По сообщению первого замминистра финансов РФ Сергея Шаталова Правительство России на внеочередном заседании одобрило решение об увеличении ставки экспортной пошлины на природный газ с действующих 5% до 10% с 2004 года.
С 2004 года будет отменен акциз на природный газ и одновременно введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со специфической и увеличенной ставкой. Чтобы не допустить роста тарифов на природный газ внутри страны, часть налоговой нагрузки решено переложить на экспортеров.
Устранение акциза на газ фигурировало в концепции реформирования газовой отрасли. ?Экономический смысл взимания акциза на газ, реализуемый российским потребителям, в настоящее время полностью утрачен?, - говорится в документе, написанном в Минэкономразвития. Идентичное предложение содержится и в газпромовском варианте. ?В целях улучшения экономических условий для реализации инвестиционных проектов по добыче газа? ведомство Грефа настаивает на отмене акциза на газ, реализуемый российским потребителям, ?с компенсацией соответствующих бюджетных последствий за счет изменения ставки налога на добычу полезных ископаемых?, как это было сделано в нефтянке, ?а также введением экспортных пошлин на экспортируемый газ?. ?Газпром? согласен с такой формулировкой, отдельно подчеркнув необходимость увязывания экспортных ставок с ценами на мировом рынке. Минфин, курирующий налоговую реформу, в пятницу рекомендовал правительству провести эти принципы в жизнь уже в следующем году.
Специалистам нужно время, чтобы посчитать последствия от идей Минфина. Однако, если предложения будут приняты и НДПИ составит 193 руб., фискальная нагрузка на ?Газпром? в 2004 году возрастет. Согласно действующим ныне правилам концерн должен будет заплатить в следующем году чуть больше 4 млрд долл. по акцизу, 495 млн долл. по НДПИ и порядка 700 млн долл. в качестве платы за экспорт. Однако сейчас концерн платит всего лишь 29 руб. с тысячи кубометров по налогу на добычу.
Минфин России внес в правительство уточненные предложения по налоговой реформе, которые позволят в 2004г. снизить налоговую нагрузку на 300 млрд. рублей, или примерно на 2% ВВП. Основной целью налоговой реформы является поддержка реального сектора экономики и ее диверсификация за счет оказания поддержки обрабатывающей промышленности. В итоге снижение доходов бюджета составит в общей сложности 2% ВВП. С 2004г. для компенсации регионам потерь от отмены налога с продаж им предполагается передать еще 25% поступлений от акциза на горюче-смазочные материалы (сейчас регионам поступает 60% акциза на ГСМ), а также передать все налоги на малый и средний бизнес и поступления от налога на имущество. Обратной стороной снижения налогов является сокращение бюджетных расходов. В 2004г. непроцентные расходы федерального бюджета снизятся до 12,54% ВВП с 13% ВВП в 2003г., при этом в абсолютном выражении расходы возрастут с учетом индексации с 1,702 трлн. руб. до 1,902 трлн. руб. Заместитель председателя правительства пояснил, что снижение налогового бремени на 2% ВВП в 2004г. будет компенсироваться не только сокращением непроцентных расходов федерального бюджета на 0,46% ВВП, но коснется всей бюджетной системы страны. Кроме того, частично выпадающие доходы будут компенсироваться за счет неналоговых доходов.
Автор: Нана Бендукидзе