USD 73.7532

-0.23

EUR 89.6691

+0.01

BRENT 66.11

-0.08

AИ-92 44.29

+0.01

AИ-95 48.17

0

AИ-98 53.68

0

ДТ 48.76

0

1730

Тушите факел, господа нефтяники!

Решение экологических проблем требует применения новых экономических механизмов.

Тушите факел, господа нефтяники!

Решение экологических проблем требует применения новых экономических механизмов.
В июле 2011 года состоялось множество событий, на которых обсуждались пути решения экологических проблем, имеющихся в стране. Совершенно очевидно, что кроме других важных направлений достижения определенного прогресса в плане минимизации отрицательных воздействий на окружающую среду от производственной деятельности человека, главным все же является экономический фактор.

Так уж исторически сложилось, что для решения экологических проблем в нашей стране традиционно существовало два источника финансирования: отчисления предприятий, которые способствовали загрязнению окружающей среды, причем за счет этих средств формировались различные экологические фонды (которые несколько лет назад были полностью ликвидированы), и целевое финансирование из бюджетных средств, в основном в виде федеральных целевых программ. Признавая необходимость принятия мер, которые смогут возродить существование экологических фондов, а также поступательное развитие федеральных целевых программ для решения множества экологических проблем, необходимо также заняться поиском новых экономических механизмов достижения поставленной цели. Одним из таких эффективных механизмов можно назвать государственно-частное партнерство.

Одним из основных недостатков большинства проектов, реализуемых в России в формате государственно-частного партнерства, является тот факт, что государственная часть программы в основном сводится к тому, чтобы снизить затраты при обеспечении основных социально-экологических параметров. В качестве примера можно привести Богучанское энергометаллургическое объединение. Частью этого проекта является возведение Богучанской гидроэлектростанции. Другой пример - строительство автомагистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 километров, который проходит через химкинсикй лесной массив. Здесь за счет применения «административного ресурса» продавливаются многочисленные решения, которые идут в разрез с требованиями действующего природоохранительного законодательства. Поэтому проекты подобного рода, представляющие собой социальную и экологическую опасность, на данный момент преждевременно реализовывать в формате государственно-частного партнерства. Для начала необходимо добиться восстановления таких необходимых и важных в современном обществе институтов, как экологическая экспертиза. Без уничтожения коррупции на государственном уровне тоже нельзя добиться желаемого.
Поэтому в современных условиях альтернативой развития государственно-частного партнерства в России должны стать, в первую очередь, проекты, призванные решать экологические проблемы и экологизировать экономику, например. По направлению энергоэффективности.
В качестве примера рассмотрим такую устоявшуюся проблему отечественного нефтегазового сектора, как сжигание попутного нефтяного газа на факелах. Существуют подсчеты, согласно которым 15-45 миллиардов кубометров этого газа ежегодно сжигается на территории Российской Федерации. Это сопоставимо с годовым энергопотреблением такого огромного мегаполиса, как Москва.
Все новые регионы, где начинается разработка нефтяных месторождений в промышленных масштабах, автоматически заносятся в список регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, связанной с масштабным загрязнением атмосферного воздуха. На данный момент самые большие объемы попутного газа сжигаются на территории Ханты-Мансийского автономного округа, однако Восточная Сибирь по этому показателю практически догнала ХМАО. Значительно ухудшились в этом плане показатели Ямало-Ненецкого автономного округа, Коми и НАО. Для решения этой проблемы необходимо использовать не только кнут, но и пряник. Подобным экономическим пряником и должна стать активизация применения государственно-частного партнерства в решении проблемы попутного нефтяного газа.
Одним из решающих факторов, который препятствует решению использования попутного нефтяного газа более рационально, является отсутствие развитой инфраструктуры. Это и большое количество средних и малых объектов добычи попутного нефтяного газа на территории Российской Федерации, и их значительная удаленность от имеющихся трубопроводов, линий электропередачи. Автомобильных и железнодорожных путей сообщения. А ведь развитие той или иной вспомогательной инфраструктуры, в зависимости от конкретных региональных потребностей, должно взять на себя государство с использованием механизма государственно-частного партнерства, тем самым оказать стимулирующее воздействие для расширения инвестиций компаний нефтяной отрасли в оборудование, которое сможет перерабатывать попутный нефтяной газ.
Кроме непосредственного развития государственно-частного партнерства для более рационального и эффективного использования попутного нефтяного газа, существует еще несколько экономических факторов, способных ускорить решение проблемы. Для доведения уровня использования попутного нефтяного газа до 95% в целом по Российской Федерации, необходимо разработать и принять такую меру, как перераспределение внутри каждой нефтяной компании квот по объемам сжигания попутного нефтяного газа сверх установленной нормы с одних лицензионных участков, где реализация проектов по переработке ПНГ невозможна или экономически неоправданна, на другие, где можно добиться уровня переработки попутного нефтяного газа выше показателя 95%.
Такой нужный шаг окажет благоприятное воздействие на экономику отрасли тем, что дополнительно привлечет финансовые ресурсы в нефтегазовый сектор и сделает решение поставленных на 2012 год задач более реальным, а также сможет привести к реальному и достаточно существенному сокращению объемов сжигаемого природного газа в абсолютных показателях уже в ближайшем будущем.
Вместе с перераспределением объемов сжигаемого природного газа между различными участками можно и нужно принять дополнительные меры, которые должны стимулировать рост уровня использования попутного нефтяного газа, причем до величин более 95%. К таким мерам можно отнести, например, увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду или введение налоговых льгот для участков, на которых ведется строительство сооружений, которые заняты переработкой ПНГ.
Фактор отсутствия повсеместно распространенного и одновременно достоверного
учета попутного нефтяного газа является одним из основных сдерживающих факторов решения проблемы. Для устранения этого фактора можно использовать экономические стимулы. Которые позволят организовать эффективный учет: введение ставки налога на добычу полезных ископаемых для ПНГ, которая будет отличной от нуля, как это происходит сейчас. На то количество газа, которое не сжигается, а перерабатывается собственными силами или продается сторонним компаниям, ставка должна быть минимальной или символической, к примеру, 1 рубль за тысячу кубометров. При этом все операции по контролю над правильностью и достоверностью учета, за сведением баланса и начислением и уплатой налогов будут осуществляться не Ростехнадзором, а налоговыми органами.
Начавшаяся в стране компания по созданию проектов, которые осуществляют свою деятельность в рамках Киотского протокола, уже показала свою эффективность, в том числе и по решению проблемы попутного нефтяного газа. На данный момент уже подготовлено 18 проектов, которые направлены на снижение уровня сжигаемого ПНГ. Из них 8 проектов получили одобрение, а их совокупный объем снижения сжигания газа в расчете на выделяемый углекислый газ составляет около 18 миллионов тонн СО2 в год. В этой связи правительство РФ должно скорректировать свою позицию на международных переговорах по второму периоду обязательств в соответствии с решениями Киотского протокола для достижения в 2012 году возможности дополнительного финансирования проектов, связанных с достижением энергоэффективности, в том числе и в области рационального использования ПНГ.

Источник : Горная энциклопедия