22 апреля 2015 г Правительство РФ анонсировало основные результаты работы министерств .
Отчет Минэнерго РФ за 2014 г.
Электроэнергетика.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
В 2014 г показатель энергоемкости ВВП снизился на 5,6% по сравнению с аналогичным показателем 2007 г.
В 2014 г субсидии из федерального бюджета были распределены субъектам Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения. 25 субъектов Федерации получили в общей сложности 4, 940 млрд рублей.
Минэнерго утвердило новые правила, регламентирующие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основная цель документа - привлечение денежных средств хозяйствующих субъектов для реализации проектов, связанных с энергосбережением и повышением энергоэффективности.
Правила изменяют порядок распределения субсидий, концентрируя их на структурных преобразованиях системы государственного управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в субъектах Федерации.
Эффект, достигнутый от освоения в 2014 г остатка средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета в 2013 г по регионам:
Республика Хакасия (объем возвращенной субсидии (ОВС) - 283,3 млн рублей). В 5 муниципальных образованиях региона и центре спортивной подготовки олимпийского резерва (около 150 тыс человек) произведено усовершенствование систем отопления с использованием современного оборудования и технологий. Экономия - 75,5 4 т условного топлива (тут), или 36, 224 млрд рублей в стоимостном выражении.
Произведена замена насосного оборудования с целью экономии э/энергии и качественного обеспечения населения водой.
Московская область (ОВС - 249,3 млн рублей). В 8 муниципальных образованиях региона произведена модернизация системы освещения с применением современного энергосберегающего оборудования.
Псковская область (ОВС - 243,3 млн рублей). В 5 муниципальных образованиях региона произведено усовершенствование систем отопления с переводом котельных на использование более дешевого топлива. Около 70 тыс человек получили гарантированно качественное тепло и снижение процента роста тарифа на тепловую энергию. В ряде муниципальных образований региона произведена модернизация систем освещения с применением современного энергосберегающего оборудования.
Мурманская область (ОВС - 238,7 млн рублей). Осуществлен перевод 2 удаленных территорий области на использование альтернативных источников энергии солнца и ветра.
Республика Северная Осетия - Алания (ОВС - 198,7 млн рублей). Проведено усовершенствование систем теплоснабжения 4 районов республики (50 тыс человек) с использованием современного оборудования. Достигнутая экономия от реализации мероприятий в натуральном выражении - около 15 тыс тут. В 5районах республики (50 тыс человек) проведена модернизация уличного освещения с применением современных энергосберегающих технологий, а также внедрена система контроля и учета э/энергии.
Краснодарский край (ОВС - 151,5 млн рублей). Проведено усовершенствование процесса реализации тепловой энергии путем установки индивидуальных тепловых пунктов в 160 многоэтажных жилых домах. Экономия от реализации мероприятий в стоимостном выражении составила 17,9 млн руб/год.
Волгоградская область (ОВС - 129,5 млн рублей). 7 объектов бюджетной сферы переведены на автономное энергоэффективное и экономичное теплоснабжение. В 4 муниципальных образованиях области (около 40 тыс человек) усовершенствована система теплоснабжения с целью обеспечения качественным теплом населения.
Ставропольский край (ОВС - 70,8 млн рублей). В 38 муниципальных образованиях края проведено усовершенствование систем освещения с применением энергоэффективного оборудования. Усовершенствовано 7 автономных источников тепловой энергии, экономия от реализации мероприятия в натуральном выражении составила 8,6 млн рублей.
Иркутская область (ОВС - 51 млн рублей). Реализованы пилотные проекты по использованию возобновляемых источников энергии и местных (дешевых) видов топлива, в том числе в изолированных территориях.
Совокупный объем возвращенных субсидий - 1,616 млрд рублей.
В 2014 г изменился порядок нормирования потерь электроэнергии за счет внедрения метода сравнительного анализа.
Эти меры позволят к 2017 г снизить потери э/энергии в распределительных сетях, учитываемых при расчете необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, не менее чем на 11% по отношению к аналогичному показателю 2012 г.
Снижение объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике
Для решения наболевшей проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике в прошлом г принято постановление Правительства, в котором зафиксированы предельные величины перекрестного субсидирования по субъектам Российской Федерации. В настоящее время Минэкономразвития (головной исполнитель), Минэнерго, ФСТ разрабатывают график поэтапного его снижения.
