USD 91.1096

-0.16

EUR 100.3907

-0.35

Brent 71.92

-0.25

Природный газ 2.314

-0.05

14 мин
...

Рынок позволяет действовать в одиночку. 11-ая объединенная конференция Полистирол, АБС и вспененные полимеры 2014. Итоги

Рынок полистирола в России, по экспертным оценкам, достиг определенного баланса по мощностям и потреблению. В сегменте вспененных полимеров полистирол продолжает играть ведущую роль, но появляются новые решения и продукты, которые выводят данные материалы за рамки традиционного для России применения в теплоизоляции.

Рынок позволяет действовать в одиночку. 11-ая объединенная конференция Полистирол, АБС и вспененные полимеры 2014. Итоги

Рынок полистирола в России, по экспертным оценкам, достиг определенного баланса по мощностям и потреблению. В сегменте вспененных полимеров полистирол продолжает играть ведущую роль, но появляются новые решения и продукты, которые выводят данные материалы за рамки традиционного для России применения в теплоизоляции.

Одиннадцатая объединенная конференция «Полистирол, АБС и вспененные полимеры 2014» состоялась в Москве 22 сентября. Ее организатором выступила компания INVENTRA, входящая в состав группы CREON.

В приветственном слове генеральный директор CREON Energy СанджарТургунов отметил, что количественный баланс, наступивший в сегменте стирольных пластиков, диктует задачу следующего уровня: переходить к поиску новых направлений для развития, иначе отрасль ждет стагнация. Какие материалы и решения могут послужить драйверами развития отрасли - основная тема конференции этого года.

По стирольным пластикам виден рост мощностей по их производству и объему выработки. «В 2014 году суммарная потенциальная мощность производства стирольных пластиков на территории РФ увеличилась и составила 543 тыс. т/год, что на 50 тыс. т превышает показатели 2013 года», - рассказала в своем докладе руководитель проектов INVENTRA Ирина Петрова. Производство составило 442 тыс. т, показав рост по всем видам, кроме АБС. Примерно половину всех объемов стране дает «Нижнекамскнефтехим», который за 2013 год выпустил 248 тыс. т полистирола общего назначения (ПС ОН), полистирола ударопрочного (УППС) и АБС.

Что касается вспененного полистирола (ПСВ), то он является основным направлением для импортных поставок. Его потребление традиционно увеличивается быстрыми темпами, а отечественные мощности не успевают покрывать растущие потребности рынка. Тем не менее, в 2013 году импорт ПСВ и ПС ОН в Россию упал в связи с ростом объемов наработки на мощностях «Сибур-Химпром» и НКНХ соответственно. ОсновныепоставщикиПСОН - Styrolution, УППС -Styrolution, PolimeriEuropa, LGChem, АБС-LGChem, CheilIndustries.

Аналитики не исключают даже профицита на внутреннем рынке в связи с возможным запретом на ввоз российского ПСВ в Украину. В то же время экспортные отгрузки по ПС ОН/УППС сохраняются - по итогам первого полугодия 2014 года они даже увеличились более чем в два раза (по состоянию на 2013 год они составляли 42 тыс. т).

В России полистиролам предрекают неплохие перспективы. В связи с проведением ЧМ по футболу в 2018 году и реализацией государственных программ по энергосбережению прогнозируется увеличение спроса на теплоизоляционные материалы, куда направляется более 50% стирольных пластиков.

В плане применения ПС российский рынок отличается от мирового, где из общего объема в 10.8млнт - на строительство идет только 8%. «Самым большим сегментом мирового потребления является одноразовая упаковка (36%) и бытовая техника и электроника (31%), причем на упаковке фокусируется Европа, а на бытовой технике - Азия», - отметила в своем докладе на конференции представитель компании ChemOrbis в России и СНГ Мария Смирнова. Возможно, такая структура потребления и стала причиной сокращения мирового спроса за последние десять лет на 6% - ведь именно в сегменте упаковки идет замена полистирола на ПЭТ и полипропилен. Существует давление и со стороны экологического регулирования, отметила Мария Смирнова. Она привела пример того, что в Китае действует запрет на применение полистирола в ланч-боксах, подобный запрет на упаковку из полистирола рассматривался и в Америке.

