USD 92.8622

-0.06

EUR 103.41

+0.19

Brent 73.04

-1.4

Природный газ 2.828

+0.02

...

ПВХ-диспропорции. Итоги года 2015

Показатели производства ПВХ и его переработки движутся разнонаправленно.

ПВХ-диспропорции. Итоги года 2015

Показатели производства ПВХ и его переработки движутся разнонаправленно. Производители сырья стабильно увеличивают выпуск, на волне девальвации автоматически вытесняя импорт и держа открытой экспортную дверь. В то же время все без исключения сегменты потребления поливинилхлорида резко падают под давлением конечного спроса. Возникший «эффект ножниц» губителен для переработчиков - диспропорции в развитии внутри отрасли ПВХ сократят и количество игроков, и общий объем рыночного пирога

Тринадцатая международная конференция «ПВХ. Итоги года 2015», организованная компанией INVENTRA, состоялась 1 декабря в Москве. Партнером мероприятия выступил «Центрополимер». Конференция прошла при поддержке компаний ChemOrbis, Molecor и «РусВинил». Информационный спонсор - журнал «Полимерные материалы».

«Из года в год основная цель мероприятия - подвести итоги развития отрасли и обсудить планы на будущее. Тем более что прошедший год принес рынку много изменений - как положительных, так и не очень, - сказал, обращаясь к участникам конференции, генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани. - Знаковым событием стал выход «РусВинила» на полную мощность - это позволило нарастить объемы внутреннего производства ПВХ и частично заместить ставший дорогим импорт. Тем не менее, сегмент переработки серьезно пострадал: сказалось падение объемов строительства, снижение спроса в других сферах применения, девальвация рубля и падение покупательной способности населения. Рецессия продолжится, и в этой связи от государства требуются если не обещанные меры поддержки промышленности, то хотя бы реагирование на ухудшение общеэкономической ситуации».

Директор по развитию бизнеса компании ChemOrbis Мирза Кадич рассказал о состоянии мирового рынка ПВХ и его основных тенденциях. По итогам 2014 г. общая емкость рынка составила 40 млн т. Последние несколько лет среднегодовой темп роста составлял 4%, однако в ближайшие пять лет сохранить такую динамику будет сложно. Тем более, отметил докладчик, рост рынков развивающихся стран прекратился вообще.

Основным сегментом потребления ПВХ в мире остаются трубы и фитинги (41%), профили (21%) и пленки/листы (15%). Что касается географического распределения спроса, лидером с показателем 41% является Китай, далее следуют страны Европы (17%) и НАФТА (15%). Взрывной рост спроса демонстрирует Индия, сейчас это 6% от мирового объема, и показатель в дальнейшем будет уверенно расти.

Говоря о США, г-н Кадич отметил, что дешевая энергия делает эту страну одним из самых перспективных производителей ПВХ. Уже сейчас 70% американского продукта идет на экспорт (в основном, в Китай и страны Азии).

Докладчик отдельно остановился на рынке Китая, который в силу своих масштабов оказывает огромное влияние на ситуацию в отрасли в целом. Раньше КНР импортировала значительное количество ПВХ, однако руководством страны был взят курс на развитие внутреннего производства. По итогам 2014 г. можно констатировать факт, что местный спрос (16 млн т) полностью удовлетворен местными же производителями. В этой связи, говорит г-н Кадич, появляется вопрос, куда же будут перераспределены те объемы ПВХ, которые ранее поставлялись в Китай.

Обзорный доклад по российскому рынку ПВХ представила директор департамента аналитики INVENTRA Лола Огрель. За 9 месяцев 2015 г. емкость российского рынка ПВХ составила 740 тыс. т, это на 9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из этого объема производство составило 611 тыс. т, импорт - 162 тыс. т, экспорт - 34 тыс. т. В отношении к 9 месяцам 2014 г. производство выросло на 30%. Сейчас баланс на рынке регулируется сокращением импортных поставок и экспортом.

Сегодня в России действуют четыре производителя ПВХ, их суммарные производственные мощности - 970 тыс. т/год (940 тыс. т - ПВХ-С, 30 тыс. т - ПВХ-Э). Лидером по объемам выпуска за 9 месяцев 2015 г. стал «Русвинил» (200 тыс. т) - и это несмотря на то, что завод работал не на полную мощность из-за технологических сложностей, которые неизбежно возникают при запуске нового предприятия. «Саянскхимпласт» испытывал и испытывает проблемы из-за сокращения поставок этилена с «Ангарского завода полимеров».

