Если возникнет желание кратко и емко охарактеризовать Федеральный закон N 184 "О техническом регулировании", то это легко можно сделать при помощи знаменитой черномырдинской фразы «Хотели как лучше, а получилось…». Принятый в декабре 2002 года, этот закон уже трижды подвергался изменениям, но лучше от этого не стал. От неразберихи в системе стандартизации продолжает страдать отечественный нефтесервис и нефтегазмаш.
А знала ли правая рука, что делает левая? При изучении отдельных глав этого шедеврального закона возникает ощущение, что его разработкой занимались все кому не лень, но только не компетентные специалисты. Судя по всему, так оно и было, ведь согласно этому закону (ст. 9 п.п. 2-3), разработчиком проекта техрегулирования мог быть кто угодно! Если в советское время подход к госстандартам был чрезвычайно серьезным, в разработке нормативных документов принимали участие научные институты, собирались ученые советы, существовала состязательность идей, то сейчас процедура поразительно упрощена - просто подаешь заявку и спустя некоторое время получаешь на руки бюджетные деньги… Кстати, по поводу финансов. Вся работа над ошибками, дополнения и поправки, что позднее были приняты к закону, обошлись стране в кругленькую сумму. На исправление чиновничьих огрехов было потрачено несколько сотен миллионов рублей. По некоторым оценкам, в целом на разработку техрегламентов в России уже было потрачено до 4 млрд. долларов!
Принятый наспех закон, со всеми последующими изменениями, так и не сумел справиться со своей основной задачей – максимально гармонизировать отечественную систему стандартизации с международной. Причем разрыв с международными стандартами увеличивается с каждым годом, уровень гармонизации на сегодняшний день составляет всего лишь 11%. Да и помимо этого в сфере стандартизации сейчас немало проблем и, пожалуй, самые актуальные из них:
• - несоответствие темпов развития НГК и разработки стандартов
• - низкие темпы обновления стандартов, в среднем 1,5-2% в год
• -отсутствие связи между ростом инвестиций в НГК и разработкой стандартов
• -снижение роли национальных стандартов на внутреннем рынке
• -ослабление влияния России в технических комитетах ИСО/МЭК
• -старение фонда стандартов (средний возраст стандартов 15 лет)
Что касается последнего пункта, то цифра 15 лет просто поразительна. К примеру, в США стандарты обновляются в среднем раз в 5 лет, в Германии и Японии – раз в 3-4 года. Вот почему сложно не согласиться с мнением Вячеслава Самкова из «ВНИИНМАШа». «Вы только представьте себе, что средний возраст стандартов в России составляет 15-17 лет, - заявил он. - Я думаю, что такой возраст больше подходит для коньяка, чем для стандартов…».
Расплата за стандарты
Вячеслав Самков, 1-й заместитель директора «ВНИИНМАШ»
На мой взгляд, ситуация не меняется еще и потому, что предприятия - поставщики оборудования, продолжают уповать на активность госинститутов. Вот прямо все сели и ждут: давай-ка государство нам деньги! Я хочу развеять эти иллюзии. Стандарты - это такой же рыночный инструмент, как та же качалка. И если они нужны рынку, значит, рынок обязан оплачивать разработку этих документов.
В некоторых странах бизнес финансирует разработку стандартизации на 80%, в некоторых основную нагрузку несет государство. А мы все никак не определимся, кто готов взять на себя бремя ответственности за финансирование. Государство шатко-валко пытается решать проблемы техрегулирования за свой счет, но денег явно не хватает, так как бюджет сформирован исключительно по остаточному принципу. В этом году госфинансирование увеличивается, но и этих средств будет явно недостаточно. Получается, что деньгами должны поделиться промышленные предприятия. Этой точки зрения придерживается немало экспертов. Так считает и вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Виктор Иванов: «Необходимо более активно вовлекать бизнес-сообщество в процесс разработки международных и национальных стандартов». Идея замечательная, вот только реально ли ее осуществить? Предприятия нефтегазмаша весьма сложно назвать высокорентабельными, по этой причине спонсировать разработку стандартов они не собираются. Несмотря на единодушие в рядах бизнеса и чиновников о совместном финансировании стандартов, заявления пока только витают в воздухе, но никак не выльются на бумагу. А что касается заказчика, нефтегазовых компаний, так они вполне довольны тем, что в сфере стандартизации разрабатывают собственные правила игры.
Сергей Пугачев, заместитель руководителя Ростехрегулирования
Посмотрите на наши крупнейшие компании, все они сосредоточились на разработке корпоративных стандартов: Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ… Но, как показывает практика, если ВИНК имеет претензии выйти на международный рынок, то тут же заходит речь о необходимости введения национальных и международных стандартов. К примеру, Shell активно разрабатывала корпоративные стандарты в течение последних лет, однако, сейчас активно реализует программу перехода на национальные и международные стандарты.
Раньше нефтегазовые компании спокойно работали по советским ГОСТам, а когда в сфере техрегулирования началась чехарда, было принято решение разработать внутрикорпоративную техническую политику. Уничтожив советскую систему стандартизации, не было придумано ничего разумного взамен. Таким образом, чтобы хоть как-то упорядочить свою работу, по собственноручно разработанным стандартам и регламентам начали работать "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Роснефть» и Транснефть». Но несмотря на то, что компании нашли выход из ситуации, возникла другая проблема – отсутствие сертификатов, признанных международными организациями. А значит выйти на зарубежный рынок становится гораздо сложнее. При этом нет единого национального органа по аккредитации, который мог бы представлять интересы России в международных организациях. Как признался Александр Дейнеко, Председатель Совета по аккредитации при комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, « в виду отсутствия в законе юридического понятия «национальный орган по аккредитации» эти функции возлагают на себя различные органы исполнительной власти». Получается, что в стране отсутствуют единые правила по аккредитации, что отрицательно сказывается на признании российских сертификатов и отечественной продукции на международном рынке.
Отдать на откуп специалистам
Нельзя сказать, что чиновник бездействует и ничего не предпринимает, чтобы выправить ситуацию. За последние 2 года сделано не так уж и мало.
В ноябре 2007 года при Ростехрегулировании был создан «Общественный совет по стандартизации и оценке соответствия», в состав которого вошли представители НГК. Кроме этого, на свет появился Межотраслевой совет по стандартизации в НГК, консолидировавший усилия предприятий отрасли в области технического регулирования.
Были созданы 2 новых технических комитета по стандартизации – ТК 023 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа («Газпром») и ТК 431 («Геологическое изучение, использование и охрана недр» (РАЕН)).
Правда, не стоит в связи с этим ожидать коренных изменений и внезапного возникновения множества стандартов, так как основной вопрос, финансирование, не решен до сих пор. В среднем в России на разработку одной темы по стандартизации выделяется 10 тысяч долларов, а в мировой практике эта цифра может составлять вплоть до одного миллиона долларов!
Из положительных моментов - практически готов проект Федерального закона "О стандартизации". И если все сложится удачно, то уже к концу 2008 года он будет принят. Главное, чтобы на этот раз написание регламентов осуществлялось не пришлыми людьми, а высококвалифицированными специалистами, как говорится, цветом технической интеллигенции. Остается только надеяться, что мы не наступим на грабли во второй раз.
Автор: Виктория Юдина