В России замещение одних видов пластиков на другие существует, однако явной тенденции не зафиксировано, отметил в ходе конференции менеджер-аналитик по рыночной среде компании «Комус-упаковка» Владимир Логвиновский. «Нельзя сказать, что полистирол совсем уйдет. Какого-то сильного экологического давления именно на упаковку из полистирола тоже не заметно. Но сейчас появилась новая сила - компания «Ренова», которая объявила о планах производства биоразлагаемых пластиков на основе полимолочной кислоты». Аналитик рассказал об инициативах правительства, которые родились с подачи упомянутой компании и предусматривают ограничения для традиционных пластиков в пищевой упаковке. «Теоретически, поскольку биоразлагаемая упаковка не обладает серьезными барьерными свойствами, замещение должно коснуться только одноразовых пакетов и ланч-боксов для кулинарии в рознице и блюд на вынос в HoReCa, т.е. таких продуктов питания, которые хранятся не более считанных часов, но как будет на практике пока неизвестно - процесс выработки «дорожной карты» по внедрению биоразлагаемой упаковки только начался и всем заинтересованным сторонам необходимо принять участие в этом процессе», - пояснил участник конференции.

В сегменте бытовой техники полистирол чувствует себя стабильно, нет явных угроз, как со стороны других материалов, так и в контексте санкций. Styrolution, ведущий импортер ПС и АБС-пластиков, в частности, заявляет, что если какие-то колебания с поставками и есть, то связаны они не с введенными или планируемыми санкциями, а с волатильностью валютных курсов и ростом политической напряженности. «Со стороны наших европейских и азиатских заводов идут стабильные поставки. В плане бизнеса нет никакого разворота. Компания в полном объеме продолжает оказывать своим партнерам в России и СНГ любую поддержку, как техническую, так и ценовую. Потенциал российского рынка очевиден и никакой речи о покидании рынка не идет», - подчеркнул аккаунт-менеджер в РФ и СНГ Styrolution Александр Куковякин.

Наибольшая активность по полистиролу происходит сейчас в Азии. По данным ChemOrbis,крупнейшим импортером полистирола в мире выступает Китай. За 2013 год он импортировал 884 тыс. т. Крупнейшие экспортеры также находятся в азиатском регионе. В 2013 году Юго-Восточная Азия и Корея экспортировали 417 тыс. т и 150 тыс. т ПС соответственно. Неудивительно, что и основная часть импортной стирольной продукции в Россию поступает тоже из стран Юго-Восточной Азии.

Но, как говорилось выше, на отечественном рынке явно просматривается тенденция к увеличению производственных мощностей и, соответственно, импортозамещению. Так, например, запуск четвертой линии по производству полистиролов в 2014 году позволил «Нижнекамскнефтехиму» увеличить мощности по производству стирольных пластиков до 300 тыс. т в год. Об этом на конференции сообщила начальник ПТО завода Полистиролов «Нижнекамскнефтехим» Татьяна Хакимова.

Участница мероприятия рассказала подробно об этой новейшей линии, которая работает по японской технологии Toyo-Mitsui (Япония). Здесь производится полистирол общего назначения с ПТР более 25 г/10 мин. (без минерального масла). Предприятие готово производить на этой линии 15 марок полистиролов, из них семь основных и восемь дополнительных, предназначенных для переработки методами литья, экструзии, для изготовления вспененных изделий.

Основными направлениями применения данных марок выступают холодильная промышленность, одноразовая посуда, медицинское и лабораторное оборудование, офисные принадлежности, XPS-плиты, БОПС-пленка и др. «Производство марки для БОПС-пленки мы освоили в 2009 году, сегодня мы этой маркой закрываем российский и белорусский рынок», - пояснила Татьяна Хакимова.Что касается АБС-пластиков, то, как рассказала представитель НКНХ, недавно установленная линия мощностью 60 тыс. т в год пока еще работает в периодическом режиме. Связано это с длительным периодом омологации продукта на российском рынке.

