Вопрос интеграции трех субъектов ? Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа - является сегодня самым животрепещущим для всех жителей этих регионов.
По сообщениям некоторых источников, Президент одобрил окончательный план создания нефтегазового суперрегиона на базе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. План вступил в действие после успешного завершения первого этапа - избрания Собянина губернатором Тюмени. Более того, это решение было поддержано Председателем Счетной палаты России Сергеем Степашиным. Как заявил С.Степашин журналистам, объединение приведет к повышению управляемости территории, сокращению расходов на содержание чиновничьего аппарата. Он отметил, что недра региона принадлежат всем его жителям. "Однако сейчас жители автономных округов имеют сверхдоходы, а жители Тюменской области с огромным трудом выбивают себе налоги", - заявил глава Счетной палаты РФ. С.Степашин подчеркнул, что процесс укрупнения российских территорий крайне непростой, но оправданный экономически. "Укрупнение будет способствовать лучшему регулированию вопросов, относящихся к совместной компетенции регионов и центра, и поможет отладить единую систему контроля", - сказал он.
Поэтому объединяться, по-видимому, придётся. Но как? Дискуссии по поводу образования ?Тюменской матрешки? разгораются все сильней.
,Что же думают об этих изменениях простые жители округов? 75% населения ЯНАО - против объединения. Данные ? сенсационные, хотя и прогнозируемые. Как сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО, анкетирование проходило на территории всех муниципальных образований, приняли участие 3138 респондентов и 185 экспертов. Доверительная вероятность данных составила 97%. Отрицательно воспринимают возможность объединения автономного округа с Тюменской областью 75% опрошенных. Положительно - 7%, 8% - относятся нейтрально, а 10% - затруднились ответить.
Идея провести опрос, как следует из пресс-релиза, возникла потому, что рядом крупнейших и авторитетных в округе объединений (Совет ветеранов ЯНАО, региональное отделение Союза женщин России и др.) были обнародованы открытые письма Президенту РФ, Государственной Думе РФ, губернаторам автономного округа и Тюменской области, где выражалась тревога за последствия объединительных процессов для жителей автономии.
,Недавно в Тюмени состоялось совещание руководства Тюменской области и ЯНАО, посвященное вопросам экономической интеграции Ямала в юг области. Далее последовала встреча в Салехарде, где губернаторы Сергей Собянин и Юрий Неелов подписали соглашения о первоочередных мерах по реализации федерального закона ?95, который вступает в силу 1 января 2005 года.
Губернаторы Собянин и Неелов уверенно говорили, что у укрупняемого региона есть больше шансов реализовать крупные инвестиционные проекты, в частности, в рамках программы переселения с Севера, развития агропромышленного комплекса.
Однако, если на первой встрече губернаторов Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа речь шла об интеграции Ямала в экономику юга Тюменской области, то в Салехарде разговор шел уже о политической интеграции и административном переустройстве. И тут уже стало ясно, что интеграция экономическая кроме пользы, должно быть ничего не принесет, а вот интеграция политическая ? это вопрос тонкий и болезненный.
На этой встрече губернаторы заявили, что готовы исполнять ФЗ-95 в том виде, в котором он подписан президентом России.
Для Губернатора Ямала это оказалось нелегким испытанием. На встрече в Салехарде губернатор обратился к Государственной думе и мэрам городов округа со следующим заявлением: "Давайте не будем связывать интеграцию Тюменской области и Ямала с тем, что у нас ухудшится жизнь. После 2005 года все рентные платежи уходят в федеральный бюджет. Если бы у нас не было консолидированного бюджета, все равно в бюджете Ямала осталось бы очень мало денег. Люди, которые добывают нефть и газ, должны быть защищены, но они не должны считать, что нефть и газ - это только их достояние. Мы вместе с Сергеем Собяниным хотим выполнять этот закон. Да, он мне не нравится, но его надо выполнять".
,Обе встречи, Тюменская и встреча в Салехарде, состоялись без участия Губернатора Филипенко, хотя делегация Югры активно работает в трехсторонней группе. Немного погодя пресс-служба губернатора ХМАО опубликовала интервью с Филипенко, в котором звучат настораживающие нотки, о том, что трудно предугадать последствия интеграционных процессов:
?Администрация Тюменской области предлагает сформировать на территории Ямало-Ненецкого автономного округа свои представительства, так их назовем, из специалистов администрации Ямала. Эти сотрудники автоматически становятся работниками администрации Тюменской области. Схема в полной мере вписывается в требования закона, если строго и формально им руководствоваться и не учитывать иных возможностей, которые дает этот же закон. Но этот же закон позволяет по иному выстроить эти отношения на основе договора, соглашения между субъектами Федерации. И та, и другая схемы имеют право на жизнь.
Что касается ситуации, почему же именно Ямал, а я могу предположить, судя по некоторым высказываниям Юрия Васильевича Неелова, что это его инициатива, предложил эту форму двусторонних отношений. Здесь суть лежит почти на поверхности. Заключается она в простой вещи. Сегодня распределение бюджетных доходов выглядит так:
Ханты-Мансийский автономный округ по факту имеет порядка 95 миллиардов рублей дохода, Тюменская область 20 с небольшим миллиардов, Ямал около 40 миллиардов. С учетом того, что на Ямале уже в этом году ?газовая? составляющая в доходах бюджета практически вся перераспределяется в федеральную казну, бюджет округа существенно сократился. Плюс с будущего года значительно (до пяти процентов) сократятся доходы от налога на добычу полезных ископаемых. Проецируя эту ситуацию на будущее, мы можем получить такую картину: Тюменская область будет иметь 7 ? 8 миллиардов рублей дохода, Ямал - на уровне 17 -18 миллиардов, а в целом на три субъекта придется от 96 до 100 миллиардов рублей. То есть, 70 с лишним миллиардов рублей налогов будут платиться все равно предприятиями, работающими в Ханты-Мансийском автономном округе.
В этом смысле, на мой взгляд, руководители Ямала и Тюменской области считают и доказывают нам, что надо объединить все эти ресурсы в один консолидированный бюджет, для того, чтобы решить возможные потери. Мы предлагали сократить бюджет Югры почти на 30 миллиардов рублей, к примеру, до 50 - 53 миллиардов рублей, и за счет этого выровнять бюджеты Ямала и Тюменской области. Но, мне кажется, что наши предложения слишком долго обсчитываются. Пока есть мнение, что общих объемов этих отчислений на территории всех трех субъектов будет недостаточно для того, чтобы сформировать три бюджета. Не знаю, на основе чего сделан такой вывод.
Тем не менее, насколько я могу понять из тех соглашений, проекты которых сейчас обсуждаются между областью и Ямалом, Губернаторами даются гарантии по всем текущим расходам: социальным выплатам, пенсионным надбавкам, уровнем заработной платы и так далее.
Я горячий приверженец любых изменений, которые послужат, прежде всего, на пользу людям. Но при этом, я подчеркиваю, надо взвесить все ?за? и ?против?, с этим обратиться к людям, получить от них разрешение и после этого реализовать такие идеи?.