Газ из традиционных и нетрадиционных ранее источников в скором времени изменит не только рынок газа, но и мировой энергетический баланс. Мобильность, которую обеспечивает СПГ, создаст сильную конкуренцию трубопроводным поставкам. Впереди - глобальное переформатирование рынка
Международная конференция «СПГ 2013», организованная компанией «КРЕОН ЭНЕРДЖИ», состоялась 17 декабря в Москве. Партнером мероприятия выступила компания «Криомаш-БЗКМ», поддержку оказали Аналитический центр при Правительстве РФ, Российская Ассоциация морских и речных бункеровщиков и компания «Larsen&Тoubro». Огромный интерес, проявленный отраслевым сообществом к тематике сжиженного и компримированного природного газа на конференции «СПГ и КПГ 2012», послужил стимулом для организации отдельного мероприятия, прицельно посвященного ситуации на рынке СПГ.
«Всеобщая неопределенность, которая сложилась сегодня на рынке сжиженного природного газа и в России, и в мире в целом, обусловлена сланцевым явлением в Соединенных Штатах, - отметил в приветственном слове глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие. - Происходит переформатирование рынка, США выходят в лидеры по производству нефти и газа. Россию, в частности, это уже привело к аннулированию запланированных объемов газовых поставок, в том числе со Штокмановского месторождения. На мировом рынке газа появился новый термин - «мобильность», обладатель которой выигрывает кратно у конкурента с «трубопроводным подходом». Возможность гибкой логистики поставок будет, наверное, играть ключевую роль в успехе любого энергетического проекта в мире».
За предыдущие два года Россия потеряла статус безусловного лидера по производству газа, уступив свою позицию США, что стало одним из главных изменений на международной газовой арене, сообщил в первом докладе конференции директор департамента углеводородного сырья «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Анастас Гатунок. По итогам 2013 г. РФ также останется на втором месте.
Мировая добыча газа в 2012 г. достигла 3.36 трлн куб. м, в числе основных производителей: США, Россия, Иран, Катар, Канада и Норвегия. Согласно прогнозам, спрос на голубое топливо будет расти на 2.5% в год в ближайшие 10 лет, что поставит газ на второе место после нефти в мировом энергетическом балансе к 2030 г. При этом сектор СПГ станет основным драйвером глобализации газовой отрасли. За 20 лет торговля сжиженным газом из региональной превратилась в международную, и в настоящее время бизнес СПГ остается наиболее динамичным в газовом сегменте. По данным за 2012 г. было продано 237.7 млн т сжиженного природного газа.
Объем трубопроводных поставок газа за последние 10 лет увеличился на 45%, а СПГ-торговля - на 110%. Анализ динамики затрат на транспортировку сжиженного газа позволяет сделать вывод, что СПГ начинает конкурировать с трубопроводным газом уже на расстояниях свыше 2.5 тыс. км. Это позволяет расширить географию поставок СПГ, а также делает данный продукт конкурентоспособной альтернативой трубопроводным поставкам газа внутри Европы.
В настоящее время более трети мировых мощностей по сжижению приходится на две страны: Катар и Индонезию. В ближайшие пять лет источником роста СПГ-производств станет Австралия. В 2015-2017 гг. на материке планируется запуск 12 проектов (суммарная мощность 84.5 млн т в год), четыре из них по сжижению газа угольных пластов.
Ведущими мировыми импортерами СПГ являются Япония и Корея, а Китай и Индия демонстрируют невероятно быстрый рост объемов потребления СПГ. В целом, из-за высокого внутреннего спроса на газ Азия наиболее зависима от импорта. В связи с этим, азиатские страны и компании предпринимают активные усилия по снижению цен на импортируемый СПГ, что в итоге может привести к падению цен на глобальном рынке. На настоящий момент вопрос о приоритетном механизме формирования цен на СПГ остается открытым и пока не ясно, будет ли это биржевая цена на природный газ или привязка к нефти и нефтепродуктам.
Анализ реализуемых в мире СПГ проектов показывает, что в недалеком будущем для Европы и Азии СПГ из Северной Америки и Австралии станет основной альтернативой традиционным поставкам газа из России, Норвегии и Катара. В континентальной Европе долгосрочные контракты на поставку трубопроводного газа, например, с Россией, становятся менее выгодными за счет высоких цен и доступности СПГ. Уже сейчас уступки, на которые готовы идти поставщики природного газа, говорят о все большем сдвиге конъюнктуры рынка в сторону СПГ.
