Реализация основных факторов оживления экономики обеспечит ускорение темпов роста ВВП с 4% в 2001 году до 4-4.7% в 2004 году. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 15-18% (в сравнении с 2000 годом).
Об этом говорится в материалах Департамента правительственной информации, подготовленных к сегодняшнему заседанию Правительства РФ, на котором будет рассмотрен вопрос "О проектах программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации", подготовленный Минэкономразвития.
В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по текущему обменному курсу, увеличится примерно в 1.6 раза.
Валовые накопления к 2004 году составят 21% от ВВП, так что потенциал роста будет оставаться высоким в течение всего периода. Это означает, что экономический рост, по крайней мере в среднесрочной перспективе, должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.
Другим источником финансирования роста будут прямые иностранные инвестиции, которые должны составить 7.5-8 млрд. долларов США. Однако ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только с некоторым лагом, после того как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.
Реализация Программы позволит добиться постепенного преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения, и помимо общего увеличения реальных располагаемых доходов (в среднем около 5-7% в год) позволит увеличить суммарную долю доходов среднедоходных групп населения. Тем самым будет создана основа для устойчивого массового внутреннего спроса и перехода к качественно иной траектории роста, когда динамика потребления начнет обгонять динамику инвестиций.
Существенно, что в ближайшие годы будет происходить укрепление рубля в реальном выражении, приближение рыночного курса к паритету покупательной способности, что будет способствовать росту импорта, который к 2004 году возрастет почти в 1.3-1.5 раза по сравнению с 2000 годом.
Сокращение чистого экспорта, и, как следствие, сокращение сальдо счета по текущим операциям может начаться уже с 2001 года. К 2004 году сальдо торгового баланса сократится почти до 37-42 миллиардов долларов, а сальдо счета текущих операций - до 22-27 миллиардов долларов.
Доля потребления в ВВП сохранится практически неизменной до 2004 года.
В настоящий момент структура российской экономики такова, что динамика ВВП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. В 2001-2004 году прогнозируется поддерживать темп роста промышленного производства на уровне 3.8-4.5%, прирост составит 16-19% к 2000 году.
Производство первичных энергоресурсов в 2004 году возрастет до 1465-1500 млн. т. в условном эквиваленте, или на 3.9-6.5% к уровню 2000 года. Общие объемы производства в электроэнергетике и топливной промышленности возрастут, соответственно, на 9-10 и 6-9 процентов. Удельная энергоемкость ВВП снизится на 7-8 процентов.
Выработка электроэнергии на период до 2004 года ориентирована на увеличение спроса основных потребителей. В соответствии с балансовыми расчетами, потребление на внутреннем рынке увеличится по сравнению с 2000 годом более чем на 10%, а экспортные ее поставки возрастут более чем в 1.5 раза.
В этой связи выработка электроэнергии по экспертным оценкам прогнозируется в объеме 973 млрд. кВт ч., или 109.6-111.1 % к уровню 2000 года
Объем добычи нефти в 2004 году может составить 107.4-109% к уровню 2000 г. Добыча газа планируется в объеме 618.1 млрд. куб. м, что на 34 млрд. куб. м выше факта 2000 года. Это позволит удовлетворить потребность в газе российских потребителей и поставить газ на экспорт в объеме 190-204 млрд. куб. м.
К 2004 году фонд заработной платы увеличится до 2950-3050 млрд. рублей или 22% от ВВП. Переход к адресному принципу назначения социальных пособий и социальной помощи (за исключением некоторых видов социальных льгот ветеранам ВОВ и другим категориям населения) позволит увеличить долю средств, получаемых малообеспеченными домохозяйствами.
Расходы населения с доходом ниже прожиточного минимума на образование и здравоохранение в период 2001 - 2004 годов будут постепенно снижаться за счет сокращения неформальных платежей населения в этих сферах. Расходы на эти цели населения со средними и высокими доходами будут расти быстрее, чем все расходы населения за счет приобретения этими слоями населения более качественных платных услуг образования и здравоохранения.
МФД-ИнфоЦентр