На прошедшем заседании правительственной комиссии по вопросам доступа к магистральным трубопроводам был затронут и вопрос формирования экспортных пошлин на нефтепродукты.
Вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко не исключил, что подход к этому может измениться. По его словам, действующее законодательство, согласно которому ставка экспортной пошлины на все виды нефтепродуктов устанавливается в размере 90 процентов от ставки пошлины на нефть, допускает возможность использования инструментов дифференцированных ставок для регулирования рынка. Данная мера призвана предоставить Правительству возможность путем изменения экспортных пошлин на нефтепродукты обеспечивать их достаточное количество для нужд сельского хозяйства в период посевной и уборки урожая. Кроме того, это призвано способствовать стабилизации в эти сезоны цен на нефтепродукты.
По сути, заявление Христенко возвращает нас к системе регулирования, которая существовала до 1 января нынешнего года. Тогда "правительство с учетом состояния внутреннего рынка, а также иных факторов принимало решение по корректировке ставок экспортных пошлин на данные товары, обеспечивая баланс интересов как производителей, экспортеров и потребителей, так и федерального бюджета", что помогало избежать дефицита.
На первый взгляд нововведение вроде бы реализует идею об изъятии части природной ренты, которая передается вечно отстающему сельскому хозяйству. Однако этот механизм никоим образом не развернет потоки бензина внутрь страны. Скорее наоборот, подрыв налаженной экспортной системы способен разрушить внутренний рынок нефтепродуктов - не секрет, что низкие цены на бензин в стране обеспечиваются его высокой стоимостью за рубежом.
А если экспортировать будет невыгодно, то нефтяные компании вполне закономерно будут искать новые решения проблемы, точнее сказать будут стремиться компенсировать недополученную прибыль на внутреннем рынке, что, естественно, вызовет повышение цен. Кому от этого станет лучше ? не очень понятно. Во-первых, крестьяне в деревнях в любом случае получат рост цен на топливо. Во-вторых, бюджет лишится поступлений нефтедолларов, что опять же есть не очень хорошо. Соответственно начнется экономия, прежде всего на социальных программах. Соответственно, рост недовольства в обществе?
Вернемся к марту 2003 года, когда группа депутатов Госдумы предлагала внести изменения в закон "О таможенном тарифе" и пересмотреть порядок установления экспортных пошлин на нефтепродукты, приняв эти изменения сразу в трех чтениях. Требовалось-то всего лишь внести небольшую поправку ? исключить один абзац одного пункта закона, предусматривающего, что экспортные пошлины на нефтепродукты не должны превышать 90% экспортных пошлин на сырую нефть. А последствия этой небольшой поправки не кажутся уж столь незначительными ? убрав это положение, правительство получает возможность бесконтрольно устанавливать любые, даже самые запретительные пошлины на вывоз нефтепродуктов.
Тогда правительство действительно торопилось: 12 марта законопроект был внесен в Госдуму депутатами из проправительственных фракций, уже 17 марта он обсуждается на комитете Госдумы по бюджету и налогам, а 18 марта было получено заключение правительства. Правда, предлагаемый законопроект состоял всего из двух абзацев и действительно мог бы иметь шанс на прохождение сразу в трех чтениях.
Такая поспешность проправительственных депутатов нарушала регламент Госдумы, по сути, запрещающий принятие закона сразу в нескольких чтениях. И, кстати, ставило под сомнение качественность проработки законопроекта. Тогда, по мнению правительства, внести изменения в действующее законодательство было просто необходимо, поскольку существующий режим экспортных пошлин на вывоз нефтепродуктов не препятствует вывозу бензина и дизтоплива за границу. И российскому сельскому хозяйству может не хватить нефтепродуктов во время посевочных работ.
Похожая ситуация?Продолжающееся противостояние аграриев и нефтяной промышленности России, выраженное в той или иной форме.
Автор: Надежда Падерина