USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

...

Банк качества нефти: за и против

Система банка качества российской нефти будет запущена в имитационном режиме в 2003 г на базе системы Транснефти. По словам вице-премьера РФ Виктора Христенко, соответствующее решение было принято на последнем заседании Совета директоров Транснефти.

Банк качества нефти: за и против

Система банка качества российской нефти будет запущена в имитационном режиме в этом году на базе системы Транснефти.

По словам вице-премьера РФ В. Христенко, соответствующее решение было принято на последнем заседании Совета директоров Транснефти.

В российской системе магистральных нефтепроводов смешиваются нефти разных сортов: тяжелые уральские и легкие сибирские, в результате чего нефтяные компании, добывающие легкую нефть, теряют в доходах.

Система банка качества нефти (БКН) предполагает отслеживание и фиксацию объемов и качества нефти, сдаваемой каждой из нефтекомпаний в систему магистральных нефтепроводов с тем, чтобы в дальнейшем компании, сдающие нефть более высокого качества, могли компенсировать свои потери от ее смешения с низкокачественной нефти, сдаваемой другими компаниями.

Система банка качества российской нефти будет запущена в имитационном режиме в этом году на базе системы Транснефти. По словам вице-премьера РФ Виктора Христенко, соответствующее решение было принято на последнем заседании Совета директоров Транснефти.

В основу разработанной концепции Банка качества заложен принцип нулевого баланса - суммы плат в Банк качества равны сумме выплат компенсаций из него. От всех производителей, которые пользуются услугами ОАО "АК "Транснефть" и имеют с ним договор, требуется быть участниками банка качества нефти. За изменение показателей качества нефти участники получают из банка или производят в банк платежи при приеме сырья в систему нефтепроводов и при сдаче в конечном пункте транспортировки.

Руководству Транснефти предложено организовать апробацию расчетов сумм компенсационных выплат по системе БКН (сроком на один год). Планируется за этот период отработать организационную структуру функционирования БКН, оценить метрологические особенности и произвести отработку необходимого информационного обеспечения системы, уточнить значение стоимостных коэффициентов оценки изменения показателей качества нефти.

В течение будущего года предполагается также провести исследования по экономическим вопросам внедрения системы БКН и изменению "Схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти".

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте", в котором предусмотрено внедрение положения о введении банка качества нефти.


,Система банка качества нефти в системе магистральных нефтепроводов позволит улучшить качество российской нефти и, тем самым, повысит ее стоимость на мировом рынке.

Ситуация в нефтяной отрасли требует повышения качества нефти. Необходимо найти решение, приемлемое и для нефтяников, и для тех регионов, где добывается нефть с высоким содержанием серы (например, Татарии).

Банк качества, о создании которого говорится уже давно, ставит доходы нефтяных компаний от реализации нефти в зависимость от качества сырья, отгружаемого в систему магистральных трубопроводов. Потери добывающих высококачественное сырье компаний из-за отсутствия банка качества нефти составляют 250 млн. долл. ежегодно. С другой стороны, компании с нефтью более низкого качества получают дополнительную премию в этом же объеме. Главное ? разработать методику выплат от того, кто дает не очень хорошую нефть, тому, кто дает хорошую нефть. Улучшение качества российской нефти могло бы способствовать повышению цен на нее на мировом рынке и, соответственно, увеличению доходов и инвестиционных возможностей нефтяных компаний.

Основную часть инвестиций в развитие трубопроводного транспорта могут привлечь крупнейшие нефтегазовые компании России и мира, в частности ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ВР, Total и Shell. Источниками финансирования крупных проектов, могут стать не только собственные или заемные средства компаний, но и фонды прямых инвестиций Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации. Потребности трубопроводного транспорта в инвестициях на ближайшие 20 лет, по мнению аналитиков, составят $100-105 млрд.

Глава Минэнерго Игорь Юсуфов также высказывается за использование БКН, подчеркивая, что в мировой практике принят именно такой подход. В подтверждение своей мысли министр привел решение Каспийского трубопроводного консорциума о применении банка качества нефти для всех без исключения грузоотправителей.


,Нефть, добываемая уральскими компаниями, более тяжелая и сернистая, чем у их конкурентов. В настоящее время это не оказывает негативного влияния на компании, поскольку в российской трубопроводной системе нефть разного качества смешивается, но может стать проблемой при появлении банка качества.

Например, Татарстан настаивает на введении банка качества нефти не ранее 2008 года с одновременным введением дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых. Банк качества нефти ставит доходы нефтяных компаний, получаемые от реализации нефти, в зависимость от качества сырья, отгружаемого в систему магистральных трубопроводов Транснефти. Введение БКН без дифференцированного расчета налога на добычу создаст дополнительные трудности для компаний, добывающих высокосернистую нефть (53% текущей добычи нефти Татарстана составляет высокосернистая нефть).

Президент Татарстана предлагает снизить налог на добычу полезных ископаемых для компаний, добывающих тяжелую нефть, пропорционально их компенсационным выплатам в рамках БКН. В другом случае введение БКН приведет к остановке более 9 тыс. нефтедобывающих скважин в Татарстане, резкому снижению объемов добычи на 10 млн. тонн в год, сокращению производства и, в конечном итоге, к массовым увольнениям, которые приведут к социальной напряженности в регионах нефтедобычи.

Максимальные потери при экспорте нефти составят до $34,5 на тонну, а общие потери выручки татарстанских предприятий - 6,7 млрд. рублей.