USD 100.0324

+0.66

EUR 106.2024

+1.1

Brent 73.64

+1.64

Природный газ 3.362

+0.18

...

Поучиться у Катара?

Катар одна из тех стран, найти которую на карте мира сможет не каждый. При том, что государство вполне разместилось бы в рамках города Москвы, по уровню ВВП на душу населения оно не уступит почти никому. Одна из самых либеральных абсолютных монархий мира готова предложить свои инвестиции тем, кто сможет сделать государство еще лучше. О том, что могут предложить Дохе российские регионы, почему государству не нужны российские танки и сколько денег у Катара в кубышке - в этом материале.

Поучиться у Катара?

Катар одна из тех стран, найти которую на карте мира сможет не каждый. При том, что государство вполне разместилось бы в рамках города Москвы, по уровню ВВП на душу населения оно не уступит почти никому. Одна из самых либеральных абсолютных монархий мира готова предложить свои инвестиции тем, кто сможет сделать государство еще лучше. О том, что могут предложить Дохе российские регионы, почему государству не нужны российские танки и сколько денег у Катара в кубышке - в этом материале.

В прошлом месяцу журналист Neftegaz.RU побывал в Екатеринбурге на встрече губернаторов и полпреда президента в УрФО с полномочным послом России в Катаре, Владимиром Титоренко. Он рассказал о том, что хотело бы получить небольшое государство площадью 120 на 80 километров от всех, кто готов прийти в него со своими технологиями.

По сути, Катар и УрФО во многом похожи. Экономика обоих регионов держится на нефти и газе, высок приток иностранной рабочей силы и внутренней миграции. Только вот, климат не позволяет говорить о полной идентичности, да громадные пространства российских регионов.

Найденная в Катаре нефть (1939) и её промышленная добыча (с 1949) кардинально изменили ситуацию в стране, позволив достичь беспрецедентных темпов экономического роста. На сегодняшний день нефть составляет более 55% ВВП, 85% доходов экспорта и 70% всех государственных доходов. Обнаруженные запасы нефти оцениваются в 14,5 млрд. баррелей, а природного газа - в 17,9 триллионов куб. м. (третьи по величине запасы газа в мире).

Государственная компания «Qatar Petroleum» держит под контролем все составляющие нефтяного сектора Катара, включая разведку, добычу, переработку, транспортировку и хранение. На «Qatar Petroleum» приходится около половины добычи сырой нефти страны, «Qatar Petroleum» имеет права на все запасы катарской нефти на территории страны. Вместе с тем, «Qatar Petroleum» часто привлекает к работе иностранные компании на основании контрактов компенсации продукцией (ККП), в которых она обычно обладает большей частью долей. В некоторых случаях компания отказывалась от этого требования для того, чтобы привлечь больше иностранных инвестиций. «Qatar Petroleum» также осуществляет контроль над поставкой, транспортировкой и переработкой нефти, эксплуатируя как всю сеть трубопроводов страны, так и единственнный нефтеперерабатывающий завод через полностью принадлежащей ей дочерней компанией National Oil Distribution Company (NODCO).

Благодаря добыче нефти ВВП на душу населения в Катара. сравним с ведущими западными промышленными странами. Бюджет Катара тесно связан с уровнем цен на нефть и уровнем производства. Резкий рост доходов от нефти в 1970-х гг. вызвал большой избыток в бюджете, что позволило Катару начать значительные промышленные программы и новые инфраструктурные проекты. Правда, пример для подражания у Катара был всегда - находящаяся рядом Саудовская Аравия и ОАЭ показали, куда можно вкладывать деньги. Чтобы с умом распоряжаться ими, в стране был создан суверенный инвестиционный фонд, чье состояние сегодня оценивается в $700 млрд. Как отметил Владимир Титоренко, тратить эти деньги направо и налево страна не намерена - вкладывать их она будет только в то, что принесет ей пользу.

На встрече с губернаторами регионов, входящих в УрФО, он обозначил те направления, которые могут быть интересны для Дохи.

Как это не странно, для страны были бы интересны совместные проекты в нефтегазовой отрасли. У небольшого государства просто нет возможности добывать все, что приготовила ему природа. При этом, стране нужны и технологии для добычи как на суше, так и на море. Единственным "сухопутным" нефтяным месторождением Катара является Духан. Здесь сконцентрировано около 2,2 млрд. баррелей нефти (напомним, что доказанные запасы нефти Катара - около 3,7 млрд. баррелей). Свыше 1,5 млрд. баррелей нефти сконцентрированы в шести шельфовых месторождениях (Бюль Ханан, Мейдан Махзам, Ид аль-Шарги, Аль-Шахин, Аль-Райян и Аль-Халидж). Уже сейчас, рассказал Титоренко, катарская государственная нефтегазовая компания работает с Францией в Мавритании, идет в Алжир и Нигерию. Посол России посетовал на то, что все эти богатства Катар мог и должен был осваивать с Россией, но, почему-то, этого не произошло.