Россия опаздывает с выходом на международный рынок сжиженного газа. Из последней волны мировых СПГ-инициатив быстрее на рынок поступит австралийская и американская продукция.
Сегодня единственный действующий крупный СПГ завод в России - это «Сахалин-2» с двумя линиями мощностью по 4.8 млн т в год, ввод третьей линии - на стадии обсуждения. Анонсированы и находятся на разной стадии реализации несколько крупномасштабных проектов, в том числе «Владивосток СПГ», «Балтийский СПГ», «Ямал СПГ», «Печора СПГ», проект «Роснефти» на Сахалине. Однако, согласно оценке аналитика, ранее 2019 г. новых объемов СПГ из России на мировой рынок не поступит. По мнению г-на Гатунка, часть запланированных отечественных проектов вообще не будет реализована. На ближайшую перспективу наиболее актуальны проект «Газпрома» «Владивосток СПГ» и проект «Роснефти», по которому уже законтрактован весь объем сжиженного газа. Компанией Vitol продано 2.75 млн т, Marubeni покупает 1.25 млн т, Sodeco - 1 млн т.
Существует несколько мировых тенденций, которые ставят под вопрос конкурентоспособность российского СПГ. В их числе резкий рост добычи сланцевого газа, возможный прорыв в области добычи газа из газогидратов, развитие логистических схем и уменьшение транспортных издержек. Значительное снижение мировых цен на СПГ может привести к тому, что многомилионные инвестиции в производство СПГ станут невыгодны как для российских компаний, так и для их международных партнеров.
Капитальные затраты на ранние проекты СПГ составляли не более чем 200 млн долл. на 1 млн т мощности за исключением норвежского Snøhvit и российского «Сахалин-2». Действующие СПГ проекты были разработаны в среднем с оценкой в 1.2 млрд долл. на 1 млн т мощности, в то время как предполагаемые будут стоить порядка 2.6 млрд долл. По словам эксперта, в настоящее время новые проекты появляются быстрее, чем возможность их реальной реализации в промышленности. В основном это связано с возникновением проблем на стадии разработки, а также увеличивающимися затратами на строительство, как например в Австралии. В более выгодном положении находятся действующие проекты, где увеличение производства возможно за счет расширения, а также те, что предполагают использование существующей инфраструктуры для импорта СПГ (США). С точки зрения капитальных затрат, американские проекты находятся в более выигрышном положении, чем австралийские.
Относительно использования СПГ на отечественном внутреннем рынке, г-н Гатунок отметил высокий потенциал данного сегмента, в том числе за счет развития потребления газомоторного топлива, в частности бункеровочного, а также автономной газификации и применения малотоннажных СПГ и КПГ технологий.
Интерес со стороны аудитории, каким образом должна формироваться стоимость данного продукта внутри страны, высказал Иван Залисский, региональный менеджер «Ролс-Ройс Интернешнл».
Заместитель начальника управления отраслевых программ «Газпром газэнергосеть» Николай Геско отметил, что цена на газомоторное топливо должна складываться из соотношения спроса и предложения. Относительно автономной газификации, поскольку речь идет о труднодоступных и низкодоходных районах, затраты на строительство комплексов СПГ должны распределяться на всех потребителей, в том числе и трубопроводного газа, в целом увеличивая стоимость газа для всего региона. При «рыночной» цене и без перераспределения социальной нагрузки сделать малотоннажные установки для проектов автономной газификации экономически рентабельными, а газ доступным для населения, нереально, считает эксперт. Так, с целью реализации пилотных проектов автономной газификации потребителей Постановлением Правительства № 37 от 27 января 2012 г. утвержден принцип формирования цены на газ, когда затраты на сжижение и транспортировку СПГ относятся на оптовую стоимость газа, а расходы на хранение и регазификацию закладываются в тарифы газораспределительных сетей.
