Молодые, развивающиеся рынки стран латинской Америки привлекают инвесторов со всего мира. Не остаются в стороне и россияне.
Совсем недавно в присутствии президента Боливии Эво Моралеса «Газпром» и компания YPFB подписали соглашение о проведении геологоразведочных работ на территории этой страны. Это вызвало озабоченность энергетиков США и ЕС. Еще бы, ведь их уже «попросили» из региона…
Эво Моралес (по прозвищу Эль Эво) - первый в истории Боливии президент, представляющий коренное население.
Он обещал национализировать нефтегазовую промышленность, признать недействительными контракты на разработку нефти и газа иностранными корпорациями (американской ExxonMobil, испано-аргентинской Repsol YPF, бразильской Petrobras, французской Total, британской British Gas), отказаться от уплаты внешнего долга и разрешить выращивание коки.
И, возможно, иностранные компании более лояльно отнеслись к этому, если бы на их места правительство Боливии не пригласила русских - ЛУКОЙЛ и Газпром.
Боливия собирается поднимать экономику со всеми, кто не включен в проамериканскую политико-экономическую систему.
А, о том, что соглашению Боливии с Газпромом придается большое экономическое и политическое значение, говорит тот факт, что на подписании присутствовал лично Эль Эво.
В своем приветственном слове он высоко оценил потенциал сотрудничества между Россией и Боливией, выразив уверенность в дальнейшем успешном сотрудничестве с «Газпромом». Стоит заметить, что Боливия занимает 3 место по запасам газа в Латинской Америке.
Геологоразведочные работы будут производиться на блоках Сунчал, Асеро и Карауайчо.
Эти месторождения расположены в юго-восточной части Боливии в пределах нефтегазоносного бассейна Субандино Сур, в традиционной зоне поиска месторождений нефти и газа в стране.
По экспертным оценкам, потенциал газоносности этих блоков составляет до 300 млрд м3. Согласно условиям договоренностей, в течение 2009 г российская компания должна провести геологоразведку.
Затем по ее итогам предстоит решить вопрос об инвестициях в добычу газа.
Стороны планируют согласовать условия создания совместного предприятия, в котором у боливийской YPFB будет контрольный пакет. Пока участники соглашения не приводят конкретных цифр, однако, по некоторым оценкам, стоимость контракта может составить около 2 млрд долл США.
Конечно, Боливию нельзя назвать этаким экономическим простачком, впускающим в свою энергетику за «здорово живешь» иностранные компании. Моралес не озвучил реальные причины приглашения именно русских специалистов. Но они и так понятны.
В Латинской Америке сегодня назревает газовый кризис.
Уже появились первые факты отключения и повышения тарифов на энергию между странами с общими границами. Основной поставщик газа в Аргентину и Бразилию, заявила, что в 2008 г не сможет одновременно обеспечить свои внутренние потребности и продолжать в прежних объемах экспорт в соседние страны.
Бразилия же требует от Боливии 27-30 млн м3/сутки газа, а с Аргентиной подписан договор на транспортировку 7,7 млн кубометров м3/сутки, из которых в реальности она получает лишь 3 млн м3/сутки!
Встревожена и Чили, ранее закупавшая газ в Аргентине (47% всей потребляемой в стране энергии).
Ведь теперь она будет вынуждена платить за газ куда больше.
Приглашать снова компании США и ЕС - значит для Эль Эво поражение антиамериканского курса.
Единственная мощная энергетическая страна, которая может выправить ситуацию и не вызовет раздражение боливийского народа - это Россия и ее Газпром.
Именно поэтому президент страны Эво Моралес заявил в момент подписания договора, что «со временем это партнерство поможет снять газовую напряженность в регионе».
Добытый в Боливии газ главным образом пойдет на нужды внутреннего рынка всей Южной Америки. Бразилия, Аргентина, Чили нуждаются в голубом топливе, и их потребности растут год от года.
США сегодня удовлетворяют внутренние потребности в топливе за счет своих месторождений и по остаточному принципу канадским и мексиканским газом.
Штаты заинтересованы в получении чистой прибыли с южноамериканских месторождений.
И «Газпром» сейчас для них помеха более чем реальная.
В случае успеха «Газпром» надеется получить возможность разрабатывать новое месторождение.
Российский газовый монополист может стать создателем трансконтинентальной системы добычи и транспортировки газа, в которой примут участие ключевые страны региона - Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Парагвай и Уругвай.
Не секрет, что рынок ТЭК Южной Америки очень изолирован.
Он оторван и независим от европейского и восточноазиатского рынков.
Поэтому там только «личное присутствие» компании поможет оказать какое-то влияние и закрепить свои позиции.
Что и делают отечественные компании.
То есть пока США пытаются распространить свое влияние на страны СНГ, мы уже делаем реальные шаги, в поддержании и развитии энергетики антиамериканского блока, причем под самым боком Вашингтона.
Российские энергетические компании осваивают развивающийся рынок Латинской Америки завидными темпами.
То, что Боливия предоставила Газпрому возможность участия в ГРР и дальнейшей разработке сырья в самых перспективных районах этой латиноамериканской страны, это не единичный случай, а продолжение энергетической тенденции в регионе по отказу от помощи США и привлечению компаний, не зависящих от этой страны.
Напомним, что Газпром еще в 2005 г выиграл ряд тендеров на разведку и добычу газа в Венесуэле.
В той же Венесуэле работает и другая российская компания - ЛУКОЙЛ.
Газпром проявляет большой интерес к сооружению трансконтинентального газопровода, призванного связать Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Парагвай и Уругвай.
Газпром намеревается не только добывать газ, но также в перспективе его транспортировать и продавать.
Есть планы строительства завода по производству сжиженного газа.
И поскольку Венесуэла и Боливия являются крупнейшими поставщиками энергоносителей в регионе, роль российских компаний со временем неизбежно будет расти.
Российские энергетики уверенно и планомерно закрепляют свои позиции на континенте, который в США на протяжении нескольких 10-летий считался своей вотчиной.
Еще 5 лет назад в этот регион без согласия США не мог выйти ни один крупный энергетический игрок.
С приходом к власти в ряде стран антиамериканских сил для России сложились самые благоприятные возможности.
Сегодня наши компании не только вышли на этот рынок, но и начали теснить американских конкурентов.
США же опасаются, что российские компании в ближайшем будущем смогут играть такую же значительную роль, какую они играют в Старом Свете, преимущественно в Европе…