С 1 января 2014 г прекратил действовать один из механизмов распределения перекрестного субсидирования на крупные промышленные предприятия, присоединенные к ЕНЭС, - «последняя миля», когда потребители, имеющие технологическое присоединение к ЕНЭС, оплачивали услуги по передаче э/энергии не по соответствующим тарифам ФСК ЕЭС, а по региональным единым котловым тарифам.
Внедрение новой целевой модели рынка теплоснабжения
В 2014 г разработан Минэнерго и утвержден Правительством план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии». «Дорожная карта» призвана принципиально изменить подход к модели ценообразования в сфере теплоснабжения, создать экономические стимулы для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения.
Для реализации «дорожной карты» Минэнерго разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и иные федеральные законы по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Еще один важный документ - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"», который в декабре 2014 г принят Государственной Думой. Реализация предлагаемых Федеральным законом норм позволит создать условия для устранения сложившихся ценовых диспропорций и улучшения условий централизованного теплоснабжения.
Снижение удельных расходов условного топлива на отпуск электрической и тепловой энергии
В 2014 г расход условного топлива на отпуск э/энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства э/энергии 25 МВт и более снизился до 319,9 г.у.т./кВт•ч по сравнению с 323,3 г.у.т./кВт•ч в 2013 г. Уровень фактического удельного расхода условного топлива на отпуск тепловой энергии составил 161,8 кг/Гкал.
Благря мерам по стимулированию увеличения доли производства тепла на тепловых электростанциях и потребления тепловой энергии с использованием систем централизованного теплоснабжения, разработанным в том числе Минэнерго, к 2018 г ожидается снижение удельного расхода условного топлива до уровня 158,2 кг/Гкал по сравнению с показателем 2013 г. Это будет значимым фактором сдерживания топливной составляющей себестоимости производства тепла.
Развитие нефтяной отрасли промышленности
В 2014 г объем добычи нефти с газовым конденсатом вырос на 0,6% по сравнению с уровнем 2013 г и составил 526,7 млн тонн.
Реализация большого налогового маневра
С 1 января 2015 г в нефтяной отрасли начал действовать большой налоговый маневр. Он позволит поэтапно (за 3 г) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 г на нефть, 1,7-5 раз - на нефтепродукты в зависимости от вида н/продуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза).
Реализация налогового маневра обеспечит:
- рост маржи переработки нефти на НПЗ Российской Федераций в 2,5 раза;
- усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации НПЗ и повышению глубины переработки нефти;
- снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти на 3%;
- снижение налоговой нагрузки на добычу льготируемых видов нефти на 5-24% по сравнению с уровнем 2014 г.
Для сдерживания роста цен на н/продукты законом предусмотрен механизм сокращения ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 г), а также налоговые вычеты для некоторых участников рынка (нефтехимических производств, авиакомпаний).
Таким образом, реализация налогового маневра позволит создать условия для устойчивого развития нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе.
Запуск в промышленную эксплуатацию Имилорского месторождения
В октябре 2014 г началась добыча нефти на Имилорско-Источном месторождении, расположенном в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). В ближайшие 5 лет планируется выйти на уровень добычи в 3 млн т/год, а затем добиться максимума в 5 млн т/год. Запуск месторождения позволит ЛУКОЙЛу стабилизировать добычу нефти в Западной Сибири.
Стимулирование разработки месторождений в новых регионах
В 2014 г запущен механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия.
Совокупные планируемые инвестиции в разработку новых месторождений оцениваются в 320 млрд рублей до 2040-2045 гг. Это позволит добыть порядка 250 млн тонн нефти.
Стимулирование является важнейшим элементом государственной политики по развитию новых нефтегазовых провинций Восточной Сибири и Северного Каспия, а также диверсификации экспортных поставок российской нефти за счет расширения присутствия России на энергетическом рынке стран АТР.
Кроме того, в целях стимулирования добычи в новых регионах было принято решение продлить срок налоговых каникул по НДПИ на нефть, добываемую в Восточной Сибири, до 1 января 2022 г и распространить льготный налоговый режим на территорию полуострова Ямал и Ненецкого автономного округа.
Континентальный шельф
7 июня 2014 г утвержден план комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части дна Каспийского моря.
Принятие плана позволит в ближайшее время вовлечь в разработку крупнейшие месторождения нефти и газа.
Добыча на Приразломном месторождении
Разработка Приразломного месторождения в Печорском море - 1й российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики.