Реализация пилотных проектов автономной газификации поможет выявить возможные недостатки определенного постановлением подхода отнесения затрат, а также подготовить для ФСТ пакет предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере регулирования цен и тарифов на газ, продолжила главный технолог отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива «Газпром» Ольга Лоцманова. При участии дочерних обществ «Газпром» уже запущен проект в поселке Староуткинск Свердловской обл., где с января 2013 г. потребителям осуществляется поставка газа с применением технологий сжижения. Кроме того, в рамках программы газификации регионов «Газпром межрегионгаз» реализует ряд пилотных проектов автономной газификации в Пермском, Хабаровском краях и Томской области. Ввод в эксплуатацию объекта производства СПГ в Пермском крае ожидается в 2014 г.
Далее г-жа Лоцманова представила доклад об использовании СПГ в качестве бункеровочного топлива. По ее словам, развитие применения природного газа на транспорте - одно из стратегических направлений деятельности компании «Газпром». В этом секторе можно отдельно выделить сегмент потребления газа для бункеровки морских и речных судов. Ограничение выбросов вредных веществ в зонах ECA в результате ужесточения экологических требований IMO, а также более комфортный уровень цен на СПГ по сравнению с традиционными видами бункерного топлива, создают предпосылки для инвестирования данного направления. Приоритетным регионом для развития бизнеса определен Балтийский бассейн. Выполненные расчеты показывают, что по различным сценариям к 2020 г. спрос на СПГ в качестве бункеровочного топлива в российском секторе Балтийского моря составит 320-500 тыс. т в год и будет на 82% сконцентрирован в Большом порту Санкт-Петербурга. Экспортный потенциал бассейна оценен от 1.2 до 2.4 млн т СПГ в 2020 г.
Тихоокеанский регион с точки зрения бункеровки СПГ также характеризуется большим потенциалом. При этом горизонт начала развития данного рынка приходится на 2020 г. Черное и Каспийское моря не планируются к включению в перечень зон контроля EC, в связи с чем развитие рынка СПГ в качестве бункеровочного топлива в этих бассейнах будет зависеть от тенденций роста потребления сжиженного газа в Средиземном море.
Ведущий специалист «Мосстройтехнология» Ольга Гопкало продолжила тему экспортной логистики СПГ. Она также отметила, что благодаря своей мобильности СПГ получает преимущества перед трубопроводным газом. Однако чтобы ими воспользоваться, необходимо строительство новых специализированных терминалов, помимо запущенного «Газпромом» порта Пригородное по проекту «Сахалин-2».
Создание портовых терминалов завязано на реализацию СПГ-проектов, о которых уже говорилось выше. Согласно проекту «Балтийский СПГ» (Ленинградская обл.), который в первом полугодии 2014 г. будет находиться еще на стадии обоснования инвестиций, мощности по отгрузке СПГ должны составить 10 млн т к 2018 г. Планируемая мощность отгрузки СПГ в бухте Перевозная, «Владивосток-СПГ», должна составить 5 млн т в 2018 г. и еще 5 млн т в 2020 г. По «Ямал-СПГ», порт Сабетта, создание основных морских объектов намечено на 2016 г.
Ситуацию с портом Сабетта прокомментировал Сергей Миславский, генеральный директор «Консалтингово-инновационной компании «Сервис ВМФ». По его мнению, размещение порта в заданном районе проблематично по многим причинам. Существующие ограничения по глубине для безопасного плавания крупнотоннажных судов не только на подходе к порту, но и в прилегающей 40 мильной зоне потребуют больших объемов ежегодных дноуглубительных работ, значительно отягощающих операционные затраты порта. Сложные ледовые условия в период весеннего ледохода из Обской губы будут создавать предельные нагрузки на защитные гидротехнические сооружения и танкеры. Тяжелые условия навигации в период декабрь-июнь могут повлечь за собой ситуацию, когда одновременно 7-8 танкеров СПГ будут требовать ледокольного обеспечения. Кроме этого, стоимость танкеров СПГ ледового класса Arc. 7 может находиться за пределами 300 млн. долл.
