Neftegaz.RU часто пишет о проектах, которые призваны не только решить определенные инфраструктурные задачи, но и повлиять на модернизацию экономики страны своим синергическим эффектом от объединения усилий сразу нескольких отраслей. Таким проектом является трубопровод ВСТО, так осваивают месторождение на Ямале. Другим таким важным проектом, который решает сразу несколько задач, является проект " Урал Промышленный - Урал Полярный".
Проект переживает не простые времена, и пытается найти возможность для более эффективного функционирования в рамках существующей экономической реальности. О первых успехах, планах на будущее, взаимодействию с инвесторами и руководителями органов государственной власти субъектов федерации рассказал Александр Белецкий, заместитель полномочного представителя президента России в Уральском федеральном округе. Он является председателем наблюдательного совета проекта, поэтому смог ответить на все вопросы относительно " УП-УП" на общероссийском форуме «Инфраструктурные проекты России: сложные условия - новые возможности», собравшем в Москве ведущих экономистов, чиновников, бизнесменов и законодателей.
Комплексный инвестиционный проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» представляет собой серию взаимоувязанных мероприятий по созданию четырех основных блоков: транспортного, энергетического, минерально-сырьевого и промышленного. Сейчас началось строительство объектов железнодорожной и энергетической инфраструктур, общий объем инвестиций при этом составит более 800 миллиардов рублей - около 30 миллиардов долларов.
Проект возводится довольно долго - сейчас реализуется уже второй этап, объем инвестиций на который превысит 830 млрд рублей в ценах января 2009 года.
На первом этапе (2008-2009 годы) была подготовлена проектно-сметная документация. На втором этапе, который начался в нынешнем году, планируется строительство объектов железнодорожной и энергетической инфраструктуры. И только после этого начнется извлечение тех самых полезных ископаемых, которые многими считаются главной причиной существования проекта.
В своих ответах Александр Белецкий отметил, что не зря было потрачено огромное количество времени на подготовительную работу, на оформление документов и прохождение разного рода экспертиз, поскольку важно знать до деталей, как он будет в дальнейшем реализовываться.
«У нас есть привычка начинать стройку, когда проект еще сырой. " Урал Промышленный - Урал Полярный" в этом смысле исключение. Сегодня на первом этапе мы знаем все до мелочей, от кубометров песка до количества шпал, знаем, где брать строительные материалы, какая погода будет в ближайшее время, ведь строительство в этих суровых условиях носит сезонный характер и неподготовленными к реализации подходить нельзя», отметил он.
В текущих условиях, встает вопрос и о финансировании. Пока проект не может кормить сам себя - это факт, ведь не услуг той же железной дороги, не доходов от продажи полезных ископаемых он не имеет. В таком случае на первые роли выходит частно-государственное партнерство. Государство выступает инициатором глобальной стройки, а частные инвесторы получают от него некие гарантии, что их деньги будут окупаться.
Как отметил Александр Белецкий, деньги корпорация находит: «Более пяти рублей на рубль государственный - это деньги инвесторов. Сегодня на рынке больше инвесторов, которые хотят работать на так называемых коротких плечах, то есть не больше чем 5-6 лет. Тем не менее, можно сказать, что инвесторы в проекте есть, это не только российские компании. Завтра будет встреча с испанской компанией, ведущим оператором и строителем железных дорог. Ведем переговоры с Арабскими Эмиратами, которые подтвердили, что хотят участвовать в проектах. Зарубежные инвесторы планируют вкладывать в те проекты, которые имеют большое инфраструктурное значение, где страновые риски снимаются инвестициями государства. И " Урал Промышленный - Урал Полярный" - именно такой проект».
Отметим, что в прошлом году он говорил, что, на тот момент, на каждый государственный рубль вложено около трех частных рублей, а в планах довести эту цифру до восьми. Получается, что пока этот показатель ровно на середине плана. Говорил он и о рентабельности, вновь подчеркивая, что этот проект нельзя мерить обычной линейкой и обычными сроками окупаемости.
" Рентабельность проекта зависит от направления финансирования. Если мы говорим о биолого-разведочной базе, говорим о лицензиях - то это группа высоко рискованная. Если мы говорим об инфраструктурных проектах - там рисков практически нет, потому что подтверждена полностью грузовая база и конкуренция в этом направлении отсутствует. Срок окупаемости этого проекта - 15 лет. По блоку энергоснабжения - там окупаемость проекта - от 5 до 8 лет", - отметил Представитель полпреда. Таким образом, выгоду инвесторы начнут получать в третьем десятилетии. Сроки большие, поэтому без гарантий и помощи государства здесь не обойтись. " Когда мы говорим о серьезных инвестициях на протяжении 10-15 лет - иностранных инвесторов заботит, что произойдет за это время. Проекты, где используются государственные инвестиции, становятся для инвесторов гарантией того, что проект будет жить и не будет испытывать сложностей", - отметил Белецкий.
