USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.06

0

Природный газ 2.25

0

8 мин
...

Ю.Витренко. Ускоренная амортизация украинской ГТС сделает ее более выгодной после 2020 г, чем газопровод Северный поток-2

Цена газа с 1 мая 2016 г вырастет до 6879 грн /1000 м3 для граждан и промышленных потребителей Украины. Власти Украины довольно грамотно нашли стрелочника в лице Газпрома.

Ю.Витренко. Ускоренная амортизация украинской ГТС сделает ее более выгодной после 2020 г, чем газопровод Северный поток-2

Цена газа с 1 мая 2016 г составит 6879 грн /1000 м3 для граждан и промышленных потребителей Украины.

Украинская общественность трепещет от грядущего повышения цен на газ.

В этой ситуации власти Украины довольно грамотно нашли стрелочника в лице Газпрома.

Ускоренная амортизация.

27 апреля 2016 г назначенный неделю назад премьер- министр Украины В. Гройсман негромко поведал о том, что цена повышена до экономически обоснованного уровня.

Почему об этом объявила не НКРЭКУ, а независимый регулятор в сфере установления тарифов для энергопредприятий?

Очевидным плюсом может стать прекращение жонглирования разными ценами, то есть минимизация коррупционной составляющей, которую украинцы и получают в счетах за газ и услуги на его транспортировку и распределение.

Но рост цен на газ позитивом не является.

Директор по развитию бизнеса Нафтогаза Ю. Витренко в соцсети поведал 27 апреля 2016 г: Отныне цена газа будет отвечать экономически обоснованному уровню. Поскольку Украина импортирует газ, то экономически обоснованный уровень - это уровень импортного паритета, то есть цена импортного газа.

Она включает и стоимость транспортировки импортированного газа.

Для РФ может быть любопытным интервью Ю. Витренко украинским журналистам о связанных аспектах цены газа и тарифов на транспортировку по условиям вход-выход.

- Юрий Юрьевич, при расчете тарифов на транспортировку газа по внедренной в 2016 г схеме вход-выход был выбран метод ускоренной амортизации. Почему?

Новый расчет тарифов на транспортировку газа является следствием имплементации европейских принципов работы газового рынка и стандартного европейского законодательства, в частности перехода на стандартную для европейских операторов газотранспортных систем (ГТС) практику расчетов тарифов по схеме вход-выход.

Украина должна была это сделать уже давно.

Например, Словакия, по территории которой в последние 10 лет транспортировалось 30 - 60% российского газа для Европы, перешла на тарифообразование по схеме вход-выход еще в 2005 г

Амортизация является одной из составляющих тарифа.

Правила ее начисления определяются соответствующими стандартами финансовой отчетности, потому что это бухгалтерская категория.

Срок амортизации основных средств, в нашем случае ГТС, определяется на основании ожидаемой экономически полезной жизни основного средства.

РФ неоднократно заявляла о своих намерениях с 2020 г отказаться от использования украинской ГТС для транзита своего газа в Европу.

Россия демонстрирует активность в продвижении проекта магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, вследствие чего должны появиться избыточные мощности, которые позволят реализовать угрозу прекратить транзит газа через украинскую ГТС.

В июне 2016 г может быть подписан договор на строительство этого МГП между Газпромом и Saipem.

В марте 2016 г компания Nord Stream 2 AG сообщила, что завершила тендер на поставку стальных труб для строительства 2х ниток МГП Северный поток -2.

Это фактические признаки, подтверждающие серьезность намерений РФ по продолжению этого проекта.

В таких условиях у любого владельца ГТС нет другого выхода, кроме как использовать механизм ускоренной амортизации относительно соответствующей части основных средств, поскольку срок экономически полезной эксплуатации этих активов значительно уменьшается.

Таким образом, ускоренная амортизация - это не прихоть оператора ГТС, а требование к нему.

Есть и другой аспект ускоренной амортизации. Если ее сейчас не заложить в тариф, а после 2020 г РФ реализует свои планы относительно обхода Украины, то придется либо поднять тарифы во много раз, что сделает нашу ГТС неконкурентоспособной, и в конце концов из-за этого пострадают потребители в Украине, либо просто списать львиную долю стоимости нашей ГТС на убытки.

Убытки государства, убытки всех украинцев. Это несправедливо.

Если ускоренную амортизацию начислять сейчас, как этого требуют стандарты, то с 2020 г мы ожидаем снижения тарифа на транспортировку газа более чем в 9 раз, поскольку транзитные активы будут полностью амортизированы.

