USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.06

0

Природный газ 2.25

0

...

Государственного нефтегазового гиганта в России не будет?..

Развитие событий вокруг слияния Газпрома и Роснефти говорит о том, что вероятность объединения падает

Государственного нефтегазового гиганта в России не будет?..

Развитие событий вокруг слияния Газпрома и Роснефти с тех пор, как та приобрела Юганскнефтегаз, не внушает оптимизма. Сделанное на прошлой неделе совместное заявление ?Газпрома? и ?Роснефти? об отсутствии разногласий в вопросе слияния было задумано как ?успокоительное? средство для рынка, то подобной цели оно явно не достигло. Ситуация становится все запутаннее, а комментировать события отказываются практически все заинтересованные стороны.

Из последних заявлений государственных чиновников, нередко противоречивых, следует, что объединение отсрочено, если не отменено. Скажем больше: сегодня вероятность отмены слияния выше вероятности любого другого исхода, будь то полное объединение, приобретение Роснефти без Юганскнефтегаза или получение Газпромом доли меньшинства в Роснефти, интегрировавшей Юганскнефтегаз. Считается, что отсрочка обусловлена правовыми рисками, которых Газпром хотел бы избежать, однако есть более веская причина - разногласия между двумя властными группировками, одна из которых поддерживает руководство Газпрома, а другая - руководство Роснефти.

Напомним, изначально предполагалось, что сделка, участвовать в которой должны были ?Газпром? и его ?дочки?, владеющие акциями газовой монополии, ФГУП ?Технопромэкспорт? (занимается строительством энергетических объектов и продажами электроэнергии за рубежом) и ?Роснефть?, а также Росимущество, завершится в конце прошлого. По неофициальной информации, объединение активов было инициировано главой кремлевской администрации и председателем совета директоров ?Газпрома? Дмитрием Медведевым, а также двумя замами предправления монополии ? Александром Рязановым и Александром Ананенковым. Опять же по слухам, их интересы вошли в противоречие с планами замглавы администрации президента Игоря Сечина, возглавляющего совет директоров ?Роснефти?, на стороне которого выступил и президент этой компании Владимир Богданчиков.


,Ясно, что покупка Роснефтью Юганскнефтегаза сказалась на всем: сроках, условиях и самой осуществимости сделки, которая была призвана открыть дорогу либерализации рынка акций Газпрома.

Сроки слияния уже изменились: прошел и декабрь, к которому исполненный оптимизма Газпром предполагал завершить слияние сначала, и январь, о котором он говорил потом. Теперь Газпром называет новый срок - конец марта. Однако, хотя ЮКОС и проиграл дело в США, правовые риски до конца марта не исчезнут: ЮКОС заявил, что оспорит это решение и будет искать защиты от кредиторов в судах других стран.

Если же Газпром в соответствии со своими пожеланиями присоединит активы Роснефти без Юганскнефтегаза, то отделение последнего от Роснефти потребует ее структурных преобразований, которых до конца марта тоже не завершить. Тем более что Роснефть (и это главное), по-видимому, твердо намерена интегрировать Юганскнефтегаз и интеграция идет полным ходом. Значит, время сейчас работает не на Газпром.

Условия сделки, о которых Газпром говорил в сентябре 2004 года, обмен 100% акций Роснефти на 10,7% его акций, - скорей всего, придется изменить, потому что соблюсти их уже невозможно. Во-первых, обе компании успели с тех пор обрасти новыми активами и обязательствами, и речь здесь отнюдь не только о Юганскнефтегазе. Во-вторых, менеджмент Роснефти твердо убежден, что его компания стоит намного больше, чем прежде, благодаря включению Юганскнефтегаза.


,Сегодня Роснефти принадлежит 100% Байкалфинансгруп, а Байкалфинансгруп владеет 77% акций Юганскнефтегаза. Таким образом, Газпрому нужно либо приобретать долю Роснефти с Юганскнефтегазом (причем, быть может, не все 100% и даже, как недавно дал понять глава ФАЭ Сергей Оганесян, не контрольный пакет), либо покупать активы Роснефти за изъятием Юганскнефтегаза.

Трудно представить себе, что Газпром согласится на долю меньшинства в Роснефти: его кредо - операционный контроль над активами. Возможно, что от сделки на таких условиях менеджмент Газпрома категорически откажется. Сомнительно, чтобы и миноритарные акционеры Газпрома хоть немного выгадали от получения компанией доли меньшинства Роснефти. Это пат: Газпром будет настаивать на контроле над Роснефтью, а ее руководители контролем не поступятся.

Между тем интеграция Юганскнефтегаза в Роснефть идет полным ходом. Это заставляет сомневаться в том, что у Газпрома есть возможность приобрести активы Роснефти без Юганскнефтегаза.

Вероятность объединения Газпрома и Роснефти за последние два месяца существенно уменьшилась, а наиболее правдоподобным сценарием стал тот, в котором слияния не происходит.