USD 92.8622

-0.06

EUR 103.41

+0.19

Brent 74.31

-0.13

Природный газ 2.843

+0.03

...

На нефтяную квоту России покушается Ангола

Россия еще до конца года примет решение о новом сокращении объемов добычи нефти. По словам президента ОПЕК Шакиба Хелиля, такое решение, согласованное с ?организованными? экспортерами, ожидается уже в середине декабря.

На нефтяную квоту России покушается Ангола

Россия еще до конца года примет решение о новом сокращении объемов добычи нефти. По словам президента ОПЕК Шакиба Хелиля, такое решение, согласованное с ?организованными? экспортерами, ожидается уже в середине декабря. Хелиль уверен, что оно ?положительно скажется на стабильности на мировом рынке?.
Судя по всему, алжирский министр и опековский президент угадал настроения рынка: один намек на такое соглашение вызвал там волну энтузиазма. Отметка в 20 долл., около которой сохранялись котировки последние часы на IPE, теперь считается достаточно высоким показателем. Правда, это был не чистый энтузиазм, поскольку он был перемешан тревогой за мир на Ближнем Востоке. Волна терактов в Палестине и Израиле, заявление Ариэля Шарона о том, что Ясир Арафат является "главным препятствием на пути к миру и безопасности в регионе", ракетные удары по резиденции палестинского лидера ? все это заставило трейдеров переживать за перспективы поставок ближневосточной нефти. Точно так же, как год назад визит того же Шарона на Храмовую гору и новый всплеск ?интифады? привели к беспрецедентному взлету котировок черного золота (до 36 долл./барр.). Сказывается и продолжающаяся неопределенность в отношениях международного сообщества и Ирака. Но это факторы временные, способные внести изменения в тренд лишь на несколько дней. Взаимоотношения ОПЕК и ?неприсоединившихся? экспортеров важны гораздо более. В этом смысле новые высказывания Хелиля, который еще десять дней назад прозрачно намекал на возможность ценовой войны с Россией, причем войны с использованием колоссального ресурса (ОПЕК, дескать, способен увеличить поставки на 5 млн баррелей ежедневно), не могли не настроить рынок позитивно. Тем более что и генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес говорил о своем ?исключительно оптимистичном? настрое относительно позиции России. Он отверг сведения о подготовке к ценовой войне, заверив, что картель находится в ?очень хороших отношениях с Россией? и не торопит ее с принятием необходимого решения по объему экспорта.
Откуда у ОПЕКовских чинов сведения о готовности российского руководства пойти на дальнейшее прикручивание экспортного крана, неизвестно. Но они действительно могут быть, учитывая активные дипломатические усилия, которые развил картель, пытаясь уговорить или заставить ?неприсоединившихся? экспортеров следовать его курсом. На прошлой неделе Хелиль запросил администрацию Владимира Путина на предмет аудиенции у российского лидера, и если она состоится, все может встать на свои места. А, может, что-то прояснится после новой встречи премьера Михаила Касьянова с нефтяниками в середине следующей недели. Как сообщается, на ней будет определена корректировка экспорта в 1-м квартале следующего года ?с видением на второй квартал?. В ОПЕК, видимо, уверены, что на этой встрече глава правительства уговорит российских экспортеров еще немного ?затянуть пояса?. Тем более что другие нечлены ОПЕК -Мексика, Норвегия и Оман - уже заявили о готовности суммарно снизить поставки на мировой рынок на 300 тыс. баррелей или больше. Мексика ради этого даже жертвует новыми возможностями только что реконструированного трубопровода и новых скважин месторождения ?Кантарель?, и от России ждут не меньшего вклада в ?общее дело? (ОПЕК хочет, чтобы РФ сократила свой экспорт на 150-200 тыс. баррелей ежедневно, что от объема 7 с лишним миллионов составляет не так уж много). В РФ, между тем, по-прежнему громко звучат голоса тех, кто советует не поддаваться ?шантажу шейхов?.
К главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, предрекающему ?торжество конкурентов-экспортеров из стран СНГ? добавился бывший министр финансов и экономический советник президента Александр Лившиц. По его мнению, сейчас идет схватка не столько за стабилизацию цен, сколько за передел рынка - ОПЕК, захвативший значительную часть сектора после распада СССР, не хочет вновь отдавать его России. Разговоры о переделе рынка подкрепляет, например, позиция еще одного перспективного поставщика сырья - Анголы. В течение года она намерена увеличить свой экспорт с нынешних 750 тыс. до 1 млн баррелей в день. По словам министра топлива этой страны, ?Ангола на стороне ОПЕК?, но не может координировать свою политику с картелем, так как вынуждена выплачивать огромный внешний долг и бороться с повстанческим движением. Казахстан, Азербайджан и другие ?молодые тигры? также не намерены ни с кем координировать свою экспортную политику и легко могут заполнить рыночную нишу, которую оставит Россия. Последняя в ноябре увеличила экспорт в дальнее зарубежье на 2,4%. В декабре, несмотря на существовавшие планы дальнейшего завоевания рынка, экспорт должен снизиться. Если это снижение будет продолжаться месяц или квартал, ничего страшного произойти не может. Но долговременное отступление от борьбы за рынок чревато серьезными последствиями. И даже более серьезными, чем борьба за ?стабильные цены?.