USD 95.0262

+0.52

EUR 104.8664

+0.42

Brent 77.9

+0.39

Природный газ 2.966

-0.01

...

Хорошо, плохо или никак?

Эпопея с вступлением России в ВТО длится уже 13 лет, но развязка близка как никогда. Наша страна рассчитывает стать членом этой торговой организации уже до конца года. Понятно, что вступление в ВТО неминуемо отразится на работе предприятий химической и нефтехимической промышленности.

Хорошо, плохо или никак?

Эпопея с вступлением России в ВТО длится уже 13 лет, но развязка близка как никогда. Наша страна рассчитывает стать членом этой торговой организации уже до конца года. Понятно, что вступление в ВТО неминуемо отразится на работе предприятий химической и нефтехимической промышленности. Но вот каким образом отразится? На сей счет мнения экспертов разнятся.

Обладая таким преимуществом как наличие сырья, Россия тем не менее остается в проигрыше. Технологический уровень на отечественных предприятиях химической промышленности отстает от развитых стран минимум на 15 лет. У компаний попросту нет денег на то, чтобы модернизировать производство. Большинство экспертов считают, что наше членство в ВТО станет для химпрома фатальным. С появлением более дешевого и конкурентоспособного импорта компаниям придется навсегда забыть о технологическом перевооружении. В то же время существуют мнения, что это событие скажется на отрасли положительно или же вообще никак на ней не отразится.


Сергей Лайкин, генеральный директор «Дау Кемикал»

Что ожидает нашу химическую отрасль после вступления в ВТО?

На мой взгляд, большинство российских производителей никак не заметят этого вступления. Те компании, которые могли внести вклад в модернизацию отрасли, это уже сделали, а те, кто не сделал, уже не сделают никогда. Россия является частью мирового рынка, где выживает сильнейший и конкурентоспособный. Поэтому я уверен, вступление в ВТО сделает сильных еще сильнее, а слабые попросту должны исчезнуть, и чем быстрее, тем лучше.

Каким вы видите будущее российской нефтехимии?

Россия входит в число немногих стран, у которых есть нефтехимическое сырье, но пока нет возможности переработки. И будущее нефтехимии в России заключается в строительстве огромных комплексов по типу арабских, которые будут перерабатывать дешевое сырье и иметь очень низкую себестоимость на готовую продукцию. А что касается маленьких объектов… Скорее всего, они исчезнут. Процесс уже необратим. Но в этом нет ничего страшного, это нормально.

Виктор Иванов, президент Российского союза химиков (РСХ)

Как Вы оцениваете последствия вступления России в ВТО для отечественной химической отрасли?

Проблем будет очень много, ведь химотрасль влияет и на развитие множества других отраслей. Наши предприятия попросту не подготовлены к присоединению к ВТО. Еще когда углеводород был дешевым, мы могли быть конкурентоспособными и экспортировать продукцию, а сейчас…сами понимаете.

Как вы считаете, почему доходы от экспорта сырья не вкладываются в модернизацию химической отрасли?

Для меня это загадка №1. Почему страна, имея финансовые резервы, не занимается модернизацией производства?

Но вы же лоббируете интересы отрасли?

Безусловно, у нас в соответствующих кругах есть свое лобби, но, видимо, лобби денежных мешков гораздо круче. Так что страна продолжает копить деньги за счет высоких доходов за нефть и газ. А вы знаете, кто копит деньги? Только бедные… Ведь богатые не копят, они их вкладывают!

Если эксперты кардинально расходятся во мнениях относительно будущего химотрасли после вступления в ВТО, то в одном они солидарны – в ближайшее время у России есть реальная угроза потерять традиционные рынки сбыта продукции. Во-первых, в мире начали появляться крупные нефтехимические производства рядом с источниками сырья. Таким образом, через пару лет рынок будет просто ломиться от дешевой продукции, произведенной в Саудовской Аравии, Катаре или Кувейте. Во-вторых, этим летом наш химпром ожидает еще один «сюрприз» под названием REACH. Эти новые правила торговли химпродукцией вполне могут закрыть для нас рынок Евросоюза.
Впрочем, не стоит думать, что чиновник дремлет. Он уже 2 года как заволновался о конкурентоспособности отечественного химпрома, и следствием этой озабоченности стало утверждение нынешней весной Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года. Правда, лишь время покажет, удалось ли выступить государству в качестве талантливого полководца или же поводырем оказался Иван Сусанин.

Автор: Виктория Юдина