В последнее время с нефтяного рынка все чаще приходят тревожные вести. В Западной Европе разразился бензиновый кризис. А между тем мировые цены за баррель нефти все увеличиваются, круша прежние рекорды. Российские нефтедобывающие компании тоже стремятся воспользоваться ситуацией и как можно больше своей продукции сбыть за границу. Да и государству это выгодно ? увеличиваются поступления от нефтеэкспорта в бюджет.
Колебания цен на нефть на мировом рынке оказывают прямое влияние на стоимость автомобильного топлива в России. Рост цен на бензин уже не остановить. Его стоимость вслед за новым акцизом будет подогревать война в Ираке. При этом, как выясняется, рост цен на бензин не приводит к повышению его качества. Напротив, паленого горючего, скорее всего, станет еще больше.
Между тем примерно в четверти российских регионов бензин в дефицит, так как топливо добывается и перерабатывается далеко не повсеместно, а, как правило, в местах весьма отдаленных, так что транспортная составляющая в его цене весьма высока.
Увеличение акцизов на автомобильный бензин не коснулось его составляющих - прямогонного и технического бензина. В результате на АЗС увеличивается доля "паленого" бензина. И без того на рынке столицы доля суррогатного бензина составляет около 10 процентов (по официальным данным). А в регионах эта доля доходит и до 50 процентов! Следует ожидать, что доля поддельного автомобильного топлива вырастет повсеместно.
Российские торговцы топливом под шумок кризиса все больше заправляют наши машины ?паленым? бензином. Это, в основном, прямогонный, или технический, бензин с низким ? 50 ? 60 ? октановым числом, поднимать которое с помощью присадок давно наловчились хозяева АЗС. Насколько этот фальсифицированный бензин вреден для автомобильных двигателей, хорошо знают сами водители: полудохлый зонд, закисшие тормоза, грязный фильтр, подсос воздуха, севшие кольца, дохлые свечи, забитый каталист? Не говоря уже о вреде, наносимом таким топливом окружающей среде.
В ходе операции "Алхимик", проведенной Московской топливной ассоциацией, было установлено, что более половины прямогонного бензина (октановое число 60-64), производимого различными нефтеперегонными заводами (НПЗ), реализуется коммерческим структурам, которые затем различными способами повышают его качество до нужных им значений, получая "на выходе" бензин 76-й или даже 92-й. А популярный у владельцев иномарок 95-й все чаще изготавливают с помощью присадок или "аппаратов по типу самогонных" из 92-го или даже 76-го.
Как говориться в сообщении, другой самый известный, наиболее эффективный и дешевый способ изготовления высокооктановых бензинов - добавление тетраэтилсвинца, в результате чего получается этилированный бензин, очень токсичное и совершенно неприемлемое для машин с катализаторами горючее. С этого года производить и использовать этилированный бензин на всей территории России запрещено.
Чаще всего, по данным убэповцев, некондиционный бензин уходит через несетевые заправки, которых в стране более 1200. Но плохого качества бензины, утверждают они, нередко продают и сами нефтяные компании. Поэтому на одной и той же фирменной заправке топливо может быть разным по качеству.
,Торговец ?паленым? бензином выигрывает до 50 процентов его стоимости. Во-первых, полагают в РТС необходимо установить одинаковые акцизы, как на автомобильный бензин, так и на прямогонный и технический. А во-вторых, ужесточить отношение к суррогатчикам. Например, штрафы должны быть в 20 раз больше. И контролирующие органы должны получать свой процент с этих штрафов, это поможет избежать коррупционного сговора, надеются в РТС. Министерство энергетики полагает, что продажу поддельного бензина стимулирует отсутствие соответствующих "норм защиты прав потребителя".
По экспертным оценкам, за последние месяцы выпуск прямогонного бензина увеличился на 40 процентов, тогда как его потребление на предприятиях нефтехимии, для которых он, собственно, и выпускается, лишь на несколько процентов. ?Река? технического бензина должна быть направлена строго к основному потребителю. Для этого будет введен акциз на технический бензин, а по использованию этого продукта по прямому назначению акциз будет возвращаться предприятиям нефтехимии. Можно ожидать, что с ужесточением контроля за качеством топлива на АЗС, станет легче жизнь автомобилистов, которые пекутся о ?здоровье? своих двигателей.
Не исключено, что меры приведут к сокращению числа владельцев АЗС. Четверть рынка приходится на мелких поставщиков, которые могут делать с бензином все что угодно, пока везут его в цистернах. В Москве создана "сквозная" система контроля качества топлива. Теперь каждую автозаправочную станцию города проверяет как минимум раз в четыре месяца Московская транспортная инспекция. У мэрии есть уже свой черный список заправщиков, которые попались на некачественном бензине. Бензин и дизтопливо проверяют специализированные подразделения транспортной инспекции, причем проверка осуществляться на всех этапах реализации: от постов на заводах до контрольных закупок на АЗС и выявления нелицензированных складов. Чтобы уменьшить количество суррогатного топлива, каждый месяц нужно проверять 25% заправок. Также нужно ужесточить лицензирование АЗС. Впрочем, сами заправщики считают, что новые меры борьбы с некачественным бензином - способ потеснить конкурентов. В Русском топливном агентстве предположили, что в первую очередь проверки коснутся мелких операторов, которые часто закупают топливо у случайных поставщиков.
,Низкое качество топлива, которым грешат многие отечественные АЗС, - тема волнительная для большинства водителей. В обозримом будущем некоторые автозаправочные станции будут иметь знаки качества топлива. Согласно Московской топливной ассоциации, для того чтобы владелец мог получить знак качества, продукция АЗС в течение года не должна вызывать нарекания. Власти надеются, что это нововведение поможет водителям определиться с выбором автозаправочной станции и оградит их от покупки "паленого" бензина.
Автор: Нана Бендукидзе