Поток нефти из Азербайджана усыхает, нефтепроводы БТД и «Одесса-Броды» пустуют, а Беларусь получает огромные прибыли от экспорта нефтепродуктов.
Падение нефтедобычи в Азербайджане не стало большой новостью, хотя новые технологии разведки и добычи подкорректировали самые пессимистичные прогнозы.
В 2004 году предсказывалась добыча нефти в Азербайджане в 2010 году на уровне 50-60 млн тонн. По официальным данным, в 2010 году было добыто около 51 млн тонн нефти, а экспортировано около 40 млн тонн. Потом начался резкий спад. За 2011 год экспорт нефти из Азербайджана упал на 12,2%, а нефтепродуктов - на 11,7%. В первом полугодии 2012 года добыча нефти в республике сократилась еще на 7%, а экспорт нефтепродуктов − на 22%.
Сокращение азербайджанского нефтяного потока влияет на загрузку нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». При мощности в 50 млн твг в 2010 году через трубу было перекачено 35,2 млн тонн азербайджанской нефти. В 2011 году по трубопроводу было экспортировано около 32,2 млн тонн сырой азербайджанской нефти - на 13% меньше показателя за 2010 год, и более 2,2 млн тонн сырой нефти, добытой в Туркмении, − на 76,1% больше, чем в 2010 году. В январе-июне 2012 года через БТД прошло 15,8 млн тонн азербайджанской нефти, что на 7,8% меньше по сравнению с показателем аналогичного периода 2011 года, и 1,6 млн тонн туркменской нефти.
Рост добычи в Туркмении не компенсирует падение в Азербайджане, и существенного увеличения экспорта туркменской нефти ждать не приходится. Из планов туркменского правительства по добыче нефти можно сделать вывод, что в ближайшие пять лет нефтяной экспортный потенциал республики составит не более 5-6 млн твг.
Не идет в БТД и казахстанская нефть. С 2010 года казахи стали пользоваться трубой КТК и портом Батуми, куда нефть доставляется по железной дороге. Расширение мощности КТК на 35 млн твг и в будущем не оставит казахской нефти для наполнения БТД. Бритиш Петролеум, оператор БТД, не заявляет о своих убытках от эксплуатации нефтепровода, но в апреле 2011 году турецкий оператор трубы Botas сообщил, что за время действия проекта понес убытки в размере $31 млн.
«Одесса-Броды» так и не наполнился нефтью
Если БТД наполняется хотя бы наполовину, то с украинским проектом «Одесса-Броды» дела совсем плохи. С самого начала разговоров о нефтепроводе в обход России власти Азербайджана поддерживали проект. Вот только нефти для этой трубы у Азербайджана не оказалось. Сооружение 674-километрового трубопровода «Одесса-Броды» стартовало в 1996 году и завершилось в 2002-м. Из-за отсутствия контрактов на транспортировку нефти в Европу магистраль мощностью 14,5 твг простаивала в течение двух лет. В 2004 году началась прокачка российского сырья в реверсном направлении для экспорта в Европу. Но Киев при поддержке Баку не потерял надежды на транзит азербайджанской нефти вплоть до Балтики. В этом же 2004-м для строительства участка «Броды-Плоцк» было создано совместное предприятие «Сарматия». Его учредителями стали пять нефтяных компаний - из Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши.
В 2009 году нефтепровод был переведен для работы в аверсном направлении.
Украинские власти планировали перекачивать по нему до 9 млн твг венесуэльской нефти в Беларусь, а в Плоцк в перспективе Киев хотел перекачивать до 40 млн твг. В октябре этого же года в реверсный режим работы были переведены ПМН для поставок нефти на Кременчугский НПЗ, куда с октября 2007 года перестала поступать российская нефть. НПЗ был захвачен, по утверждению ряда СМИ, группой «Приват» Игоря Коломойского, а российская «Татнефть», которой принадлежало более половины капитала предприятия, отстранена от управления.
Грандиозным планам украинских властей не суждено было сбыться. В 2011 году из Одессы на Мозырьский НПЗ в Беларуси вместо 4 млн тонн было перекачано менее 1 млн тонн (это была азербайджанская нефть марки Azeri Light по своп-контракту с венесуэльской PDVSA). В июне 2012 года поставки венесуэльской нефти в Беларусь через «Одессы-Броды» и через прибалтийские порты в Беларусь были вообще прекращены. Пока неизвестно, как будет расплачиваться Минск за непрокачку нефти, ведь контракт на поставку нефти через «Одесса-Броды» до конца 2012 года был заключен на условиях «качай или плати».
В настоящий момент по нефтепроводу нечего качать. В прошлом году по нему для принадлежащих «Привату» Надворнянского и Дрогобычского НПЗ поступило всего около 60 тыс. тонн азербайджанской нефти, в этом году Дрогобыский НПЗ не работает.
