2002 год закончился, а реформа нефтяного сектора проведена не была. Алжирская пресса несколько иронизирует и вспоминает слова главы национальной ассамблеи, обещавшего в октябре прошлого года принять новый закон о нефти, вопроса, доминирующего в политических прениях страны.
В конце декабря 2002 года президентский лагерь во главе с Министром энергетики Хакибом Кхелилом (Chekib Khelil) мобилизовал всю свою энергию по случаю проведения ?энергетического форума?, на котором должна была ?решится участь? энергетической отрасли страны. Вслед за этим представители Объединения профсоюзов Алжира (UGTA (Union generale des travailleurs algeriens), распространили брошюры, дабы бойкотировать собрание по поводу принятия закона. В прессе появилась информация, что ?народ не готов принять эту реформу в энергетическом секторе, являющемся стратегическим в этой стране?.
,Сегодня недовольство оппозиции растет, а угроза массовой забастовки появляется с регулярным постоянством. В центре конфликта находится национальная нефтяная компания Sonatrach., национальная нефтяная компания в будущих месторождениях нефти и газа в Алжире. Действующий закон "О нефти" (принятый в 1986 году) обеспечивает Sonatrach 51% участия во всех геологоразведочных работах и проектах по добыче нефти, реализуемых в Алжире иностранными компаниями.
В новом проекте Министра энергетики, фиксированная доля Sonatrach в будущих разработках снижается до 30%. Вот уже три месяца Хакиб Кхелил прилагает все свои усилия, пытаясь объяснить, что сокращение участия Sonatrach не является отказом государства от контроля над энергетическими резервами страны, как это утверждают противники закона. ?Вся Сахара не будет тотчас предложена иностанным компаниям по их просьбе. 43% энергетического сектора контролируется Sonatrach, утверждает Министр по энергетике, плюс к этому национальная компания в состоянии заключить новые контракты, связанные с разведочными работами, и расширить, таким образом, свою деятельность, связанную с разработкой месторождений?.
Похоже, эксперты не разделяют такую точку зрения. По их мнению, Sonatrach не может поддерживать конкурентные позиции и бороться с иностранными компаниями за право разработки месторождений в ближайшие 25 лет ? возможности добычи у компании ограничиваются старыми месторождениями. Оппозиция призывает правительство опираться на собственные резервы, а не ?менять орла на кукушку?.
,Алжир ? это действительно единственная страна-член ОПЕК, благосклонно относящаяся к участию иностранных нефтяных компаний в разработке своих углеводородных месторождений. Национальная нефтяная компания Sonatrach работает на рынке на тех же условиях, что и конкуренты.
Такая политика очень много критикуется, в частности Сид Ахмед Гхозали (Sid Ahmed Ghozali), прежним главой правительства и генеральным директором Sonatrach. Он утверждает, что действующий закон ?О нефти? и так создает слишком благоприятные условия для иностранных инвесторов. Хакиб Кхелил делает акцент на то, что Алжиру необходима интенсивная разработка громадной отрасли.
Стремление к расширению ресурсной базы Sonatrach находит свое отражение не только в таких заявлениях руководства страны, но и в активном сотрудничестве с зарубежными нефтегазовыми корпорациями. Главный способ взаимодействия с иностранными инвесторами - заключение контрактов на выполнение определенного объема работ. С момента принятия в 1986 г. Закона "О нефти", Sonatrach подписала в общей сложности 84 соглашения с 24 иностранными компаниями как о разделе продукции,так и о проведении геологоразведки и бурения новых скважин. В Алжире активно работают 18 крупных западных компаний, в первую очередь, североамериканских и европейских: BP Amoco ARCO, Exxon/Mobil, Agip, Repsol, TotalFina Elf, Anadarco, Talisman Energy, Burlington Resources, Phillips, Cepsa и др.
Все выдвигаемые аргументы за и против реформ стали камнем преткновения для большинства алжирских жителей. Также, как и дебаты о новом законе стали похожи больше на политические игры. Большинство противников реформы пополняется из числа тех, кто не хочет видеть Bouteflika на президентском посту второй раз. И неистовство оппозиции усилилось еще больше после заявления помощника госсекретаря США по торговле Самюэля Бодмэна (Samuel Bodman) о рекомендациях по воплощению нового закона. Оппозиция готова помешать президенту сделать ?этот подарок его американским друзьям?.