По ее данным, в России 60% рынка составляют марки корейского производства. «Это в основном окрашенные марки полистирола, компаундированные с введением различных добавок. Корейские компании шли по пути введения в продукт всего, что необходимо потребителю. Наше же производство АБС-пластиков родилось из концепции европейского рынка. В Европе глобальный производитель выпускает натуральный продукт, который затем поступает компаундерам. Те, в свою очередь, могут его окрасить, добавить необходимые составляющие. Переработчики затем непосредственно на своем производстве уже доводят его до необходимых характеристик с использованием мастербатчей и различных добавок», - рассказала участница конференции.

Изначально у НКНХ были планы выпускать только натуральный АБС, но поскольку российский переработчик привык покупать готовый продукт, то изначальные планы на предприятии подкорректировали.«Год назад мы купили и смонтировали две линии окрашивания и компаундирования АБС-пластиков от фирмы Leistritz. Одна мощностью 1600 кг в час имеет возможность ввода мастербатча, диоксида титана и двух видов различных порошковых добавок. Вторая линия компаундирования мощностью 1000 кг в час позволяет вводить мастербатч, поликарбонат, мел, стекловолокно, диоксида титана и две порошковые добавки», - рассказала Татьяна Хакимова.

Несмотря на широкие возможности, полностью охватить весь АБС эти мощности не могут. «Мы все-таки идем к тому, чтобы больше реализовывать натуральный продукт, но в то же время готовим для потребителя тот продукт, который им нужен для переработки в привычном качестве. В первую очередь, продвигаем сотрудничество с такими производителями бытовой техники как LG, Samsung, Indesit, Beko, БСХ Бытовые Приборы. Мы охватили всех крупнейших потребителей АБС-пластиков в России», - отметила выступающая. Представитель НКНХ указала, что в Россию завозится 50 тыс. т АБС, которые предприятие может заместить.

Сырье для XPS плит НКНХ поставляет для компаний «ТехноНиколь», «Пеноплекс», «Химический завод им.Л.Я.Карпова». Заметных производителей на рынке наберется не более десяти, в том числеUrsa, «Экстрол», «Теплекс».

Объем российского рынка ХРS-плит составляет 4.7 млн м куб., такую оценку высказал операционный директор СБЕ «Полимерная изоляция» «ТехноНиколь» Василий Ткачев. Он также озвучил прогноз по рынку на 2015 год: «Потребность рынка вырастет на 6% и составит 5 млн куб. м, что потребует 150 тыс. т полистирола общего назначения». Говоря об особенностях рынка полистирольных плит, он обратил внимания на то, что этот рынок по темпам развития опережает строительство. Даже в ситуации, когда строят меньше - изоляция все равно используется, сохраняя объемы за счет утепления старых объектов.

В целом в сегменте теплоизоляции конкурируют каменная вата (36% рынка), стекловата (30%), пенополистирольные плиты (20%), плиты из экструдированного полистирола (10%) и PIR/PUR-панели (2%). Последним Василий Ткачев предрекает большое будущее: специализированные плиты для теплоизоляции из полиуретана, который является самым эффективным по теплоизоляции, начнут завоевывать рынок, в следующем году планируются к вводу две крупных линии по выпуску плит на основе PIR для теплоизоляции.Что касается ХPS, то представитель «ТехноНиколь» призвал производителей сырья, в частности НКНХ, к активной позиции по защите доли материала на рынке и стимулированию к его применению.