В результате этого украинский маршрут, скорее всего, станет самым конкурентным по сравнению со всеми альтернативными маршрутами доставки российского газа в Европу.

При этом на убытки не придется списывать стоимость нашей ГТС, потому что она будет возмещена в полном объеме.

Российской стороне Украина заранее сообщила о новых условиях транспортировки газа, связанных с имплементацией европейского законодательства.

Мы воспользовались нашим правом, предусмотренным действующим транзитным контрактом с Газпромом, требовать привести транзитный тариф к европейским условиям.

Мы многократно предлагали встретиться и дать все необходимые разъяснения о внедрении европейского энергетического законодательства в нашей стране.

Пока Газпром не выполняет свои контрактные обязательства. Это является нарушением контракта, и исправить это нарушение - одно из наших требований к российской компании в Стокгольмском арбитраже.

Нафтогаз и Еврокомиссия предложили россиянам провести общие переговоры в 3-стороннем формате, чтобы попробовать решить этот вопрос как можно быстрее.

- Если Газпром будет использовать украинскую ГТС для транзита своего газа и после 2019 г , то нужно ли пересматривать утвержденные регулятором размеры тарифов вход-выход?

- Если Газпром или любая другая компания обратятся к оператору ГТС с заявкой о бронировании мощностей в значительном объеме и на достаточно большой срок, чтобы ожидать материальные объемы транзита на протяжении нормального срока амортизации газотранспортных активов, то оператор согласно принятому новому Кодексу ГТС будет иметь право обратиться в НКРЭКУ с предложением пересмотреть тарифы в сторону снижения.

Кроме того, благодаря ускоренной амортизации транзитных активов на протяжении 2016-2019 гг уже в 2020 г возможно уменьшение стоимости транзита больше чем в 9 раз.

Но если цену газа и тарифы на его транспортировку определяют на уровне политически целесообразной себестоимости, то это приводит к упадку собственной добычи, неэффективному потреблению газа, дефициту госбюджета и зависимости от агрессора.

- Есть ли уже согласованный проект реформирования НАК Нафтогаз Украины и отделения оператора ГТС?

Здесь важно не смешивать разные понятия, особенно не подменять их.

Есть законодательные требования об отделении оператора ГТС.

А есть реформа Нафтогаза, в частности его возможная реструктуризация. Это разные вещи, хотя они и взаимосвязаны.

Потому что отделение транспортировки является частью государственной энергетической политики.

Это требование к любой компании, а не конкретно к Нафтогазу.

Реформа НАКа является частью государственной политики собственности.

За это отвечает недавно сформированный наблюдательный совет компании.

Политики и министерство не должны непосредственно вмешиваться в этот процесс, потому что это и есть то политическое вмешательство, с которым борется реформа корпоративного управления государственных компаний, осуществляемая нами совместно с ЕБРР при активной поддержке всех наших международных партнеров.

Согласованной модели отделения ГТС пока нет.

Именно из-за попыток политического вмешательства консенсус до сих пор отсутствует. Хотя согласно Плану мероприятий по реформированию газового сектора, по представлению Минэнергоугля модель и план отделения оператора ГТС должны быть согласованы с секретариатом Энергетического сообщества до 30 января 2016 г , а соответствующая реструктуризация должна была завершиться до 31 мая 2016 г.

Секретариат Энергетического сообщества в марте 2016 г провел слушания для обсуждения проекта плана Минэнергоугля при участии министерств и международных партнеров.

В рассматриваемом тогда проекте содержались значительные коммерческие, юридические и кредитные риски.

Имплементация этого плана не позволит создать оператора ГТС, который отвечал бы европейским стандартам прозрачности и операционной эффективности.

Более того, она не позволит привлечь надежного международного партнера к управлению ГТС, что является одним из ключевых условий повышения ровня доверия европейского сообщества к ГТС Украины.

У нас не было возможности принимать участие в разработке или комментировать документ Минэнергоугля, поэтому не знаем, каково его окончательное предложение.

- Как это повлияет на оператора ГТС - ПАО Укртрансгаз? Или ему отведена роль носителя долгов, а новая компания станет оператором ГТС? В плане реструктуризации Нафтогаза собственно такой вариант подробно обоснован.

Оператор ГТС будет ежегодно получать приблизительно в 3 раза, или на 4 млрд долл США/год, больше доходов от транзита (в 2015 г - до 2 млрд долл США).