Средняя загрузка мощностей российских производителей ПВХ в 2015 г. составила 84% (в прошлом году этот показатель был на уровне 93%).

По итогам 2015 г. ни один из сегментов потребления ПВХ не показал роста. Сокращение же - в зависимости от области применения - составило от 2% до 25%. Как рассказала г-жа Огрель, меньше всего сократилось производство кабельных пластикатов, больше всего - оконный рынок.

В структуре потребления основная часть приходится на сегмент профильно-погонажных изделий и оконных профилей (54%).

Что касается инвестиций в оборудование, то уже можно констатировать факт, что переработчики воздержались от вложений в модернизацию производства - за 9 месяцев 2015 г. затраты на покупку экструзионного оборудования сократились в три раза. Это связано не только со снижением переработки, но и с девальвацией рубля, которая значительно повлияла на стоимость оборудования - в связи с его удорожанием за январь-сентябрь в Россию ввезено всего 114 единиц, это на 100 шт. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Импорт ПВХ в Россию за 9 месяцев 2015 г. снизился на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до уровня 162 тыс. т. Однако это падение коснулось только суспензионного ПВХ (-73%), а вот импорт эмульсионного ПВХ, наоборот, вырос на 7%.

Основными поставщиками ПВХ-С в Россию являются Китай и США (доли в объеме поставок - 66% и 21% соответственно).

Доля импортного ПВХ-Э в общем объеме потребления за 9 месяцев 2015 г. превысила 93%. Как отметила г-жа Огрель, импортозамещения не произойдет даже при полной загрузке мощностей «Русвинила» - он может выпускать 30 тыс. т, а потребности внутреннего рынка превышают 90 тыс. т. Основные поставщики ПВХ-Э в нашу страну - Германия, Норвегия и Швеция.

Экспорт ПВХ из России в прежние годы был незначительным, однако ситуация постепенно меняется. За 9 месяцев 2015 г. доля экспорта в общем объеме производства составила 5.5% (рост в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Основные направления поставок - страны СНГ (прежде всего, Белоруссия и Украина), Индия, Ирак.

По итогам 2014 г. объем российского рынка ПВХ-профиля по потребляемому сырью составил 400 тыс. т, в 2015 г. прогнозируется падение на 25% до 300 тыс. т. Такие данные в совместном докладе привели представители компании «О.К.Н.А.-Маркетинг» - генеральный директор Ирина Обросова и коммерческий директор Ольга Чигодайкина. При этом доля импорта постепенно снижается - если в 2013 г. она составляла 8%, то в 2015 г. не превысит 2%. Основная причина уменьшения импорта - обесценивание рубля и сокращение объемов потребления оконного профиля.

Снижение показателей ожидается и в пересчете на готовую продукцию - объем рынка в сегменте ПВХ-конструкций в нынешнем году составит всего 36 млн м2 против 47.4 млн м2 годом ранее.

Компания «О.К.Н.А.-Маркетинг» представила три сценария развития рынка ПВХ-профиля в 2016 г. Оптимистичный предусматривает сохранение объема рынка на том же уровне или сокращение максимум на 5%. Но вероятность реализации этого сценария крайне мала - не выше 10%. Средний сценарий говорит о возможном снижении рынка на 15%, это наиболее вероятный вариант развития событий. Пессимистичный же прогноз обещает падение рынка на 25% и более.

Сегмент оконных профилей - один из лидирующих в сфере потребления суспензионного ПВХ, в 2014 г. он составил 39% от общего объема применения смолы, в нынешнем чуть снизился и ожидается на уровне 34%. В 2014 г. под экструзию оконного профиля было отгружено 427 тыс. т суспензионного ПВХ, а за 9 месяцев 2015 г. этот показатель составил 341 тыс. т. Объем рынка ПВХ-конструкций в 2015 г. может составить 38 млн м2, прогнозирует генеральный директор Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций Сергей Русин.