На уровне отрасли интересы производителей теплоизоляционных материалов из экструдированногопенополистирола представляет Ассоциация «РАПЭКС». Участник объединения, генеральный директор «НискоИндастри» Владимир Карпушенко назвал историю развития материала в России успешной: с 1995 года по сегодняшний день объемы выросли с 0 до 4.5 млн куб. м. По его наблюдениям, идет снижение доли профессионального сегмента и одновременно рост частного домостроения, использующего ХPS. В целом, с 2009 по 2014 год рынок то рос, то снижался, на 2014 год он прогнозирует, что рынок будет чуть хуже, чем в 2013 году. А в 2016-2017 гг. рост, если и будет, то на уровне одного процента. «РАПЭКС» со своей стороны проводит работу по продвижению материала. В январе 2014 года «РАПЭКС» ввела в России стандарт на применение теплоизоляции из экструдированного пенополистирола в ограждающих и несущих строительных конструкциях с учётом обеспечения требуемых показателей огнестойкости и пожарной опасности. Таким образом, в отрасли появился регулирующий документ.

Что касается вспененного полистирола и теплоизоляции на его основе, то об этом рынке рассказал Юрий Савкин, директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола (АППП). «Рынок EPS, как и всех теплоизоляционных материалов стабилизировался, - констатировал участник конференции. - Темпы роста из двузначных цифр перешли в однозначные, тем не менее, динамика положительная». По его данным, если еще в 2012 году рынок прирос на 11%, то уже в 2013 году - всего на 7%, по итогам 2014 года ожидается и того меньше - только 6%. В абсолютном выражении объем изделий из пенополистирола в текущем году достигнет, по оценке эксперта, 8 млн куб м. «На ситуацию влияют малые объемы строительства. В результате ожесточается конкуренция, снижается доходность бизнеса, хотя из-за роста цен на сырье и продукцию выручка растет более высокими темпами, чем натуральные показатели. В добавок к этому складывается очень противоречивая ситуация с регулированием строительной отрасли - долгое время живем без Госстроя, Росстрой, который только что организовали, занимается вопросами ЖКХ. В итоге в строительстве сами двигаем интересы участников рынка. На продвигаемую продукцию влияют розничные сети, которые требуют к реализации самый дешевый товар», - так охарактеризовал состояние сегмента пенополистирола директор Ассоциации. Он указал на некоторые сложности продвижения плит в качестве утеплителей из-за противоречий в регулирующих документах и предубеждений по поводу его горючести. Юрий Савкин обозначил также перспективные области применения - например, дорожное строительство, особенно в труднодоступных регионах, как это делается за рубежом. В России такое применение еще не освоено.

Поскольку теплоизоляция из полистирола на отечественном рынке развита в два раза больше, чем в других странах, возникает вопрос, а не есть ли это ниша России на мировом рынке. Не пора ли думать о завоевании зарубежных потребителей? Но, как выяснилось, производители XPS- и EPS-плит не видят целесообразности в наращивании экспорта за рубеж. «Теплоизоляцию имеет смысл перевозить в том случае, когда расходы на транспортировку не превышают 10% себестоимости продукции», - заявил Василий Ткачев.

«Экспорт плит «ТехноНиколь» не превышает 5%, что отражает общую ситуацию по стране», - отметил представитель сегмента изоляции из экструдированного полистирола. Он рассказал, что экономически нецелесообразно использовать даже тот транспорт, который возвращается в Европу после того как ввез какой-либо товар по импорту в Россию. «Такой «обратный тариф» - все равно оказывается выше внутрироссийского в 1.5 раза», - пояснил Василий Ткачев.

Отсутствие экспорта и в сегменте ППС констатировал Юрий Савкин. «Возить пенополистирол дальше 700 км не имеет смысла», - считает он.

В то же время на конференции выступающие обратили внимание на благоприятный момент для покупки предприятий за рубежом. «ТехноНиколь», в частности, произвел инвестиции в Италии (по полимерным мембранам), в будущем не исключено приобретение и производства по теплоизоляции.

В ходе дискуссий отмечались большие перспективы для ТИМ, как обязательное условие повышения энергоэффективности российской экономики, если бы их применение регулировалось более строгими нормами. Звучала мысль, что для осуществления этой задачи ассоциациями и различным сегментам ТИМ надо объединяться.