Большая часть работ по разведке и добыче на морских промыслах выполняется иностранными компаниями на основании контрактов компенсации продукцией (ККП), включая ExxonMobil, Chevron, и Total. Несмотря на то, что в Катаре проводится значительная работа по разведке и добыче нефти, за последние 10 лет здесь не было открыто серьезных месторождений. Почти вся нефть, ожидаемая от новых месторождений, будет поступать от датской фирмы Maersk Oil & Gas of Denmark, которая эксплуатирует морское месторождение Аль Шахин.

Не будем забывать о том, что Катар активно сотрудничает с "Газпромом" по линии технологий добычи газа и его сжижения. Не секрет, что обе страны испытывали проблемы из-за находок американскими странами технологий дешевого производства сланцевого газа. Как отметил Владимир Титоренко, сегодня в стране заморожены многие проекты по производству СПГ, так как производить его просто невыгодно. Как кажется, это неплохой пример для российской газовой монополии, которая продолжает часто стоять на своем, даже если экономическая ситуация этому не благоприятствует.

Попутно Владимир Титоренко, высказал опасения по поводу планов ближневосточного государства строить целый ряд заводов по регазификации СПГ на юге Европы. По его словам, это может нести угрозу российскому "Южному потоку".

Он отметил, что пока Россия лишь планирует строить второй завод по производству СПГ, силами "НОВАТЭКа" на Ямале, Катар наращивает мощности не только в стране, но и за ее пределами. Помимо планируемого участия в ямальском проекте, Катар огласил планы по строительству регазифицирующего терминала в Греции на 7 млн тонн СПГ. По его данным, следующими заводами будут предприятия в Турции и Албании. Поэтому, говорит Титоренко, России стоит торопиться с "Южным потоком". Видно, что заводы СПГ Катара будут расположены южнее российского потока, поэтому, страна просто сможет вбрасывать на рынки свой более дешевый СПГ, превращать его в газ и заполнять то же Nabucco или продавать на спотовых рынках.

Согласно данным журнала «Oil & Gas Journal» на январь 2007 г. Катар обладает 910.5 триллионами кубических футов достоверных запасов природного газа, что составляет около 15% всех мировых запасов природного газа. Таким образом, Катар стоит на третьем месте по запасам природного газа, уступая России и Ирану. Большая часть запасов природного газа Катара находится в морском месторождении Норт Филд, оно содержит более 900 трлн.куб.фут достоверных запасов природного газа, и является самым большим месторождениемв мире, где природный газ добывается без нефти. Норт Филд является геологическим продолжением иранского месторождения Саут Парс, которое содержит еще 280 трлн.куб.фут природного газа.

Но Катар - не только конкурент российским компаниям. Многие из них могли бы неплохо заработать на этом быстрорастущем государстве. Так, Доха испытывает большие трудности с электрокабелями, с производством труб почти любого диаметра для газа и воды. Дело в том, что столица страны испытывает необычайный экономический подъем, старые здания сносятся, а на их место возводятся небоскребы. Для этого стране нужна инфраструктура. Для этого же страна готова закупать мрамор, материалы для облицовки, технику ЖХК. Пока Россия тратит свои нефтегазовые средства на помощь своим компаниям и покупку новых активов, Катар вкладывает средства в свою столицу.

Здесь он снова вернулся к теме нефтегазовой отрасли. По сути, Катару необходимы инновации. Также страна испытывает потребность в ГСМ, как и любая развивающаяся страна Ближнего Востока. Долгое время страны продавали лишь нефть, забыв про ее переработку, поэтому сегодня Катар готов строить НПЗ на территории других стран, получая оттуда бензин. Строить на своей территории страна не решается, из-за высоких экологических рисков. Не будем забывать, что в стране практически не развита нефтехимия, и основную ее продукцию страна покупает за рубежом. Владимир Титоренко отметил, что эти направления были бы интересны стране. Есть у Катара и России большое отличие - по словам посла, в Катаре вообще не знают, что такое коррупция. "Как бы это не звучало невероятно перед этой аудиторией, - улыбнулся он.

