сокращение так называемого поискового задела тех участков недр, которые обладают перспективами новых открытий.
Несмотря на то что за последние 8 лет мы устойчиво разведываем запасы нефти и газа больше, чем добываем, если мы посмотрим структуру этого прироста, мы увидим, что основная часть (это около 80%) приходится не на новые открытия, а на доразведку уже разрабатываемых месторождений, обустроенных и привязанных к инфраструктуре.
Конечно, это тоже важная часть воспроизводства запасов и ключевая составляющая удовлетворения потребностей сегодняшнего дня, но без новых открытий невозможно в полной мере на долгосрочную перспективу заместить неизбежное истощение тех 10% крупных и уникальных месторождений, которые дают нам 85% добычи нефти и газа.
Основная причина того, что компании не заинтересованы заниматься масштабными поисками новых месторождений полезных ископаемых, - это отсутствие в законодательстве, на наш взгляд, экономических механизмов, целевым образом стимулирующих ГРР.
Если проанализировать систему налогообложения ряда стран, мы увидим 2 основных отличия от российской налоговой системы для ГРР.
1е отличие в том, что налогообложение добычи нефти и газа в зарубежных странах базируется на прибыли. Об этом мы не раз уже слышали от Минэнерго в развитие темы налога на дополнительный доход.
Второе отличие - это наличие специальных целевых механизмов стимулирования ГРР.
Выходом, на наш взгляд, могло бы стать внедрение системы вычетов расходов на ГРР из НДПИ, подлежащего уплате компаниями в бюджет. Аналог в законодательстве уже есть - это вычеты из НДПИ по углю расходов, понесённых недропользователями, на обеспечение промышленной безопасности в шахтах.
Минприроды в соответствии с поручением Правительства и комиссии ТЭК проведены все необходимые расчёты. По нашим данным, введение такого механизма позволит получить прирост запасов нефти за 10 лет от 2 до 3 млрд т, в том числе за счёт новых открытий, а также обеспечить дополнительную добычу от 360 до 605 млн т/год нефти.
К сожалению, мы упираемся в позицию Минфина (так часто бывает).
Дмитрий Анатольевич, мы дали соответствующие предложения в проект протокольного решения, готовы поработать с Минфином, Минэкономразвития, чтобы доложить конкретные параметры такого механизма уже осенью 2014 г.