Оценочные запасы нефти Приразломного составляют 72 млн тонн, извлекаемые - 46,4 млн т. Первая отгрузка добытой на арктическом шельфе нефти на танкер состоялась в марте 2014 г.
Для стимулирования разработки арктических шельфовых месторождений законом №366-ФЗ от 24 ноября 2014 г предусмотрено освобождение добываемой нефти от вывозных таможенных пошлин.
Открытие месторождения «Победа» в Карском море
Значимым событием в освоении Арктики в 2014 г стало поисковое бурение на структуре Университетская и последующее открытие месторождения «Победа» в Карском море (по предварительной оценке недропользователя, извлекаемые запасы лицензионного участка Восточно-Приновоземельский - 1 составляют: нефть и газовый конденсат - 3219,1 млн т, газ - 2377,1 млрд м3).
Запуск платформы «Беркут» проекта «Сахалин-1» в Охотском море
В июне 2014 г состоялся запуск крупнейшей в России нефтегазодобывающей платформы «Беркут», расположенной в Охотском море у берегов Сахалина. Платформа будет добывать 4,5 млн т/год нефти.
Принятие порядка учета добываемой нефти
Одной из самых острых проблем в нефтяной отрасли до настоящего времени было отсутствие нормативного акта, регулирующего порядок учета добываемой нефти.
В мае 2014 г принято постановление Правительства от 16 мая 2014 г №451 «Об утверждении Правил учета нефти».
Постановление обеспечит получение достоверных сведений об эксплуатации недр и использовании минерально-сырьевой базы, в том числе трудноизвлекаемых запасов нефти.
Развитие нефтеперерабатывающей отрасли
В 2014 г первичная переработка нефтяного сырья составила 289 млн тонн, что на 5,2% выше уровня 2013 г. Глубина переработки нефти составила 72,4%.
Внутренний рынок РФ полностью обеспечен моторными топливами, соответствующими требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Модернизация нефтеперерабатывающих производств
В соответствии с четырехсторонним соглашением, заключенным между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих производств.
В 2014 г введено в эксплуатацию 13 установок вторичной переработки нефти, что полностью соответствует планам. Объем инвестиций составил 289,6 млрд рублей.
Проводимая модернизация нефтеперерабатывающих мощностей позволит осуществить выработку экологически чистых моторных топлив и выровнять требования к моторному топливу в России и других странах ВТО.
Нефтегазохимическая отрасль
Объем переработки нефтехимического сырья за 2014 г составил 10 млн тонн.
Было произведено 4,2 млн тонн крупнотоннажных пластмасс (+5,4% к 2013 г), 37,5 млн тонн углеводородного сырья (этан, СУГ, нафта) и полимеров.
В 2014 г введено в эксплуатацию 2 установки по производству крупнотоннажных полимеров, в тч крупный импортозамещающий проект по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс т/год (РусВинил, г.Кстово), а также крупный ШФЛУ-провод Пурпе - Южный Балык - Тобольск. Общий объем инвестиций составил 139 млрд рублей (+13% к 2013 г).
Совершенствовалась нормативно-правовая база отрасли. В частности, в апреле 2014 г утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г, актуализирован и пролонгирован до 2035 г План развития газо- и нефтехимии России.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов
В 2014 г по магистральным нефтепродуктопроводам прокачано 478,4 млн тонн нефти и 31,5 млн тонн нефтепродуктов.
Пропускная способность МНП ВСТО на участке Тайшет - Сковородино (ВСТО-1) увеличена с 50 до 58 млн т/год, что позволит транспортировать в Китай 20 млн т/год нефти.
Развитие газовой отрасли
Основные показатели газовой отрасли
В 2014 г объем добычи газа составил 640,3 млрд м3 (-4% к уровню 2013 г).
На внутренний рынок поставки газа составили 454,6 млрд м3 (-0,5% к уровню 2013 г).
По информации ОАО «Газпром»:
- уровень газификации природным газом на 1 января 2015 г составил 65,3%;
- объем инвестиций в газификацию природным газом - 28,8 млрд рублей.
Поставки газа на экспорт (включая экспорт СПГ) в 2014 г составили 181,1 млрд м3 (-10,9% к уровню 2013 г).
Либерализация экспорта сжиженного природного газа
В рамках закона о либерализации экспорта СПГ приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие решение поставленной задачи. Это позволило выдать четыре исключительные лицензии на экспорт СПГ:
5 сентября 2014 г - «Ямал СПГ»;
19 ноября 2014 г - «Арктик СПГ 1», «Арктик СПГ 2», «Арктик СПГ 3».
