4 сентября Тегеран сообщил, что атомный реактор в Бушере был подсоединен к энергоблоку. Бушер является мирным фасадом иранской ядерной программы. Тем временем, согласно данным, опубликованным в последнем отчете МАГАТЭ от 2 сентября, Иран приближается к обладанию ядерным оружием. Особого внимания заслуживает так называемое "возросшее беспокойство" Агентства о возможном существовании в Иране "в прошлом или в настоящем неизвестной ядерной деятельности, включая связанную с развитием ядерного боевого заряда ракеты".Откуда мы знаем, что Иран стремится обладать атомным оружием? Явной улики не существует (да и не может существовать, так как инспекция так никогда и не проводилась), однако есть множество косвенных. Большинство из них является результатом работы МАГАТЭ. Совокупность этих факторов ведет к неизбежному выводу, что Иран стремится по меньшей мере иметь возможность создания ядерного оружия, а возможно, и иметь саму атомную бомбу.
1. Иран склонен скрывать свою деятельность от МАГАТЭ
В 2003 году размах иранских усилий стал достоянием общественности. Иран умалчивал о строительстве горно-обогатительного комбината в Натанзе и исследовательского реактора в Араке, об изготовлении центрифуг, о существовании программы лазерного обогащения урана и о проведении нескольких сложных экспериментов. Тогда Иран не позволил МАГАТЭ провести полную инспекцию объектов в Лависан-Шиане и Парчине, где, по подозрению, проводятся ядерные испытания. Позднее он не предуведомил Агентство о строительстве обогатительного предприятия в Форду.
2. Самую стратегически важную деятельность Ирана контролирует Министерство обороны
В то время, как иранская ядерная программа официально находится под надзором Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), МАГАТЭ доказало, что немалая часть деятельности, связанной с ядерными разработками, на самом деле проводилась под покровительством Министерства обороны.
3. Иранская ядерная программа не имеет экономического объяснения
Запасы газа в Иране обеспечивают стране независимость в области производства электроэнергии на несколько десятков лет вперед. Инвестиции Тегерана в дорогостоющую программу по обогащению урана, будто бы необходимую для атомных электростанций, не имеют экономического объяснения.
Возможности завода в Натанзе ограничены: по завершении строительства он сможет производить топливо всего для одного реактора в год. До сих пор ни одно государство не содержало обогатительный комбинат всего для одного завода: в таких случаях куда дешевле закупать топливо на рынке.
4. Иранская ядерная программа противоречит заявленным целям
Иран утверждает, что нуждается в в уране с низким обогащением (3%) для своих ядерных электростанций. Но в топливо в Бушер поставляет Россия; Иран не сможет справиться исключительно своими силами. Если Иран собирался производить топливо для некоего гипотетического реактора, который появится в будущем, Тегерану не было никакого смысла начинать обогащение заранее, еще в 2006 г.
Сейчас Иран строит второй обогатительный комбинат в Форду, но это предприятие куда меньше, чем в Натанзе. Его масштабы соответствуют военным целям.
В 2010 г Иран начал производить уран с обогащением в 20% - якобы для того, чтобы снабдить топливом исследовательский реактор Тегерана. Однако нет никаких доказательств того, что Иран обладает знаниями и навыками, необходимыми для производства топливных стержней для этого конкретного реактора.
5. В распоряжении Ирана находится документ, объясняющий, как отливать из урана полусферы
МАГАТЭ установило, что в распоряжении Ирана находится документ, объясняющий, как отливать из металлического урана полусферы - то есть как изготавливать сердцевину ядерного оружия. Этот документ был предоставлен сетью Абдула Кадыра Хана.
6. Иран строит тяжеловодный ядерный реактор без видимой научной цели
Иран строит в Араке новый исследовательский реактор. Реактор мощностью в 40 Мвт, использующий натуральный уран и тяжелую воду, может быть использован для производства оружейного плутония. На самом деле, он подозрительно напоминает реакторы, которые используют для производства такого плутония другие страны. В этой связи стоит отметить, что Иран проводил эксперименты по выделению плутония в горячих камерах.