В текущем году среднерыночная цена одного квадратного метра окна практически не выросла - 4903 руб. против 4892 руб. годом ранее. Г-н Русин представил анализ цен за 2012-2015 гг., согласно которому разница между самой низкой ценой на окна и самой высокой в одном сегменте - всего 13.7%. И то она в основном возникает из-за региональности, заметил эксперт. Что же касается стоимости ПВХ-сырья, то разрыв между минимальной и максимальной ценой за аналогичный период составляет 2.8 раза. Такая ценовая тенденция ярко показывает, что на рынке ПВХ-конструкций присутствует жесточайшая конкуренция, которая не позволяет скорректировать цены в зависимости от роста цен на ПВХ-сырье. Производителям профилей приходится брать на себя существенную часть повышения цен на смолу, в связи с чем их рентабельность резко снижается.

С этим согласен директор по продажам и маркетингу компании «РусВинил» Павел Родионов: «В момент удорожания ПВХ-сырья производители окон оказались на распутье - держать цены и увеличивать свою долю рынка или повышать их, работая над доходностью. Как мы видим, выбор был сделан в пользу сдерживания цен».

По словам Сергея Русина, это может привести к уходу с рынка некоторых производителей профилей - их бизнес попросту перестанет быть прибыльным, и уже сегодня превратился в борьбу за выживание. Союз производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций считает, что ситуацию можно и нужно менять, и готов поделиться идеями, как это можно сделать. Прежде всего, необходим диалог с поставщиками сырья, по итогам которого станет понятно, в каком направлении двигаться, как снизить волатильность рынка ПВХ и что делать с ценами на сырье.

Генеральный директор компании «Единая торговая система - химпродукт» Петр Огороднов поинтересовался, с чем связано такое значительное уменьшение доли профиля в объеме потребления ПВХ? По словам Сергея Русина, основная причина - это существенное падение рынка ПВХ-окон и удешевление оконных систем. При использовании эконом-систем снижается удельный вес погонного метра самого профиля, что, как следствие, приводит к уменьшению веса ПВХ в квадратном метре окна. Говоря о качестве оконных систем, докладчик акцентировал внимание на необходимости разработать документ, законодательно закрепляющий требования к окну. Союз производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций разработал так называемый «Системный паспорт СППП», который отражает необходимые потребительские характеристики определенных типоразмеров окон. Применение такого стандарта в объектном строительстве может существенно уменьшить долю дешевых, некачественных и энергонеэффективных продуктов.

Перспективы применения труб из молекулярно-ориентированного ПВХ обозначил региональный менеджер Molecor Tecnologia Хосе Галера Линарес. Технология молекулярной ориентации Molecor позволяет изготавливать трубы максимального диаметра для давлений до наивысшего класса 500, обеспечивая улучшенные механические свойства и снижение расходов. Предлагаемая компанией технология производства труб из ПВХ-О может быть адаптирована к любым конкретным потребностям, техническим требованиям и рыночным стандартам. Производственные мощности предприятия на данный момент составляют 20 тыс. т/год, они задействованы на 80-85%.

Докладчик отметил, что в настоящее время муниципальные службы пересматривают свои взгляды и уходят от использования чугунных труб. Полиэтиленовые трубы также стали подвергаться замене во многих проектах из-за высокой стоимости сырья и монтажных работ. В этой ситуации трубы из ПВХ-О становятся все более востребованы на рынке.

Группа «Полипластик» планирует развивать направление ПВХ-труб, считая его интересным и перспективным, прокомментировал руководитель проекта Лев Гориловский. Высокомаржинальным этот рынок назвать нельзя, но спрос со стороны потребителей на продукцию увеличивается за счет перехода от более дорогих решений к ПВХ, поэтому компания ведет активную работу по кратному увеличению выпуска ПВХ-труб.

Ситуацию в сегменте сайдинга обрисовал генеральный директор «Терна Полимер» (торговая марка FineBer) Олег Мельников. Несмотря на общую стагнацию в экономике и неоднозначное положение дел в отрасли, компания оценивает прошедший год как неплохой. Падения потребления не зафиксировано, а по объему потребления ПВХ для последующей переработки FineBer уверенно входит в тройку лидеров рынка. По итогам 2015 г. количество произведенного и реализованного компанией в России сайдинга без учета аксессуаров составит 11.5 млн м2, это примерно 24 тыс. т ПВХ-композиций. C учетом аксессуаров к сайдингу, подоконников и стеновых панелей будет переработано около 40 тыс. т ПВХ-композиций.