Диверсификация рынков сбыта
Стратегической целью внешней энергетической политики России является работа по диверсификации рынков сбыта и определению новых маршрутов доставки энергоносителей.
В связи с решением о закрытии проекта «Южный поток» идет проработка вопроса строительства альтернативного маршрута через Черное море до границ Турции и Греции. Мощность газопровода составит 63 млрд м3/год газа. Он станет одним из ключевых международных проектов в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в Европейский союз.
Восточная газовая программа
21 мая 2014 г ОАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт заключен сроком на 30 лет с поставкой 38 млрд м3 газа в год.
С целью увеличения объемов поставок углеводородов в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона начато строительство газотранспортной системы (МГП) «Сила Сибири» из Якутии во Владивосток и Хабаровск с ответвлением в Китай (восточный маршрут поставок природного газа из России в КНР).
Также в настоящее время ведется работа над проектом поставок природного газа в Китай через западный участок российско-китайской границы. 9 ноября 2014 г в г Пекине между Минэнерго России и Госэнергоуправлением КНР был заключен Меморандум о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по западному маршруту. Источником поставок будет служить Единая газотранспортная система РФ.
Предоставление льгот на разработку газа, поставляемого Газпромом в МГП Сила Сибири.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено предоставление следующих льгот при поставках природного газа в Китай и для газификации субъектов Федерации, находящихся на Дальнем Востоке:
1) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых:
- установление нулевой ставки на 15 лет с 1 января года с начала промышленной добычи газа горючего природного на участке недр;
- установление льготной ставки в последующие налоговые периоды (с 16го года с начала промышленной добычи газа горючего природного на участке недр).
2) установление нулевой ставки по налогу на имущество в отношении объектов недвижимого имущества МГП и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия.
Эффективное использование попутного нефтяного газа (ПНГ) на Ванкорском месторождении
В целях обеспечения эффективного использования ПНГ на Ванкорском месторождении в апреле 2014 г запущены в эксплуатацию:
газопровод «Ванкор - Хальмерпаютинское», максимальная проектная мощность - 5,6 млрд м3/год;
установка подготовки газа (2я очередь), максимальная проектная мощность объекта - 5,6 млрд м3/год;
газовая компрессорная станция высокого давления (3я очередь), максимальная проектная мощность объекта - 4,9 млрд м3/год.
Общий объем инвестиций в реализацию проектов - более 48,5 млрд рублей.
Объем транспортировки ПНГ в ГТС ОАО «Газпром» в 2014 г при этом составит 2,615 млрд м3.
Таким образом, максимальный рост коэффициента полезного использования ПНГ среди ВИНК за 10 месяцев 2014 г, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г, был зафиксирован по Роснефти (+10,8% из-за сокращения объема сжигания газа Ванкорнефтью.
Развитие биржевой торговли природным газом
24 октября 2014 г запущены первые биржевые торги природным газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. 24 ноября 2014 г там же состоялись вторые биржевые торги.
По их результатам объем реализованного газа составил 314,8 млн м3 газа на общую сумму 845,8 млн рублей.
В настоящее время продолжается работа по развитию биржевой торговли газом с целью обеспечения торговли газом на декаду и на сутки вперед, а также расширения состава участников торгов и увеличения объемов продаж.
Реализация формульного подхода к расчету ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного
С 1 июля 2014 г в соответствии с Федеральным законом №263-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе» реализуется формульный подход к расчету ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного.
Это позволит обеспечить наиболее обоснованный подход к изъятию выручки нефтегазовых компаний, приемлемую рентабельность новых инвестиционных проектов в этой сфере, сохранить финансовую устойчивость компаний отрасли и создать предсказуемость в части инвестиционного планирования как самих компаний, так и инвестиционного сообщества.
Реструктуризация и развитие угольной промышленности
В 2014 г угледобывающими предприятиями России было добыто 357,6 млн тонн угля. На внутренний рынок отгружено 175 млн тонн угля.
Экспорт российского угля продолжил рост, достигнув в 2014 г 154 млн тонн, что на 14 млн тонн больше объема 2013 г. Наращивание экспорта происходит в основном в страны АТР.
Правительством утвержден комплекс мер по развитию углехимической промышленности и увеличению объемов производства продуктов углехимии.
