10 июня 2015 г в Государственной Думе прошел правительственный час с участием министра энергетики РФ А. Новака. От фракции «Единая Россия» выступил Председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный.
Развитие межтопливной конкуренции - главный инструмент решения существующих проблем ТЭК.
Назрела необходимость пересмотра государственного подхода к ценообразованию на газ.
Сегодня главной проблемой российского ТЭК и экономики в целом, снижающей ее конкурентоспособность, является высокая энергоемкость ВВП, в 2 раза более высокая, чем в Китае и до 4 раз выше, чем в развитых странах, связанная с низкой эффективностью производства и потребления энергии.
Общий объем потребления энергии в России превышает 1 млрд тонн условного топлива (т.у.т) / год, при этом сам ТЭК потребляет 1/3 этого объема.
Потенциал энергосбережения в России оценивается в 20-30%
В энергобалансе нашей страны 52% занимает газ, его доля в тепловой электрогенерации достигает 73% с тенденцией к росту.
Доля угля в балансе - менее 20%.
При этом. если доказанных запасов газа в Росии хватит на 60 лет, угля - на 800.
Структура запасов явно не соответствует структуре потребления энергоресурсов.
Причина этого - крайне низкие цены на газ, существующие 10-летия.
В итоге: газ является самым востребованным и самым неэффективно используемым ресурсом.
Россия ежегодно пережигает впустую столько же газа, сколько экспортирует.
При этом угольная отрасль страдает от падения спроса и нуждается в постоянных многомиллиардных дотациях, которые существенно не улучшают ее положения.
Притом, что сама отрасль функционирует по рыночным правилам, но конкуренции с самым дешевым газом в мире ей не вынести.
Необходимо выравнивание топливно-энергетического баланса страны, и главный механизм здесь - планомерное развитие межтопливной конкуренции, прежде всего, газа с углем.
А это невозможно без пересмотра государственного подхода к ценообразованию на газ.
Решение этого вопроса должно стать одним из основных в разрабатываемой сегодня по поручению Президента РФ концепции развития внутреннего рынка газа.
Сегодня внутренний рынок пребывает в стагнации, при том, что себестоимость добычи газа растет, а единая газотранспортная система (ГТС) стареет и требует все больших средств для ее поддержания и развития.
С учетом сложной ситуации на внешних рынках это может негативно сказаться на будущем отрасли.
Газовая индустрия, равно как и нефтяная, является одним из основных доноров российского бюджета, и от ее устойчивого развития зависит и энергетическая, и экономическая, и социальная безопасность страны.
Структура запасов в нефтяной отрасли ухудшается.
При этом достигнутые значения КИН не радуют.
Перспективы связаны с освоением трудноизвлекаемых запасов и новых сложных месторождений, в том числе, шельфовых.
Ситуация усугубляется санкциями, осложняющими доступ как к финансовым ресурсам, так и к технологиям.
На передний план выходит импортозамещение, развитие отечественных технологий и нефтесервиса, а также создание специальных налоговых режимов, таких как НФР и НДД. На это надо решаться.
На конкурентоспособность российской экономики негативно влияет и ситуация с доступностью и стоимостью электроэнергии.
Подключить объект к электрическим сетям зачастую стоит едва ли не дороже, чем его построить.
До последней девальвации рубля цена э/энергии в России была сопоставима с европейской и превышала американскую, при том, что первичные энергоресурсы у нас в разы дешевле!
Сетевая составляющая в тарифе превышает 50%. А для некоторых категорий потребителей, например, сельского хозяйства - 70% и выше.
Реформа электроэнергетики, к сожалению, не только не решила, но даже усугубила эти проблемы.
Главным инструментом решения существующих проблем и развития ТЭК в целом должно стать стимулирование конкуренции во всех его сегментах при жестком государственном регулировании монопольных видов деятельности.
Особое значение имеет энергосбережение и повышение энергоэффективности, в том числе, в самом ТЭК.
Это заложено в документах стратегического планирования и, надеюсь, будет реализовано. Фракция «Единая Россия», Комитет по энергетике работают в тесном конструктивном сотрудничестве с министерством энергетики и я уверен, что мы сможем решить проблемы, о которых я говорил выше, совместными усилиями путем совершенствования законодательства.
Тем более, что видение этих проблем у нас во многом совпадает, в чем я еще раз убедился сегодня.