Отделение оператора ГТС предусмотрено 3м энергопакетом.

Нафтогаз уже 2 года предлагает конкретные механизмы относительно того, как сделать оператора ГТС полностью независимым.

- Вы несколько раз подчеркивали, что после 2019 г тарифы на транспортировку газа снизятся в 9 раз. Как тогда быть с привлечением зарубежного стратегического инвестора для управления украинской ГТС, который, как предполагается, будет вкладывать средства в модернизацию и развитие отечественной ГТС? Чем его заинтересовать?

Во-1х, следует делать акцент на привлечении международного партнера для оператора ГТС, а не только на привлечении инвестора. Партнер должен не только иметь возможность инвестировать. Он должен повысить уровень доверия европейских компаний к нашей ГТС. Он должен принести с собой современные коммерческие практики. Он должен помогать эффективно бороться с коррупцией и тд.

Во-2х, мы можем привлечь партнера уже в 2017 г. Поскольку ожидаем, что оператор ГТС будет получать только от транзита по крайней мере 6 млрд долл США/год до 2020 г , то такой оператор будет инвестиционно привлекательным. Да, можно ожидать, что после 2020 г доходы от транзита существенно упадут. Но внутренний рынок останется, и это тоже значительный и интересный бизнес.

- Сегодня речь идет об экономически обоснованных ценах на газ и тарифах на его транспортировку. Нужно ли ожидать рыночных тарифов и цен?

Настоящая рыночная экономика - это рынок капитала как механизм объединения (привлечения) ресурсов и эффективного распределения этих ресурсов.

Рынок капитала не стихия. Роль государства в рыночной экономике заключается не в распределении ресурсов, а в создании условий для эффективного функционирования рынков, прежде всего рынка капитала.

- Нафтогаз борется с Газпромом за справедливые условия транзита и импорта газа, но почему при этом должны страдать участники украинского рынка природного газа?

Все импортеры газа (и Нафтогаз) платят утвержденные НКРЭКУ тарифы за бронирование точки входа в украинскую ГТС. Мы уверены, что Газпром тоже заплатит если не в результате 3-сторонних переговоров при участии Еврокомиссии, то по решению Стокгольмского арбитража. Причем возместит юридические расходы и заплатит проценты за несвоевременную оплату.

На сегодняшний день RАВ-тарифы (стимулирующее ценообразование) не действуют только для внутренних пунктов входа-выхода.

Но мы ожидаем, что в ближайшее время НКРЭКУ примет соответствующее решение, и все участники рынка газа будут в одинаковых условиях.

Понимая методику расчетов, мы не ожидаем существенных изменений стоимости услуг транспортировки для внутренних потребителей, хотя окончательное решение НКРЭКУ нам неизвестно.

- Не добавляет ли такое повышение транспортных тарифов, особенно по сравнению с тарифами операторов ГТС других европейских стран, дополнительных аргументов приверженцам МГП Северный поток-2?

Важно не путать причину и следствие.

Именно из-за развития таких проектов, как МГП Северный поток-2, которые дают нам основания ожидать прекращения транзита с 2020 г , в расчете тарифов используется ускоренная амортизация, а не наоборот.

Если бы Газпром забронировал мощности на больший срок, у нас были бы основания ожидать материальные объемы транзита, и у регулятора рынка были бы основания пересмотреть тарифы в сторону уменьшения.

Обращаю ваше внимание на то, что новые тарифы не являются самыми высокими даже в нашем регионе (Южной, Центральной и Восточной Европе). Есть газопроводы -интерконнекторы, где тарифы значительно выше.

А если привести все тарифы к одинаковым условиям относительно загрузки газопроводов, срока экономически полезной жизни, стоимости капитала, то наши тарифы будут существенно ниже, чем у соседей.

Если вопрос о МГП Северный поток-2, то мы должны сравнивать не текущие тарифы, а тарифы с 2020 г , потому что раньше этот газопровод построен не будет.

С 2020 г наши тарифы будут по крайней мере в 9 раз ниже. Таким образом, украинский маршрут будет намного дешевле, чем МГП Северный поток-2.

- Не станет ли тарифный вопрос дополнительным аргументом не для Нафтогаза, как вы ожидаете, а для Газпрома в Стокгольмском арбитраже?

- Даже согласно действующему контракту с Газпромом Украина имеет право требовать привести транзитную ставку в соответствие с европейскими принципами формирования тарифов. Именно это мы и делаем.