Д. Медведев рассказывает о абсолютно новом проекте, который посвящен экспорту услуг российского образования.
Об этом правительство сообщает 31 мая 2017 г.
Еще 30 лет назад СССР был лидером в сфере международного образования.
Это было связано с идеологией, к нам часто приезжали учиться представители государств, которые были крепко-накрепко связаны с Советским Союзом.
Тем не менее факт остается фактом: СССР был на серьезных позициях.
О приоритетном проекте «Экспорт образования»
Сейчас у РФ 4 -5 место в мире по экспортным услугам по образованию.
1е место заняло США, 2е - Британия, 3е Франция, далее Германия и Австралия с одинаковым %, потом Канада и Россия (приблизительно одинаково).
Возможности у России имеются, но их нужно наращивать.
По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире уже к 2025 г может перевалить за 7 млн человек. Это только студентов.
Объемы международного рынка образовательных услуг - это миллиарды долл США.
Американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее Правительство США.
Там и система образования в значительной степени частная, тем не менее это показательно.
Образование является 5й по значимости статьей экспорта у них.
Очевидно, что в ближайшие годы конкуренция за иностранных учащихся будет усиливаться.
Многими государствами эта работа заявлена в качестве стратегического национального приоритета.
Экспорт образования - это не только возможность заработать для университетов. Это 1 из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширение культурных контактов, привлечение в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться, и просто выстраивание долгосрочной политики нашей страны.
Развитие экспорта образования - серьезная национальная задача и для нашей страны, речь идет о глобализации образования.
России есть что предложить, чему научить.
В приоритетном проекте заложен комплекс мер по повышению привлекательности российской школы на международном рынке образовательных услуг:
1. Нужно усовершенствовать законодательство, которое регулирует вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуру их въезда и пребывания на территории нашей страны. Нужно скорректировать миграционные законы, сделать их более спокойными, лояльными для зарубежных студентов.
2. Нужно создать консорциум из ведущих ВУЗов, у которых есть положительный опыт. Это позволит отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. Мы также предложим поучаствовать в этом проекте ведущим российским корпорациям, которые активно работают на внешних рынках. Чтобы выиграть в конкуренции с западными ВУЗами, да и с азиатскими теперь ВУЗами, которые не меньший вес имеют, нужно предлагать по-настоящему уникальные программы обучения в тех сферах, где наша наука и технологии лидируют. А такие сферы есть. И в этом смысле многие технологические виды образования - в сфере точных, естественных, инженерных наук - ценятся за границей.
3. Необходимо отработать вопросы трудоустройства стажировок на время обучения и каникул, чтобы иностранные студенты могли учиться и жить в нормальных условиях, работать и отдыхать в России. В результате, к 2025 г мы сможем обучать иностранных студентов, аспирантов по российским программам, причем их должно стать больше в 3,5 раза.
Пока ситуация с экспортом образования не столь радужна.
Хотя еще в 2014 г Российский государственный университет нефти и газа имени И. Губкина получил статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой отрасли промышленности, Туркменистан открывает культурный центр в Нефтяном университете китайского г Сиань, с сентября 2012 г прекратив деятельность филиала Российского государственного университета нефти и газа им Губкина (РГУНиГ).
Неплохо идут дела в Уральском федеральном университете (УрФУ), где иностранных студентов активно привлекает энергичная В. Беляева. В 2015 г 45 студентов из 25 европейских вузов приезжали на 10 дней в г Екатеринбург для изучения особенностей развития энергетики в России и Евросоюзе.