Губернаторы наперебой начали предлагать продукцию своих регионов послу России. Тот обещал помочь, почти на каждое предложения благосклонно замечая, что это Катару может пригодиться. При этом, он отверг самый ходовой российский товар - танки. "Зачем им танки? Вся армия не превышает 20 000 человек, поэтому в случае агрессии будет быстро уничтожена. А вот ПВО - другое дело". Хотя, какая разница - если агрессия случится, поможет Катару не мощь, а надежные союзники.

Кстати, на встрече Владимир Титоренко не преминул покритиковать компанию "Лукойл". Когда представитель компании попросил посла замолвить словечко перед властями страны, тот отметил, что российскому гиганту уже представлялся шанс, но тот им не воспользовался. "Ваша болезнь, - продолжал он - безмерная любовь к Ираку!". Оказывается, тот блок, что предлагали российской нефтяной компании, уже разрабатывается китайской и французской компанией, а лет через пять они будут полностью доминировать на рынке Катара. Таким образом, он дал понять российским компаниям, что им пора поторопиться, если они хотят успеть к разделу катарского нефтегазового пирога.

Представитель "Газпрома", начальник департамента внешнеэкономической деятельности, Станислав Цыганков, отметил позитивный настрой в отношениях между двумя крупнейшими производителями газа в мире. Как известно, стороны учредили СП по добыче газа в Иране и его сжижению в Катаре. СП построит газопровод с иранского месторождения Южный Парс до катарского региона Рас-Лаффан. Каждый учредитель получит по 30% в проекте, еще 10% достанутся компании, которая обеспечит сбыт газа.
Недавно власти Катара пригласили "Газпром" принять участие в проектах по добыче и сжижению природного газа в стране. Тогда представители концерна "с интересом восприняли предложение катарской стороны". В российской монополии согласились, что в дальнейшем цена на газ будет приближаться к стоимости нефти (в пересчете на энергетический эквивалент).


Сотрудничество сторон возможно после 2014 года, когда будет снят мораторий на расширение добычи на Северном месторождении в Катаре. Указанный мораторий был введен властями страны в 2005 году. Северное месторождение находится на границе Катара и Ирана. В Иране оно называется Южный Парс. Доказанные запасы месторождения составляют около 28 триллионов кубометров газа. С 1997 года "Газпром" участвует в проекте, разрабатывая вторую и третью фазы Южного Парса.
В 1997 г. Катар начал экспортировать СПГ, отправляя небольшие объемы (5.7 млрд. куб. фут или 120 000 метрических тонн) в Испанию. В 2005 г. Катар экспортировал 987 млрд. куб. фут (20.1 миллионов метрических тонн СПГ, что составляло 14.5 процентов мировой торговли СПГ. Из этого количества 316 млрд. куб. фут (6.5 метрич. тонн) было отправлено в Японию, 293 млрд. куб. фут (6.0 метрич. тонн) в Южную Корею, 213 млрд. куб. фут (4.4 метрич. тонн) в Индию, 161 млрд. куб. фут (3.3 метрич. тонн) в Испанию и 3 млрд. куб. фут (менее чем 0.1 метрич. тонн) в Соединенные Штаты. В 2006 г. аналитики, отслеживающие состояние дел в промышленности, отметили, что Катар обогнал Индонезию и стал самым крупным экспортером СПГ в мире. Это случилось отчасти из-за проблем с добычей природного газа, служащего исходным материалом, с которыми столкнулась Индонезия. В марте 2007 г. Катар закрепил свою лидирующую роль на мировом рынке СПГ.

Станислав Цыганков отметил, что с катарскими партнерами работать просто и понятно. "Когда мы предлагаем им участвовать в проектах, - отметил он, - катарская сторона никогда не рвется им управлять. Ей достаточно 25-30% в проекте, место в совете директоров, тогда как немцы постоянно просят контрольный пакет". Как можно было увидеть ранее, стране просто удобнее так работать - с минимумом ответственности и максимумом прибыли. "Еще бы, - улыбнулся Владимир Титоренко - в Катаре облизывают губы, когда слышат о "Газпроме".

Катар являет собой яркий пример того, как можно накопить миллиарды долларов на нефти и газе, как и российские компании, но и показывает, как эти миллиарды преумножить. Для этого нужно четко понимать, что ты можешь сделать сам. А что нет, от чего можно отказаться, а что критично для развития страны. Суверенный фонд инвестиций в стране пока полон, люди счастливы, а проекты реализуемы. Маленькая страна оказалась более гибкой к инновациям, чем неповоротливые гиганты. Оказалось, что быть маленьким - это очень выгодно.