Общая емкость российского рынка сайдинга в 2015 г. оценивается в 100 тыс. т ПВХ. Основные производители - это FineBer (24%), «Альта-профиль» (21%) и Docke (19%). Что касается прогнозов развития ситуации в 2016 г., компания ожидает умеренного роста собственных объемов производства за счет обслуживания долей рынка небольших, в основном региональных игроков, столкнувшихся с экономическими трудностями в текущем году.

Обзор российского рынка жестких ПВХ-пленок представил директор по маркетингу и продажам ДПО «Пластик» Денис Дикин. По итогам 2014 г. потребление этого продукта в России составило 42 тыс. т, из них около 60% было обеспечено внутренними производителями, остальное компенсировано за счет импорта. В 2015 г. ожидается снижение потребления до 37 тыс. т, при этом соотношение импорта и продукции российских производителей останется примерно таким же.

По словам эксперта, в период до 2020 г. на рынке жестких пленок ПВХ прогнозируется стагнация. Это связано с ростом объемов заменителей - ПЭТФ, ПС, ПП.

Основным сегментом применения жестких пленок в РФ является пищевая упаковка (25%), далее идут облицовка мебельных фасадов (22%) и упаковка медикаментов (19%).

На сегодня в России насчитывается 30 предприятий, использующих ПВХ-пластикаты для выпуска кабельной продукции. Крупнейшие из них по объемам потребления - «Камкабель» (12 тыс. т), «Иркутсккабель» (7 тыс. т) и «Рыбинсккабель» (6 тыс. т). Такую информацию представил генеральный директор компании «НикПВХ» Виктор Николаев, ссылаясь на данные АСТ. Тенденция последних лет - замещение пластикатов кабельными безгалогенными композициями, потребление которых в России ежегодно растет (в 2012 г. - 5.7 тыс. т, в 2014 г. - 7.9 тыс. т). Их основное преимущество - более низкое дымовыделение.

Эксперт затронул тему несовершенства ГОСТа 5960-72 «Пластикат поливинилхлоридный для изоляции и оболочек проводов и кабелей. Технические условия». По его словам, этот документ, утвержденный в 1972 г., давно устарел и не соответствует международным и зарубежным стандартам. Основные его недостатки - крайне ограниченный ассортимент марок, особенно теплостойких; несоответствие требованиям к маркам пластикатов; несоответствие важнейших методик, а также то, что маркировка не привязана к типам кабельных изделий. Очевидна необходимость разработки нового ГОСТа Р на кабельные ПВХ-пластикаты, который обеспечит химическим и кабельным заводам возможность работать по единым правилам. При этом необходимо учесть и специфические особенности отечественных условий - уделить повышенное внимание вопросам морозостойкости, разработкам в части создания ПВХ-пластикатов пониженной пожароопасности, малоопасных композиций и т.д.

На российском рынке ПВХ ярко видны те предпосылки и пределы, которые стимулируют и ограничивают локализацию производства в России, - процесс, который точнее описывает рост промышленности, чем пресловутое «импортозамещение». Емкость внутреннего рынка достаточна для того, чтобы инвестировать в основное используемое сырье в масштабах крупного завода, однако недостаточна для специальных марок ПВХ. В переработке «потолком» служит потребительский спрос - и здесь за успешные двадцать лет произошло насыщение. Для дальнейшего развития необходимы фундаментальные перемены в экономике, которые бы позволили конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках, и не на снижении рубля, а по условиям ведения бизнеса, налоговой нагрузке, стоимости труда и производительности.

«Надеемся, что конструктивное обсуждение проблем рынка ПВХ на конференции выльется в продолжение диалога между производителями сырья и переработчиками по ряду важных вопросов, - отметил генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани. - В частности, это могут быть инструменты снижения ценовой волатильности (именно амплитуда скачков болезненна для бизнеса) или участие в совместных программах по завоеванию доверия потребителей к материалу». При всей сложности предстоящего года участники рынка видят и неизбежные потери, и остающиеся возможности - расширение доли даже на падающем спросе, поиск новых ниш применения и свойственный полимерному бизнесу долгосрочный оптимизм.