Последнее время взоры обращены на Африканский континент, таящий в себе запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. Этот шаг связан с процессом диверсификации источников добычи углеводородов. Ближний Восток рассматривается участниками мирового рынка нефтепродуктов как крайне нестабильный.
Последнее время взоры обращены на Африканский континент, таящий в себе запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. Этот шаг связан с процессом диверсификации источников добычи углеводородов. Ближний Восток рассматривается участниками мирового рынка нефтепродуктов как крайне нестабильный. Запасы черного и голубого золота вступают в фазу активного освоения месторождений. По мнению представителей ОПЕК, Африка может стать активным игроком на рынке энергоресурсов.
Сами запасы распределены по континенту неравномерно, что является следствием недостаточной изученности недр. Это давно изученные ресурсы Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет) и континентальный шельф Гвинейского залива, который нередко сравнивают с запасами Персидского. По предварительным геологоразведкам запасы нефти могут быть больше как минимум в два раза.
Также последние данные говорят о том, что крупные запасы могут быть сконцентрированы на самом континенте.
По данным 1999 года экспорт нефти из стран Гвинейского залива составил 5,2 млн. баррелей в день. Этот источник может стать альтернативой многим по ряду причин. Во-первых, запасы в заливе существенно перекрывают цифры Северного моря. Во-вторых, в противоположность Каспийскому морю, окружённому зонами с повышенной нестабильностью в регионе, платформы в заливе достаточно удалены от берега.
Правительства западных стран крайне заинтересованы в том, чтобы потенциальные нефтяные месторождения находились под контролем национальных корпораций и обеспечивали бесперебойный поток энергоресурсов. В ближайшие годы сумма инвестиций в разработку новых месторождений должна составить $40-60 млрд.
Ангола в свете последних событий может репозиционироваться на мировом рынке. Активно раскупаются месторождения на севере страны. Удачными оказываются 75% пробуренных скважин американской компании Exxon, 100% - американской же Shevron и французской TotalFinaElf. Ангольская нефть может составлять 10% всего американского импорта черного золота. Это бъясняет повышенный интерес к этому региону Соединённых Штатов.
Алжир. В Гадамесе специалисты американской компании Andarco открыли залежи объемом до 3 млрд баррелей, что составляет почти треть всех национальных запасов.
Нигерия остаётся лидером по добыче - с её 2 млн. баррелей в день и запасами в 17 млрд. баррелей, однако переход к активному освоению подземных кладовых Ливии может в корне изменить картину. Пока что у Ливии разведано запасов в объеме 30 млрд. баррелей. На очереди Габон, Египет, Республика Конго, Судан и Чад.
Поражает нерациональное использование недр посредством сжигания попутного газа в факелах на $2,5 млрд. ежегодно. Также на континенте обнаружены резервы газа не связанные с нефтью. Это шельфы Мозамбика и Танзании, где газ уже найден и вскоре начнется его разработка. Активная разведка ведется на шельфе Намибии, геологические изыскания планируются в Сенегале и Гане. В Ливии и Алжире реконструированы заводы по сжижению газа, что позволяет поставлять его по трубопроводам в Европу. Завод по сжижению газа построен в нигерийском городе Бонни.
Остальные страны больше ориентированны на внутренний рынок.
Египет перевел ТЭС с мазута на газ. Тунис рассматривает вопрос обеспечения потребностей в электроэнергии путем использования голубого топлива, как это было внедрено в Кот-д'Ивуаре.
Планируется строительство нефтепровода от чадского нефтяного месторождения Доба к камерунскому порту. Результаты можно будет подсчитывать в 2004 г (проект патронируется Exxon/Mobil). Инвестиции Всемирного банка составили $3,5 миллиарда.
Руководители африканских государств из политических соображений крайне заинтересованы в том, чтобы российские нефтегазовые компании принимали участие в разработке природных богатств континента, и не только российские. Президенты африканских стран выказывают полную поддержку. Хотя российские НК пока слабо представлены в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем секторах Африки.
Славнефть стала первой на пути проникновения на новый неосвоенный рынок. Представители российской компании подписали с правительством Судана соглашение, предусматривающее освоение нефтяного блока ? 9 в провинции Хартум. Инвестиции составят $150-200 млн. Подтвержденные запасы блока составляют 30 млн. т и потенциал для роста этой цифры достаточно внушительный.
Разработку месторождения планируется осуществить в консорциуме с суданской государственной компанией Sudapet, долевое участие которой составит 7%. Остальная часть пакета принадлежит российской компании. Срок окупаемости составит 3 года, при этом компания будет получать 60% выручки.
ГК Стройтрансгаз победил в тендере на строительство северной части нефтепровода Хауд-эль-Хамра-Арзев, предложив $79 млн.
Министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль обговорил возможность обмена части алжирского госдолга СССР ($4 млрд.) на участие российских компаний в алжирской нефтегазовой индустрии. Стройтрансгаз демонстрирует серьезные намерения в отношении новых проектов в Мозамбике, ЮАР, Эфиопии. ЮКОС ведет переговоры с Ливией и ЮАР.
АО Зарубежнефтегазстрой (Зангас) подписывает контракт с Ливией о строительстве ветки газопровода Хомс-Триполи стоимостью $154 миллиона. Крупнейшая российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ ведет разведку на материковых месторождениях Алжира и проявляет интерес к проектам в Анголе, Египте, Ливии, Нигерии. Газпром планирует участие в проектах в Алжире. Татнефть ведет переговоры с Египтом по экспорту технологий, присматривается к Судану.
Проекты в Африке требуют значительных инвестиций, которыми наши компании в полной мере пока не располагают. Второй фактор - утрачен опыт мобилизации специалистов, техники и оборудования для работы в специфически тяжелых климатических условиях.
У России есть исключительная возможность поучаствовать в ?разделе? чёрного континента. Главное сейчас не упустить момент, когда основные тендеры по участию в разработке идут один за другим. Единственное препятствие на пути реализации этого проекта - недостаток финансирования и достаточно высокие риски. В пылу крайне успешных разработок на севере континента, есть вероятность наткнуться на ?пустышку?.