USD 97.3261

+0.1

EUR 105.4375

+0.21

Brent 71.01

+0.2

Природный газ 2.888

+0.01

...

"Газпром" брал пример с Enron

Недавно обанкротившийся американский энергетический гигант Enron, в отношении которого сейчас проходит крупномасштабное расследование, и российское РАО "Газпром" действовали крайне схожими методами. Так считает Мaршалл Голдман, ведущий специалист США по российской экономике, профессор колледжа Уэлсли и со-директор Русского исследовательского центра Гарвардского университета.

"Газпром" брал пример с Enron

Недавно обанкротившийся американский энергетический гигант Enron, в отношении которого сейчас проходит крупномасштабное расследование, и российское РАО "Газпром" действовали крайне схожими методами. Так считает Мaршалл Голдман, ведущий специалист США по российской экономике, профессор колледжа Уэлсли и со-директор Русского исследовательского центра Гарвардского университета. Маршалл Голдман выделил ряд параллелей в деятельности этих компаний.
Бывший глава "Газпрома" Рем Вяхирев, совместно со своим предшественником, Виктором Черномырдиным, создал свыше 300 "дочерних" фирм. Их возглавляли дочь Вяхирева, сыновья Черномырдина, а также жёны, дети и любовницы некоторых высокопоставленных сослуживцев. Enron, со своими тремя с половиной тысячами уклоняющихся от налогов дочерними фирмами, является одной из немногих фирм в мире с большим количеством офшорных "дочерей", чем Газпром".
"Естественно, есть и существенное различие в поведении Энрона и Газпрома," - считает Маршалл Голдман. Несмотря на то, что "Газпром" является самым крупным экспортёром газа в мире, он не объявлял о прибыли последние несколько лет. Это был метод уклонения от налогов. Enron пришёл к этому же результату, но иным путём. Хотя Enron успешно избежал уплаты налогов (уплатив налоги только в одном году из пяти), тем не менее он должен был показать высокую прибыль для того, чтобы привлечь инвесторов и в этих целях использовала свои "дочерние" структуры не только чтобы укрыться от налогов, но также чтобы показать сверхприбыль. И Enron и "Газпром" продавали продукцию своим "дочерям" по заниженной цене, а те перепродавали ее по более высокой цене. Те, кто контролировали "дочерние" фирмы получали прибыль, а вкладчики и бюджет оставались в убытке.
Аудиторы обеих фирм (Arthur Anderson для Enron и PricewaterhouseCoopers для "Газпрома"), по видимому, также закрывали глаза на "мутную" арифметику своих клиентов. Также, как и Enron, "Газпром" предоставлял крупномасштабную помощь депутатам и политикам, с целью ограничить вмешательство правительства в их дела.
Многие российские фирмы -, заключает Маршалл Голдман, - стремились стать похожими на американские. Однако, это удалось лишь немногим. Остальные почему-то приняли Enron за достойную модель для подражания.