На прошлой неделе Валерий Язев по-своему отпраздновал 200-летие Николая Гоголя, пожурил ЕС и рассказал о перспективах прокладки пустой трубы Nabucco. Главный лоббист " Газпрома" дал пресс-конференцию, снова показав, что лучше него в газовых хитросплетениях вряд ли в России разбирается кто-то лучше.
Журналисты более двух часов пытали президента Российского газового общества на предмет отношений России с Украиной. В свете недавнего празднования дня рождения классика, общего для культуры обеих стран, отношения между ними начали чуть налаживаться. Вроде бы, такого резкого газового конфликта уже нет - страны смогли найти компромисс по вопросам оплаты газа, но есть одно " но". Валерий Афонасьевич уверен, что соседка должна платить и штрафы за не взятый газ. Контракт с газовым холдингом России заключен таким образом, что Киев должен либо платить, либо забирать весь газ. Украина же снизила потребление газа и не хочет платить лишние деньги. Валерий Язев уверен, что, в дальнейшем, нужно более ответственно подходить к планированию объемов потребления.
Отметил он и те " облака", из-за которых невозможно назвать отношения между Россией и Украиной безоблачными. Основными из них являются следующие:
• Транзит российского газа - проблемы с ним возникают с завидным
постоянством.
• Политическая нестабильность (скоро начнутся выборы президента, и
начнётся политическая схватка). Новый президент с большой долей
вероятности захочет пересмотреть газовые контракты, ведь они всегда
были инструментом для манипуляций общественным мнением. Не нужно ли
сделать ставку на проверенных людей?
Так как пресс-конференция проводилась накануне двух саммитов по проблемам транспортировки газа, в Софии и Туркменистане, много вопросов было задано депутату Государственной Думы и по этому вопросу.
Дело в том. что проект Nabucco, который российские политики еще полгода назад пинали с видимым наслаждением, теперь обладает рядом козырей, которых нет у его российского конкурента, проекта " Южный поток".Европейский проект поддержан странами Старого Света, поэтому может получить финансирование у них, а после согласия Туркмении поставлять газ в его трубу, он становится и все более реальным.
Валерий Язев призывает не отчаиваться. По словам Язева, газопровод имеет две основные проблемы - это отсутствие сырьевой базы, а также то, что его трасса проходит через территории неустойчивых государств.
«Без сырьевой базы Ирана проект тяжело реализуем. При этом Иран вынужден сам импортировать газ, так как у него нет финансовых возможностей для развития добычи. Поэтому существует взаимный интерес Ирана и NABUCCO», - отметил Язев. Главная проблема страны, которая обладает вторыми в мире запасами газа - это неразвитость газовой отрасли вообще, ведь Тегеран закупает газ! В таких условиях Иран может затребовать многомиллиардные инвестиции от стран Европы, что, в условиях кризиса, станет серьезной проблемой для проекта.
«Но если тема участия Ирана в проекте закроется, то этот проект осложнится, так как Туркмения весь свой газ на годы вперед продала России, а Азербайджан может выдавать объемы только при условии освоения "Шах-Дениз" (Азербайджан), - подвел итог Язев. Далее он вообще попытался примирить тех, кто противопоставляет российский и европейский трубопроводы. Он отметил, что они могут быть реализованы оба. Европе выгодно строить больше газопроводов для диверсификации и независимости от кого-то одного. Уже есть схемы финансирования Южного потока Газпромом и концерном Eni. Европейских бюджетных денег там нети пока не предвидится. Финансирование же Nabucco будет вестись не только компаниями-участницами, но и самими странами, через который он пойдет. Но, несмотря ни на что, сам Язев видит у " Южного потока" больше перспектив.
Видит он перспективы и у другого российского трубопровода - " Северного потока". Европа признает необходимость этого газопровода, но часть стран боятся за экологию. Польша лоббирует за ветку Ямал-Зап. Европа через свою территорию, поэтому старается доказать России и Европе ненужность российско-немецкого проекта. Без России, отметил Язев, ни о какой модернизации украинской ГТС речи не идет - любое другое решение может быть расценено как демарш и вызов газовым интересам страны и энергетической безопасности Европы.
Большой блок вопросов касался отношения России со Среднеазиатскими странами. Сейчас Москва стремится выкупить весь газ, чтобы тот не ушел от нее по альтернативным трубопроводам, что взвинчивает цены на него. Валерий Язев призвал не бояться цен, а действовать решительно. "Говоря о перспективах Каспия, необходимо учитывать мнения всех прикаспийских стран. России следует закупать весь азиатский газ, включая иранский. Да, этот газ дорогой, но таким образом мы, во-первых, сохраним собственные месторождения, а, во-вторых, уменьшим интересы азиатских стран в сотрудничестве с Западом", - заявил президент РГО. Наибольшие проблемы в регионе Россия испытывает с Туркменией - помимо того, что Ашхабад стремится до последнего торговаться со всеми заинтересованными сторонами, отношения осложняются взрывом на трубопроводе " Средняя Азия-Центр". Напомним, что Туркмения восприняла это происшествие, как вину " Газпрома" и даже направила в адрес газового холдинга ноту протеста. Газовый же холдинг справедливо считает, что Туркмения сама виновата - она не ремонтировала трубу много лет, а сейчас не пускает специалистов холдинга помочь с ремонтом. Валерий Язев отметил, что российская сторона предложила помощь по ликвидации аварии (у Газпрома есть очень эффективные мощности для устранения таких аварий - специальный ремонтный ж/д состав). Журналисты поинтересовались, сколько времени может занять такой ремонт. На это Язев из своих воспоминаний рассказал, что им давалось не более двух дней на устранение подобных аварий даже в тяжелейших условиях при минус 50 в Сибири. Поэтому отсчёт идёт на дни. Отметим, что авария полностью не устранена до сих пор и не известно, когда будет исправлена.
Можно ли считать Туркменистан и Азербайджан конкурентами России? Лоббист газового холдинга страны просто удивленно поднял брови - о какой конкуренции может идти речь? " Сопоставьте цифры! Россия добывает 650 млрд куб метров газа в год, Туркмения 70, Азербайджан 8. О какой конкуренции тут можно говорить?" Помимо этого, он отметил важность Каспийского региона, но предложил вернуться к этому вопросу, как стороны смогут решить вопрос с его статусом.
В итоге, он попытался развеять подозрения журналистов, что Россия постепенно начинает сдавать позиции в газовой сфере, оставаясь лишь крупнейшим производителем газа. Поверили не все, а новые реалии последней недели дают пищу для новых вопросов Валерию Язеву. Готовьтесь, Валерий Афонасьевич!
Автор: Ольга Вяземская