Ранее через ПМН качалась на экспорт российская нефть. В 2007 году, например, было прокачано 24,7 млн тонн нефти. В реверсном режиме работы через ПМН на Кременчугский НПЗ в 2011 году поступило только 640 тыс. тонн азербайджанской нефти вместо обещанных 5 млн тонн.
В истории нефтяных взаимоотношений Баку и Киева экспертов изумляют регулярные и очевидно невыполнимые обещания азербайджанской стороны. При резком падении добычи в Азербайджане в марте 2012-го азербайджанский министр энергетики Натиг Алиев сообщил о том, что специалисты Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши завершили разработку ТЭО для продления до польского Гданьска трубопровода Одесса - Броды. Чиновник также в очередной раз повторил, что Баку заинтересован в проекте, реализация которого создаст альтернативный путь поставки каспийского сырья в Европу. А в начале апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев в очередной раз заявил, что у нефтепровода «Одесса - Броды» есть перспективы, но этот проект необходимо «подтолкнуть». Восточная дипломатия!
Украинские НПЗ остановлены…
На июль 2012 года в Украине уверенно работал только один из шести НПЗ − Кременчугский. По Надворнянскому НПЗ нет точных данных о его деятельности, скорее всего, он тоже не работает. Оба НПЗ контролируются группой «Приват».
Из шести украинских НПЗ первым в 2005 году остановился Херсонский НПЗ по причине убытков. Предприятием владела российская группа «Альянс» (около 60%) и НК "Казмунайгаз" (около 20%) (в 2007 году завод куплен украинской группой "Континиум"). Официально причина закрытия − профилактический ремонт (не начался до сих пор).
В октябре 2010 года остановлен принадлежащий «Лукойлу» Одесский НПЗ. Завод не смог конкурировать с нефтепродуктами, поставляемыми в Украину через компанию Коломойского "Ливела" без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины. Когда «Ливела» прекратила свою деятельность, оказалось, что из-за реверса нефтепровода «Одесса-Броды» завод лишился источника сырья.
С начала 2012 года остановился Дрогобычский НПЗ (принадлежит группе «Приват»).
В марте 2012 года закрылся Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР), завод не выдержал конкуренцию с импортным топливом. С нового года стала нерентабельной и давальческая переработка казахстанской нефти. Это освободило 5 млн тонн нефти для БТС-2.
На захваченном «Приватом» в 2007 году Кременчугском НПЗ в 2011 году при проектной мощности 18 млн тонн в год было переработано 3,12 млн тонн нефти (падение к прошлому году 14%). Предприятие получило убыток в 1,48 млрд гривен.
Всего за 2011 год на НПЗ Украины и Шебелинском ГПЗ было переработано 9,05 млн тонн нефти, что меньше на 18,4% по сравнению с 2010 годом, а средний показатель использования мощности украинских НПЗ оказался на уровне 17,6% (в 2010 году − 21,1%).
В этом году вся надежда Украины только на собственную нефтедобычу (2,4 млн тонн в 2011 году) − импорт нефти в январе-мае 2012 года сократился до 754,4 тыс. тонн.
Уничтожив собственную нефтепереработку, Украина открыла двери для полностью загруженных белорусских НПЗ и топлива из России.
…а Беларусь наращивает поставки нефтепродуктов
За январь-май из Беларуси в Украину было поставлено 475,9 тыс. тонн так называемого биодизельного топлива (ТБД) плюс ежемесячно ввозилось порядка 150 тыс. тонн обычного дизельного горючего. ТБД производится путем смешения товарного дизельного топлива из России и незначительного количества биокомпонентов. В дальнейшем данный продукт экспортируется без уплаты российской экспортной пошлины (благодаря наличию биоприсадок), которая в июле составляет $243,7/т.
Российские компании охотно поставляют топливо в Беларусь, так как тарифы на транспортировку внутри Таможенного союза ниже, чем на экспорт. Здесь топливо превращается в белорусское и реэкспортируется на Украину и через прибалтийские порты. Нефть, нефтепродукты и растворители обеспечивают 80% прироста экспорта Беларуси в нынешнем году. В частности, их доля в экспорте возросла с 31% до примерно 48%.
В России постоянно поднимается тема уклонения Беларуси от уплаты экспортной пошлины в российский бюджет, что белорусские власти категорически отрицают.
В 2011 году Украина обеспечивала себя на 48,5% бензином собственным производством и на 51,5% импортом. Собственное производство дизельного топлива составляло в 2011 году 33,4%, импорт − 66,6%. В этом году цифры импорта будут заметно выше к радости белорусских и российских нефтепереработчиков.
Автор: Финам