7. Иран провел эксперименты и исследования, связанные с разработкой оружия
Иран изготовил полоний, который можно использовать для нейтронного инициирования. Он также провел исследования по инициированию нейтронов с использованием дейтерида урана (китайский метод). Организации, подотчетные Министерству обороны, изучили и протестировали механику взрыва ядерного орудия (синхронная детонация бризантных ВВ вокруг сферического ядра). Тегеран признал факт проведения испытаний с синхронной детонацией, однако продолжает утверждать, что это не имеет отношения к производству ядерного оружия. Тем не менее документы, находящиеся в распоряжении МАГАТЭ, показывают, что эти потребности совместимы исключительно с производством ядерного оружия. Неизвестно, продолжает ли Иран подобную деятельность. Возможно, результаты испытаний были достаточно убедительными, что дало Тегерану возможность построить функциональное устройство (особенно если верны подозрения в том, что Иран получил проекты боеголовки через сеть Хана). В 2009 году по имеющимся у МАГАТЭ данным оно заключило, что "Иран располагает достаточной информацией для проектировки и производства пригодного для работы ядерного заряда имплозивного вида".
Иран также планиурет новые ядерные испытания: им была изучена архитектура полигона (в расчете на взрыв на глубине в 400 метром) и было разработано соответствующее оборудование для стрельбы на дальние расстояния.
8. Иран провел испытания баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку
В 2004 году Иран провел испытания "Шахаба-3" - ракеты с новой головной частью с три-коническим дизайном, идеально подходящей для ядерного оружия. Кадры этих испытаний транслировались по телевидению. Вышесказанное совпадает с выводами МАГАТЭ о том, что Тегеран изучал возможности размещения сферического боевого заряда в боеголовке баллистической ракеты "Шихаб-3". Тот факт, что Иран также осуществил симуляцию взрыва боевого заряда ракеты на 600-метровой высоте, - что вполне логично, если боевой заряд ядерный - не оставляет сомнения в его намерениях.
9.Иран отказывается обеспечить транспарентность ядерной программы
Иран отказывается заранее сообщать о новых ядерных объектах или о своих намерениях строить таковые: в 2007 г он приостановил выполнение модифицированного параграфа 3.1 - нормы МАГАТЭ, принятой им в 2003 г. Иран также отказывается выполнять Дополнительный Протокол МАГАТЭ (несмотря на то, что подписал его в 2003 г), являющийся, по заявлению Агентства, единственным способом подтверждения гарантии о нераспространении ядерного топлива. Отказ Ирана также значительно ограничивает возможности МАГАТЭ обнаружить другую, вероятно существующую, нелегальную деятельность. Если Тегеран имел лишь мирные намерения и стремился доказать это, почему он отказался повысить транспарентность?
10. Иран отклоняет предложение о возобновлении переговоров
Иран отклонил предложение МАГАТЭ и группы 5+1 допустить возобновление переговоров ("двойной тайм-аут" в 2007 г и "отказ за отказ" в 2008). В 2009 г Тегеран отверг предложение, являвшееся, по сути, мерой по укреплению доверия и заключавшееся в том, чтобы передать большую часть 3%-го обогащенного урана другому государству в обмен на предоставление топливных стержнекй из 20%-го обогащенного урана для Тегеранского реактора. Иран не всказывает ни малейшего интереса в какой бы то ни было "выгодной сделке".
Если Тегеран имеел лишь мирные намерения и стремился доказать это, почему он отказался от всех этих предложений? Словом, иранская ядерная программа соответствует не заявленным мирным намерениям, а явным военным целям. Некоторые считают, что Тегеран просто хочет иметь возможность обладать ядерным оружием и не перешагнет "за порог". Скорее всего, они выдают желаемое за действительное. История не знает государства (кроме Бразилии, где в 1980-м г. произошел переворот и сменился правящий режим), которое зашло бы столь далеко и вложило бы так много средств в программу по разработке ядерного оружия и этим и ограничилось бы. Назначение в феврале 2011 г Ферейдуна Аббаси-Давани, одного из главных создателей военной программы, вице-президентом Исламской республики и главой ОАЭИ - это зловещее предзнаменование.