Хотя, тот же проект " Сахалин-2" начал приносить прибыль инвесторам, которые работали на условиях СРП лишь через десять лет, поэтому 15 лет в нынешних условиях - срок вполне нормальный. Тем более, если инвестор не пришел сюда лишь для спекулятивных покупок. А такие будут. " Вообще проблема привлечения инвестиций для России является сегодня самой основной, и речь идет не об инвесторах, которые приходят сюда с «короткими» деньгами и уходят. Мы инвесторов делим на 2 категории: инвесторы, которые приходят для того, что бы использовать наш рынок и строят заводы для того, что бы продавать, и инвесторы, которые для нас самые интересные, которые приходят для того, что бы создавать предприятия и стремятся использовать рынки, в том числе мировые. Конечно, к таким инвесторам относятся у нас с большим вниманием". Видимо, такими инвесторами должны стать те самые Саудовские фонды или испанская железная дорога, которые, по сути, конкретных интересов в регионе не имеют и не будут использовать " УП-УП" для реализации собственных нужд. Их будут интересовать долгосрочные инвестиции.
2009 год стал важным в жизни проекта не только из-за кризиса, но и из-за смены кадрового состава руководства организации. Мы попытались узнать, с чем была связана замена прежнего руководства и правда ли, что к Олегу Демченко накопилось слишком много вопросов в связи с заметным торможением проекта? Александр Белецкий прямо рассказал нам о том, что в корпорации были отменены бонусы, а часть сотрудников была вынуждена искать новую работу. В такой ситуации, удивляться кадровым перестановкам в топ-менеджменте не приходится. " В первую очередь мы сделали все, что сделали все российские компании в период кризиса - мы полностью сократили количество работников. В головной компании корпорации работало более 70 человек, сегодня она сокращена более чем вдвое. В том числе снижены и заработная плата, практически полностью мы убрали премии до начала выхода в проект. Все заместители сегодня выбраны по направлениям и фактически являются директорами корпорации. Они являются абсолютными экспертами. Вопрос назначения руководителя мы вынесем на попечительский совет в ближайшее время после прохождения инвестиционного фонда", - не стал приукрашивать действительность куратор проекта.
Правда, затем несколько снял напряжение: " Это как анекдот 2009 года: Для вас лучший бонус не премия, а то, что вы остались на работе".
Помимо этого, Neftegaz.RU волновал вопрос и взаимодействия корпорации с ключевыми для проекта регионами - Югрой, Ямалом и Свердловской областью. Почему Ханты-Мансийский автономный округ преуспел в реальном проекте и уже сумел договориться с " Роснано" о получении дополнительных средств? Как налажен контакт с Александром Филипенко по поводу «Урала Промышленного - Урала Полярного»?
Александр Белецкий признал большую роль губернаторов округа в том, что проект был создан и реализуется сейчас. " Александр Васильевич Филипенко сделал все, что было в его силах для того, что бы поднять этот проект. Точно так же как и проект «УП-УП» во многом идеи, которые было в него заложены - это идеи губернатора Югры, губернатора Ямала, это идеи нынешнего губернатора Свердловской области, когда он работал еще на железной дороге. Это их опыт, это их знание ситуации и во многом сегодня именно благодаря работе губернаторов такие проекты живут". Вставил он небольшую шпильку и в адрес " Роснано", которое подписал контракт на разработку проекта " Полярный кварц" в Ханты-Мансийском автономном округе. " Проблема с «Роснано» в том, что «Роснано» вкладывает деньги уже в практически готовые проекты и это не совсем справедливо к участникам, которые поднимали его с нуля". Хотя, ведь это тоже хорошо - дополнительные инвестиции проекту точно не помешают.
В
итоге, мы получили правдивый рассказ об одном из самых амбициозных
проектов новой России. Узнали о том, что даже помощь и поддержка
государства не всегда может быть гарантией для инвесторов, о том,
что иностранные инвесторы готовы идти в проект с таким сроком
окупаемости куда охотнее российских. Мы получили ответ на вопрос,
сколько людей сейчас занимаются проектом и какую роль во всем этом
играют главы регионов, через которые идут потоки " Урала
Промышленного - Урала Полярного". Проблемы есть, но без проблем
проекты такого уровня и не реализуются. Если понимать, что они
есть, а не прятать голову в песок, то решить их всегда можно.
Neftegaz.RU будет следить за развитием событий.