Сегодня углеводородные запасы Африканского континента вызывают повышенный интерес. Во многом это является следствием проводимой многими страна политики диверсификации источников получения углеводородов.
Обнаруженные месторождения углеводородов распределены по континенту очень неравномерно. Наиболее перспективными являются Север континента, где нефть и газ добывают уже достаточно давно (Алжир, Ливия, Египет), а также континентальный шельф Гвинейского залива. На долю стран Гвинейского залива приходится 42% разведанных запасов нефти. Согласно прогнозам, в ближайшие 5 лет эта цифра может возрасти.
В последние годы на различных глубинах прибрежных шельфовых зон в Гвинейском заливе (в Анголе, Конго, Экваториальной Гвинее и Нигерии) обнаружены значительные нефтяные и газовые месторождения. Запасы углеводородов есть также в Камеруне, Бенине, Намибии, где ведутся поисковые и разведочные работы.
Последние открытия в Чаде и Судане говорят о том, что и на самом континенте могут встретиться значительные запасы черного золота.
При всей существующей ситуации африканские производители нефти сталкиваются с серьезными проблемами при вливании в мировое сообщество.
Второстепенный потребитель горючего топлива (3% мирового потребления), Африка напрямую экспортирует большую часть углеводородов на европейские и азиатские рынки через свои портовые терминалы на северном побережье. И международные компании, принимающие участие в разработке месторождений побережья, несколько раз подумают перед тем как запустить какой-либо проект на самом африканском континенте, например, в Чаде. В свою очередь, Чаду самостоятельно не осилить разработку новых месторождений ? необходимо создавать серьезную транспортную инфраструктуру вывода, слива, откачки к нефтеперерабатывающим заводам и портовым терминалам, и на это потребуется не один миллион долларов.
В сегодняшней ситуации только строительство сети трубопроводов позволит установить эффективную связь между месторождениями, расположенными в глубине Черного континента, и нефтяными портами: инвестиции в сотни миллионов долларов для компаний-операторов, работающих на рынке. Так, стоимость нефтепровода Чад-Камерун (протяженностью 1000 километров), который должен в 2003 году соединить нефтяной бассейн Doba на юге Чада с терминалом Kribi на камерунской территории, составляет 2,2 миллиардов долларов, а по счетам-фактурам сумма вообще превышает 3,7 миллиардов долларов.
В настоящее время Алжир располагает сетью трубопроводов, протяженностью более 14 500 километров, состоящей из 11 газопроводов и 14 нефтепроводов и пересекающей Сахару от мест добычи и хранения нефтепродуктов до побережья. Более 200 миллионов тонн нефти ежегодно переправляется таким образом. Судан, официальный экспортер углеводородов с 1999 года, смог им стать благодаря строительству спустя 19 лет ожидания, нефтепровода между нефтяным месторождением Abyei на юге страны и терминалом Порт-Судан (Port-Soudan) на северо-востоке. Решение нефтяной национальной китайской компании CNPC(Compagnie nationale des pétroles chinois) включиться в проект позволило найти миллиард долларов необходимый для строительства этого нефтепровода протяженностью 1610 километров, что не могло долгое время осуществить суданской правительство. Управляемый консорциумом GNPC (Greater Nile Petroleum Corporation), который представляет интересы китайской (40%), малазийской (30%), канадской (25%) и суданской (5%) сторон, трубопровод имеет возможность транспортировки к Красному морю более 200 000 баррелей в день.
Нефтепроводы являются средством давления. Реализация межстрановых проектов невозможна зачастую без риска конфликта, существующего между государствами, по территории которых проходит трубопровод. Поэтому необходимо иметь экономическую обоснованность реализации тех или иных моментов проекта и активно сотрудничать и кооперировать действия. Хорошим примером организованности служит нефтепровод Чад-Камерун, который, отвечая экономической логике, установленной для этих двух стран (2 миллиарда долларов прихода ожидается для Чада; 500 миллионов ? для Камеруна в рамках платежей по транзиту на этой территории), гарантирует жизнеспособность проекта.
Региональная интеграция кажется, таким образом, средством нейтрализации различного рода опасностей. Она позволит создать рынки необходимого размера, чтобы оправдать реализацию сетей трубопроводов, предназначенных для переправки сырой нефти на другие континенты, а также для энергетического питания стран кооперации. Плюс ко всему сообща гораздо легче будет представлять интересы на международном рынке, чем работать по-одному.