Взаимодействие стран является одним из необходимых условий диалога не только для сохранения устойчивости мирового пространства, но и для развития торгово-экономических связей, интеграции и процессов взаимозащиты. Одним из инструментов реализации указанных тенденций является феномен саммита, то есть встречи на высшем уровне, переговоры глав государств или правительств.
Для России, которая, без всякого сомнения, является одним из ключевых игроков на политическом поле, такая форма дискурса актуальна, поскольку страна не входит в региональные объединения, направленные на укрепление сотрудничества и льготных налоговых, таможенных и иных режимов на материке. Если ранее термин «саммит» употреблялся исключительно в контексте российско-американских переговоров, то теперь встреча глав государств характерна в большей степени для Европейского Союза, который является основным торговым партнером России.
В своей основе саммит предполагает конструктивное взаимодействие, поскольку страны представлены исключительно главами государств (в зависимости от формы правления), поэтому решения принимаются в оперативном порядке и учитывают особенности каждой из стран. Тем не менее, в рамках России и Евросоюза на саммитах все чаще происходит обсуждение либо выяснение основных проблем, которые препятствуют интеграции, вместо заключения соглашений, направленных на укрепление глобализационных процессов, и выработки новых тенденций сотрудничества. Например, прошлый саммит ЕС - Россия, состоявшийся 18 мая прошлого года, на котором изначально предполагалось обсудить новый договор о сотрудничестве в рамках тандема, энергетическую безопасность и оборонные процессы на материке, в итоге не состоялся в рамках обозначенной программы. Были, конечно, и положительные подвижки. Например, было достигнуто соглашение об активизации процесса перехода к безвизовому обмену между ЕС и Россией. Сохранится – после вступления Литвы в Шенгенскую зону – прежний порядок проезда россиян в Калининградскую область. Но России теперь все сложнее находить компромисс с Европейским Союзом. В чем же причина, если ранее встречи глав государств, как правило, неизменно заканчивались подписанием новых соглашений, направленных на сотрудничество?
На наш взгляд, можно выделить несколько причин. Во-первых, Москве все сложнее находить компромисс в диалоге с новой объединенной Европой, которая значительно выросла за счет новых членов – восточноевропейских стран и стран Балтии. Ведь, строго говоря, диалог приходится вести не с государством, а с союзом государств, у которых пока нет даже единой конституции. И появится она не раньше 2009 года. Во-вторых, российская политическая элита убеждена, что сегодня у нее появились дополнительные «энергетические козыри». Создан, по сути, новый нефтегазовый блок, который объединил Россию и бывшие советские республики Средней Азии. А потому, дескать, пришло время более жестко отстаивать свои национальные интересы в конкуренции с Евросоюзом.
Однако, несмотря на дифференциацию интересов государств и возникающую в связи с этим сложность в переговорах, саммиты России - ЕС необходимы для обеих сторон, поскольку некоторые страны этого тандема входят в G8 и, тем самым, осуществляют политику, которая намечена на саммите этой организации. Кроме того, континентальное расположение и той, и другой стороны при наличии общих границ обязывает к сотрудничеству для усиления торговых связей, необходимых для роста макроэкономических показателей и общего благосостояния страны.
Поскольку предыдущий саммит ничего нового не принес в отношения России с Европейским сообществом, то теперь готовится новая встреча. Она пройдет в конец июня текущего года в Югре, которая уже сейчас активно подготавливает площадку для приема высоких гостей и проведения встреч. Стоит отметить, что самое деятельное участие принимает в создании оптимальных условий принимает губернатор Александр Филиппенко, осуществляя непосредственный контроль и текущую корректировку. Стоит отметить, что неслучайно, что именно Югра была выбрана как место проведения саммита, поскольку именно Югра является одним из локомотивов российской экономики. Кроме того, на территории округа ранее проводились уже встречи подобного уровня, и губернатор неизменно получал высокие оценки за организацию встреч и форумов от руководства Российской Федерации. Не стоит отбрасывать со счетов и то, что Югра - это центр нефтяной добычи России. Саммит ЕС - Россия наглядно на примере Югры продемонстрирует главам государств Содружества огромные запасы энергетических ресурсов страны и простор экономических возможностей.
Например, 22 апреля губернатор Югры провел совещание со своими заместителями и руководителями структурных подразделений Правительства автономного округа, задействованными в подготовке к проведению в Ханты-Мансийске саммита Россия - Евросоюз. В ходе совещания губернатора проинформировали о выполнении мероприятий, включенных в план подготовки к этим мероприятиям. Судя по информации заместителей председателя Правительства, они реализуются согласно графику и сомнений в том, что они будут выполнены, сегодня нет. Готовятся места проживания и работы для участников саммита, с наступлением сухой погоды начинается благоустройство территории города, идет подготовка необходимого персонала и волонтеров. Губернатор Югры в ходе совещания дал своим подчиненным ряд конкретных поручений, направленных на более качественную подготовку этих мероприятий.
Ранее на пресс-конференции в Ханты-Мансийске в рамках всероссийского форума «Взаимодействие органов государственной власти со СМИ» Александр Филиппенко подчеркнул, что подготовка города к приему высокопоставленных гостей осуществляется планомерно и соответствует всем требованиям, которые предъявляются к мероприятиям подобного уровня. Это связано, на наш взгляд, с тем, что губернатор уделяет большое внимание реализации намеченного плана и неравнодушен к тому, как город и страна покажется себя в умении организовывать встречи глав государств.
Мы со своем стороны хотим выразить уверенность, исходя из сложившейся ситуации, что губернатор Югры Александр Филиппенко сможет достойно провести организацию саммита ЕС - Россия, показав превосходные результаты умения руководства и реализации намеченных программ и планов. Встреча глав государств в Югре обещает быть конструктивной хотя бы потому, что все условия для конструктивного диалога руководством региона будут созданы.