USD 91.6712

+0.24

EUR 102.039

+0.53

Brent 74.86

+1.9

Природный газ 2.322

+0.02

...

Законы нефтяному рынку диктует Китай

Китай с его бурно развивающейся экономикой становится крупнейшим потребителем нефти в мире наряду с США. Китайское правительство активно ищет партнеров среди зарубежных нефтяных компаний, дабы обеспечить себе гарантированные поставки углеводородного сырья.

Законы нефтяному рынку диктует Китай

Китай с его бурно развивающейся экономикой становится крупнейшим потребителем нефти в мире наряду с США. Китайское правительство активно ищет партнеров среди зарубежных нефтяных компаний, дабы обеспечить себе гарантированные поставки углеводородного сырья.

В этом году Китай вышел на вторую после США позицию в мире по потреблению нефти, обойдя по этому показателю Японию. По оценкам International Energy Agency (IEA) , сейчас страна импортирует около 2 млн баррелей нефти в день. Объем внутренней добычи при этом равен примерно 3,4 млн баррелей в день. К 2010 г. импорт может удвоиться, а к 2030 г. Китай будет потреблять около 10 млн баррелей иностранной нефти в день - именно столько сейчас импортируют США. В целом объем нефтяного рынка в Китае в 2003 г. оценивается в $1 трлн.

Эксперты IEA полагают, что именно увеличение потребности Китая в нефти стало одной из основных причин высоких мировых цен на этот вид топлива в 2003 г., и говорят, что в ближайшие два года на эту страну придется около трети общемирового роста спроса на нефть. Не удивительно, что компании со всего мира устремились в Китай. "Эта страна оказывает огромное влияние на рынок нефти во всем мире", - констатирует старший экономист англо-американской BP Питер Дэйвис.

Российские нефтяники тоже хотят в Китай, причем наибольший интерес к этой стране всегда проявлял ЮКОС. ЮКОС стремится застолбить перспективный китайский рынок, пока высокие цены на нефть позволяют использовать для транспортировки дорогие железнодорожные перевозки.

Поставки нефти в Китай по железной дороге обходятся компании вдвое дороже, чем по трубе. Тем не менее, пока чиновники не определились с маршрутом трубопровода, ЮКОС предпочитает увеличивать поставки в Китай любыми способами, стремясь тем самым обзавестись долгосрочными соглашениями еще до запуска нефтепровода. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский неоднократно заявлял, что экспорт нефти по железной дороге станет невыгодным для российских компаний уже при цене нефти в $20 за баррель.

Объем поставок нефти в Китай со стороны ЮКОСа в 2001 г. по железной дороге составил 1,5 млн т. В 2002 г. Китай импортировал 69,4 млн т сырой нефти, из которых 4,4% пришлось на долю поставок из России. ЮКОС продал китайским компаниям около 1,9 млн т. В связи с увеличением добычи нефти ведется работа по поиску новых рынков по реализации продукции.

ЮКОС уже договорился с китайской Sinopec об увеличении поставок нефти до 1,6 млн т в 2003 г. и до 2,5 млн т в 2004 г. Также поставки китайской государственной нефтяной госкомпании - CNPC, должны в этом году возрасти вдвое - до 2 млн т. Вся эта нефть будет перевозиться по железной дороге через территорию Монголии.

В данный момент ЮКОС сталкивается с проблемой нехватки железнодорожных цистерн, поэтому рассматривается возможность расширения мощностей пограничной станции Наушки, где под цистерны устанавливаются специальные тележки, рассчитанные на более узкую китайскую железнодорожную колею. Этими работами занимается российско-монгольское СП "ВостокАзияТранзит", в котором ЮКОСу принадлежит 66% акций. ЮКОС полностью свернет железнодорожные перевозки в Китай, если к 2005 г заработает нефтепровод "Ангарск - Дацин".
Но реализация этого договора во многом зависит от согласия российского правительства на строительство нефтепровода в Китай. Пока что решение не принято, а одним из главных аргументов против этого проекта является тот факт, что Китай станет единственным клиентом данной трубы и сможет диктовать России невыгодные условия поставок. Кроме того, судьба самого "ЮКОСа", который являлся главным лоббистом китайского нефтепровода, весьма неопределенна, так как основные акционеры компании находятся под арестом по обвинению в экономических преступлениях. Все это говорит о том, что Россия может предпочесть проект строительства трубы до дальневосточного порта Находка, который активно лоббирует правительство Японии.

Между тем китайские компании сами ищут возможности выхода на международный рынок нефти. Так, CNPC в прошлом году пыталась участвовать в конкурсе на покупку российской "Славнефти" и претендовала на долю в казахском месторождении Кашаган, но неудачно. CNPC - крупнейшая государственная нефтегазовая компания Китая, которая осуществляет разведку и добычу нефти и газа в различных странах мира, включая Ирак, Казахстан, Судан и Венесуэлу. Основное подразделение корпорации - PetroChina - занимается управлением активами внутри страны, на ее долю приходится примерно две трети добычи нефти и газа в Китае. Подтвержденные запасы нефти PetroChina - 11 млрд баррелей, газа - 3,2 трлн куб. м. За 2002 г. компания добыла 871 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, ее выручка составила $29,5 млрд, чистая прибыль - $5,7 млрд. Китайские компании также претендуют на нефтяные месторождения в Иране, Ираке и Казахстане. Кроме того, к 2005 г. Китай собирается создать госрезерв нефти, эквивалентный импорту за 50 - 55 дней.


Автор: Сергей Занин