В минувшую неделю два первых российских проекта на основе соглашений о разделе продукции - "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - дали о себе знать важными сообщениями. Оператор первого, "Эксон Нефтегаз" закупил платформу для освоения месторождения Чайво, а оператор второго "Сахалин Энерджи" объявил общественные слушания по оценке экологического воздействия нового, и весьма внушительного, этапа работ.
В минувшую неделю два первых российских проекта на основе соглашений о разделе продукции - "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - дали о себе знать важными сообщениями. Оператор первого, "Эксон Нефтегаз" закупил платформу для освоения месторождения Чайво, а оператор второго "Сахалин Энерджи" объявил общественные слушания по оценке экологического воздействия нового, и весьма внушительного, этапа работ. Эти события дают повод для оптимизма в отношении перспектив крупных СРП в России,.
Еще совсем недавно в правительственных кругах царило уныние в отношении иностранных капиталовложений в нефтегазовый сектор. Казалось, что крупные инвесторы окончательно разочаровались в России. Два первых сахалинских нефтегазовых проекта с подписанными СРП продвигались чрезвычайно медленно. Руководитель Управления стратегического планирования Министерства энергетики Анатолий Зиновьев заявил на пресс-конференции 14 июня перед началом MIOGE-2001: "Сахалинские проекты замерзли на какой-то точке и пока не движутся. Иностранные инвестиции, о которых говорили с такой надеждой, практически не состоялись".
Сейчас "Сахалин Энерджи" начинает второй этап проекта, который включает комплексное освоение нефтяного Пильтун-Астохского и газового Лунского месторождений. В дополнение к "Витязю" в море будут построены стационарные платформы, а на юге острова возникнет первый в России комплекс по производству и экспорту сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн тонн в год, а также нефтяные терминалы. Основной объем работ запланирован на 2002-2006 годы.
Практически одновременно за дело серьезно взялся и многострадальный "Сахалин-1". "Эксон Нефтегаз" уже купила за 45 млн долларов у компании Global Marine бурильную платформу, которая после переоснащения на южнокорейских верфях будет установлена на месторождении Чайво у побережья Сахалина в рамках первого этапа проекта, оцениваемого в 3,5 млрд долларов.
Руководители иностранных нефтяных компаний никогда не скрывали, что "Сахалин-1" и "Сахалин-2" являются для них показателем того, насколько в России могут работать крупные проекты на основе СРП. Пока первые два "пилотные" проекта не доказали свою жизнеспособность, никто из гигантов бизнеса не торопился приступать к новым разработкам, хотя российское правительство разметило участки на сахалинском шельфе еще, как минимум, для четырех проектов.
Хотя и здесь, как водится, не обошлось без казусов, дело может вскоре пойти на лад. Успешное продвижение первых двух проектов - достаточная гарантия для продолжения сотрудничества с Россией в этом направлении. Более того, накопленный на Сахалине опыт позволил сделать некоторые существенные выводы, о которых в частных беседах говорят менеджеры международных нефтегазовых корпораций.
Во-первых, оказалось, что присутствие российского партнера в проекте не облегчает работу, а затрудняет ее. Чисто иностранный "Сахалин-2" развивается куда динамичнее, чем "Сахалин-1", где в число участников входит "Роснефть" и ее сахалинская "дочка". Хотя, в теории, российские партнеры способны облегчать общение иностранцев с местными чиновниками, они остаются слабыми в финансовом отношении, и в периоды низких цен на нефть оказываются неспособными покрыть свою долю обязательств перед проектом.
Во-вторых, шельфовые проекты в России намного привлекательнее материковых, поскольку избавляют иностранного инвестора от необходимости договариваться о прокачке своей продукции по перегруженным трубам "Транснефти" (и к тому же нацеленным в основном на перенасыщенные европейские рынки). Опыт третьего СПР в России - Харьягинского проекта французской TotalFinaElf - достойный пример того, как проект может увязнуть в проблемах транспортировки.
И, в-третьих, получается, что СРП, подписанные еще до принятия Закона "О соглашениях о разделе продукции" и выведенные за его рамки, имеют куда больший шанс на успех, нежели проекты, следующие новому законодательству. После принятия этого закона на свет не появилось ни одного работоспособного СРП, если не считать Самотлора, да и то ТНК попросила правительство приостановить действие режима раздела продукции - не в последнюю очередь из-за несовершенства некоторых законодательных норм.
Можно ожидать, что вслед за "Сахалином-1" и "Сахалином-2" потянутся и другие крупные проекты, однако произойдет это не скоро и не везде. Центром притяжения для иностранных инвесторов останутся морские проекты или те, что расположены в непосредственной близости от моря, позволяющие не связываться с "Транснефтью" и какими-то квотами на экспорт. Кроме того, иностранные инвесторы будут ждать, пока Россия не доведет свое законодательство о разделе продукции до приемлемого качества.
RusEnergy.com