В рамках реструктуризации угольной промышленности в 2014 г завершен 21 рабочий проект по ликвидации организаций угольной промышленности, разработаны и откорректированы 38 рабочих проектов по ликвидации организаций угольной промышленности, обеспечены бесплатным пайковым углем 37 957 человек, переселена из ветхого жилого фонда 1631 семья.
Развитие использования возобновляемых источников энергии
Постановлением Правительства от 17 февраля 2014 г №116 утверждены изменения в порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ.
Постановлением Правительства от 17 февраля 2014 г №117 утверждены Правила ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства э/энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ генерирующих объектах.
Постановлением Правительства от 23 января 2015 г №47 определен порядок реализации механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, а также параметры долгосрочного тарифного регулирования генерирующих объектов ВИЭ.
Разработанная Минэнерго нормативная правовая база по поддержке генерирующих объектов ВИЭ на розничных рынках позволит органам власти субъектов Федерации самостоятельно принимать решения о поддержке таких объектов с учетом их экономической и экологической целесообразности и достаточности ресурсов для их обеспечения в каждом конкретном случае при условии соблюдения приемлемых темпов роста цен на электрическую и тепловую энергию.
Развитие энергетики в рамках региональных программ
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Мероприятия в области сбалансированного развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
В Дальневосточном федеральном округе находятся два нефтеперерабатывающих предприятия (ООО «РН-Комсомольский НПЗ» и АО «ННК-Хабаровский НПЗ»). Их суммарный объем первичной переработки нефти в 2014 г составил более 12 млн тонн (на 4,7% выше уровня 2013 г), выпуск автомобильного бензина - 981,6 тыс тонн (на 3,3% выше уровня 2013 г), дизельного топлива - 2642,4 тыс тонн (на 19,4% выше уровня 2013 г).
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»
В 2014 г в рамках мероприятий по развитию источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах введен в эксплуатацию объект капитального строительства «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах. Вторая очередь, о. Кунашир, с. Головнино».
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г». Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа.
В Буденновске (Ставропольский край) расположено крупное нефтехимическое предприятие ООО «Ставролен» (ЛУКОЙЛа), которое имеет в своем составе пиролизный комплекс ЭП-350, позволяющий производить до 300 тыс т/год полиэтилена и до 130 тыс т/год полипропилена.
На базе этого завода к 2022 г планируется ввод в эксплуатацию пиролизного комплекса Э-255 на базе выделяемого этана (в количестве до 320 тыс. тонн) по производству этилена до 255 тыс т/год и полиэтилена до 255 тыс т.год.
Согласно Плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2016 г планируется ввод в эксплуатацию завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения мощностью 486 тыс т/год (и до 1500 тыс. тонн в 2022 г) и завода по производству терефталевой кислоты мощностью 500 тыс т/год в 2018 г (и до 1000 тыс т/год в 2022 г). Технико-экономическое обоснование подготовлено.
Ввод в эксплуатацию производства полиэтилентерефталата наряду с другими проектами позволит к 2017 г полностью отказаться от импорта данного вида продукции.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»
В 2014 г в рамках мероприятий по развитию системы энергоснабжения Республики Ингушетия введен в эксплуатацию объект капитального строительства «Строительство ВЛ-35 кВ ПС "Галашки" до Таргим в габаритах 110 кВ».
Электроснабжение Крыма
Особое внимание Минэнерго уделяется безопасности электроснабжения инфраструктуры и социально значимых объектов Крыма, бесперебойному энергоснабжению потребителей.
На случай возникновения технологических нарушений в работе энергосистемы Минэнерго совместно с Правительством Республики Крым и администрацией Севастополя разработан план мероприятий по повышению надежности энергоснабжения объектов инфраструктуры и социально значимых объектов. В соответствии с планом завершена поставка и подключение оборудования, необходимого для обеспечения всех социально значимых и особо важных объектов резервными источниками энергоснабжения общей мощностью 310 МВт.
В апреле 2014 г Минэнерго принят вариант электроснабжения Крымского федерального округа, который включает сооружение собственной генерации, а также строительство кабельного перехода по дну Керченского пролива.
В части развития электросетевого комплекса с учетом сооружения энергомоста для передачи мощности в Крым предусмотрены мероприятия по сооружению магистральных линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежную связь Крымской энергосистемы с Единой энергетической системой России.
В рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы к началу 2016 г будет обеспечен переток мощности со стороны Единой энергетической системы России на территорию Крымского федерального округа порядка 300-400 МВт, а уже к концу 2016 г - 850 МВт.