Возможным решением для оптимизации проектов СПГ в Арктической зоне может стать создание единого Арктического Центра СПГ России на базе порта в незамерзающей Юго-Восточной части Баренцева моря. Например, в районе Индигской губы, где все участники могли бы на базе единого портового комплекса строить свои технологические линии по сжижению природного газа как с расположенных рядом шельфовых месторождений, так и с континентальных. С полуострова Ямал и шельфа Карского моря возможна трубопроводная поставка газа. «Да, понадобится около 2 тыс. километров трубы, но в любом случае это дешевле, чем обеспечить круглогодичную навигацию в Карском море. Мировая практика - не строить каждый раз порт для экспорта СПГ, а стремиться в зоне одного порта максимально группировать технологические линии по сжижению, независимо от собственника этих линий», - подчеркнул г-н Миславский.
В продолжение своего выступления, эксперт представил анализ мирового флота танкеров СПГ в условиях современного рынка природного газа. По состоянию на конец 2012 г. в мире насчитывалось 377 танкеров СПГ, к концу 2013 г. их количество превысит 400 единиц. Современный флот характеризуется ростом грузовых стандартов, основная часть вновь построенных танкеров и находящихся в портфеле судостроительных заказов имеет грузовместимость 155-170 тыс. куб. м СПГ. Расширение географии и увеличение объемов торговых потоков сжиженного газа привели к увеличению числа стран, готовых импортировать СПГ с плавучих терминалов. Доля плавучих терминалов к 2015 г. составит около 20% от общего числа заказов в сегменте СПГ, до 2020 г. будет реализовано около 30 проектов по всему миру.
О развитии добычи сланцевого газа и его влиянии на рынок СПГ рассказал член Экспертного совета «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Михаил Левинбук. В начале 2000 г. США считались наиболее стабильными потенциальными импортерами газа и нефти на обозримую перспективу. Однако уже в 2011 г. американцы добыли 651.3 млрд куб. м природного газа, опередив Россию на 44.3 млрд куб. м. Увеличение объемов и разработка новых способов добычи нетрадиционного газа привели к тому, что терминалы для приемки и хранения СПГ переоборудуются под интересы экспорта, который может составить 100 млрд куб. м в год. Так, например, в 2012 г. одобрен план по переоснащению терминала Sabine в завод по сжижению газа экспортной мощностью 16 млн т в год. Ведутся также переговоры о прокладке трубопровода от газовых месторождений Аляски до побережья для дальнейшего танкерного экспорта СПГ на азиатские рынки. Общий объем экспорта природного газа может достигнуть 150 млрд куб. м в год к 2020 г. Уже сегодня цена газа на американском рынке в 4-6 раз меньше, чем в Азии. Поэтому с началом экспорта из США возможно значительное падение мировых газовых цен.
В заключительной сессии конференции участники перешли от глобальных рыночных вопросов к технологической стороне производства и использования СПГ. Заместитель генерального директора «Криомаш-БЗКМ» Алексей Семенов рассказал о разработках компании в области сжижения и регазификации природного газа и применения СПГ на транспорте. Предприятие предлагает полный спектр услуг в области получения и использования сжиженного природного газа: от разработки ТЭО и конструкторской документации до изготовления и комплектования оборудования для станций сжижения, инфраструктуры использования СПГ, включая станции регазификации и СПГ-топливные баки для транспортных систем, а также оборудование для осушки и очистки природного газа.
Г-н Семенов также сообщил, что с 2008 г. компания участвует в программе по переводу железнодорожного транспорта на сжиженный природный газ. Для пилотного газотурбовоза изготовлена система подачи природного газа в газовые турбины. Также «Криомаш-БЗКМ» принимала участие в разработке второго газотурбовоза, который признан одним из лучших образцов техники в данном направлении.
Глава московского представительства Linde Engineering Dresden Йирджи Кедлес презентовал криогенные технологии Linde по сжижению природного газа. На базе запатентованных и апробированных методов по сжижению компания создает мало-, средне- и крупнотоннажные производства, плавучие заводы СПГ, а также блоки для удаления азота и извлечения гелия.
Отвечая на вопрос аудитории о перспективах малотоннажных заводов СПГ в РФ, г-н Кедлес отметил светлое будущее таких предприятий. В фирму поступают запросы от российских заказчиков, и в настоящее время Linde Engineering уже работает над одним проектом для компании из РФ.
Заместитель директора «Агентства исследований промышленных рисков» Глеб Чуркин представил анализ рисков и возможности обеспечения промышленной и пожарной безопасности заводов СПГ в сложных условиях Российской Арктики и Дальнего Востока.