USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

...

Энергетическое пространство ЕС

Энергетический рынок Европейского Союза ? второй по величине в мире после...

Энергетическое пространство ЕС

Энергетический рынок Европейского Союза ? второй по величине в мире после США рынок. ЕС потребляет 16,4% все мировой энергии (доля США составляет 26% ). Европейское потребление энергии выглядит следующим образом: 9% - нефти, 23,7% - газа, 14,6% - угля, 15,7% - ядерной энергии и только 2% - гидроэнергии.

К тому же ЕС ? 3-ий мировой производитель энергии с 8,4%-ой долей мирового производства (США занимают первое место ? 19%, на втором место стоит Россия ? 10,9%). Ядерная энергия представляет 27% общего производства ЕС, затем идет газ (24,8%), нефть (22,8%), гидроэнергия (9,8%) и альтернативное топливо (2,2%).


,Не смотря на незначительные запасы нефти (только 0,7% мировых запасов или 18 место в мировом ранге), ЕС является пятым производителем нефти в мире с 5,1% мирового производства.

Кроме этого, ЕС ? второй мировой потребитель нефти с 17,8% мирового потребления (против 26,1% в США), а собственное производство покрывает только 28% потребностей.


,ЕС занимает 10-е место по запасам газа (2,2% мировых запасов), но является 3-им производителем газа в мире с 8,8% мирового производства в 2000 году против 22,9% у США и 22,5% у России.

Собственные потребности в газе ЕС удовлетворяет лишь на 56%. Сегодня ЕС ? 2-ой крупный потребитель газа в мире с 15,7% мирового потребления (27,2% у США).


,Страны-члены ЕС занимают 4 местом по запасам угля (7,4% мировых запасов). Также ЕС ? 3-ий мировой производитель каменного угля (7,8% мирового производства после Китая ? 23,6% и США ? 23,2%),и 3-ий мировой потребитель угля (9,6%) после США (25,8%) и Китая (22%). С такими темпами запасов хватит на 73 года. Это самые большие запасы топлива, которыми располагает Европейский союз.

,В целом прослеживается тенденция к увеличению зависимости от третьих стран. Сегодня импортируется 48% топлива, к 2020 году эта цифра может увеличиться до 55-70%.

Однако в кратко- и среднесрочной перспективе не существует проблемы энергетической зависимости. Технологическое развитие позволит разрабатывать труднодоступные месторождения северных и подводных районов, сокращать издержки производства и поставлять достаточное количество энергии не только на европейский, но и на мировой рынок.

Прогнозируется, что цены на нефтепродукты и, следовательно, на газ останутся на доступном уровне, даже вопреки их заметному колебанию вследствие сложившейся сегодня геополитической ситуации.

Наконец, может быть реализована большая часть мировых резервов твердого топлива, добыча которого связана с более низкими затратами по сравнению с другими источниками энергии.

Таким образом, получается, что в кратко- и среднесрочной перспективе европейские страны не должны столкнуться с большими сложностями в энергетическом снабжении, даже несмотря на трудную ситуацию в мире.

Однако этот анализ не учитывает Киотского соглашения, которое предусматривает к 2008-2012 снижение выбросов углекислого газа в земную атмосферу на 5% для индустриальных стран, на 7% - для США и на 8% - для ЕС. Киотский протокол еще не ратифицирован некоторыми странами, в частности США. Сегодня нужно уделять внимание альтернативным видам топлива и энергии и постепенно снижать потребление углеводородного сырья. Это европейская перспектива.


,Еще совсем недавно энергетическая политика Европы была явным примером громоздких, в некоторых случаях ненужных действий. Во многом она отражала существующие противоречия стран-членов Европейского Союза ? необходимость императивного определения роли отдельных государств, согласованность их политики и взаимодействия как на национальных ранках, так и в рамках единого европейского пространства.

,Сегодня Европа все активнее интегрируется, европейский внутренний рынок становится все более комплексным, а единая валюта создает основу для дальнейшего слияния экономической и финансовой политики стран-членов ЕС. Страны-члены ЕС проводят все больше энергетических форумов и похожих мероприятий, имеющих своей целью узнать энергетические проблемы отдельных стран и найти разумное решение, не ущемляющее интересы ЕС и его участников. В настоящее время уже можно выделить определенные критерии построения единой энергетической политики:

- Надежность энергоснабжения. Рост зависимости от импорта энергии ? до 70% к 2030 году требует разработать долгосрочную стратегию, в которой главную роль будут играть возобновляемые источники энергии, энергосбережение.

- Экологичность. Если сравнить крупнейшие мирохозяйственные регионы, то Европа занимает лидирующие позиции в деле охраны окружающей среды и защиты климата. Однако сегодня необходимо международное, обязательное для всех соглашение, отвечающее замыслу сбалансированного глобального распределения ресурсов. Те страны, которые проводят дорогостоящие мероприятия по защите климата, не должны попадать из-за этого в невыгодное положение в условиях глобальной конкуренции.

- Конкурентоспособность. Либерализация рынков электроэнергии и газа позволяет не только урезать стоимость энергии, но и сформировать европейские структуры. Предполагается, что крупные компании все-таки не поглотят более мелкие фирмы. Скорее в лидеры вырвутся более мобильные и более конкурентоспособные предприятия. В результате возникнет здоровый конгломерат, в который войдет небольшое число крупных энергетических концернов, активно занимающихся созданием стоимости на всех этапах, предлагающих в комплексе электроэнергию, газ и воду и оперирующих в масштабах всей Европы, и множество средних и малых фирм-поставщиков, специализирующихся на каких-то определенных услугах или расположенных в непосредственной близости от потребителей, которые могут воспользоваться своими специфическими конкурентными преимуществами.

Правда, Европа должна проявить готовность пожертвовать национальными структурами в пользу европейских. Сегодня страны Европе сильно отличаются по степени открытости. Лишь Англия, Скандинавские страны и Германия полностью открыли свои рынки, у других стран степень открытости составляет от 30% до 40%. На французском рынке электроэнергии иностранным поставщикам - за небольшим исключением - практически невозможно закрепиться. Италия приватизирует частично свое энергетическое хозяйство, в котором государство выступает монополистом, но заинтересованным зарубежным покупателям предлагаются только атомные электростанции. Прямой доступ к итальянским потребителям электроэнергии для них закрыт.