Однако в «ТехноНиколь» сомневаются, что на данный момент это возможно. «Рынок недостаточно созрел, чтобы объединяться. Пока каждый защищает свой сегмент и не готов пожертвовать малым, чтобы выиграть в большом, но впереди сложные времена, которые позволят посмотреть на рынок по-другому, наша компания уже готова к этому шагу. Ждем созревания коллег по цеху», - сказал Василий Ткачев.

По данным Юрия Савкина, 25% пенополистирольных плит используется для теплоизоляции в фасадных системах штукатурного типа. Как обстоят дела в этом сегменте потребления в ходе конференции, рассказал исполнительный директор ассоциации «АНФас»Михаил Александрия. По его данным, в России: после 2009 года, когда резко упали темпы прироста рынка, вновь пошла активность в этом сегменте. С 12 млн м кв. в 2010 году объемы применения к 2014 году достигнут 26 млн - фактически удвоение результатов. К 2015 году прогнозируется применение более 29 млн м кв. при росте рынка в 12%, что, по оценке Михаила Александрии, весьма неплохой результат. Правда, в денежном выражении компоненты систем на основе пенополистирола последние три года роста не показывают - остаются на уровне 6.2-6.4 млрд рублей (без СМР). Минвата и полистирол делят рынок СФТК примерно пополам, в разное время отвоевывая позиции друг у друга. С 2008 года идет тенденция к росту доли минваты. В 2013 году общее потребление полимеров и полимер-содержащих материалов в сегменте СФТК составило около 65 тыс. т.

Стимулировать применение полимерной теплоизоляции в фасадных системах призван документ МЧС, разработанный при участии «АНФас». Его полное название - Противопожарные требования при применении в строительстве систем фасадных теплоизоляционных композиционных с наружными защитно-декоративными штукатурными слоями. Документ носит рекомендательный характер, однако может послужить началом формирования четкой нормативной базы по применению полимерной изоляции. Отсутствие базы сегодня как раз и сдерживает рынок, который имеет огромный потенциал. Как пример - на развитом рынке Германии он превышает 50 млн кв.м СФТК. Подняв тему пожарной безопасности, Михаил Александрия, к слову, уточнил: «Полистирола на фасаде обгоревшей 21 сентября в Красноярске высотки не было».

Вспененный полипропилен и полиэтилен в доли продуктов рынка теплоизоляции в России занимает всего несколько процентов, но это как раз те сегменты, которые в связи с новизной материалов и теми возможностями, которые они открывают для потребителя, переживают бурный рост. Александр Апаликов, директор по развитию «Пенотерм-Урал» рассказал в ходе конференции, что сегодня в России выпускается около 25-30 тыс. т вспененных материалов из полиэтилена и полипропилена. «Рынок с каждым годом показывает устойчивый рост, появляются новые игроки, ежегодно увеличиваются производственные мощности, разрабатываются новые продукты», - отметил представитель отрасли. Здесь сконцентрированы самые инновационные решения. Продукция из вспененных полимеров, благодаря уникальным характеристикам, широко применяется в строительной изоляции, упаковке, автомобилестроении, товарах для спорта и отдыха и т.д.

Основной трудностью отрасли он назвал постоянный рост стоимости полимерного сырья. «Стоимость сырьевой составляющей в производстве вспененных полимеров за последние три года выросла на 30 %, а отпускные цены на продукцию практически не изменились, хотя полимерное сырье занимает до 90% в производственной себестоимости. Производители непрерывно занимаются уменьшением своих затрат», - отметил Александр Апаликов. Зачастую, по его словам, это приводит к ухудшению качества материалов. «Отсутствие консолидированного подхода стратегии выбора бизнес-партнёров и далее будет выводить на рынок низкокачественные продукты, и вносить хаос в головы потребителей. В итоге - ценовая война, недобросовестная конкуренция, подменные сертификаты и обманутые потребители», - считает представитель этого сегмента индустрии. Решением вопроса, по его мнению, было бы создание союза производителей вспененных полимеров, что послужит своеобразным знаком качества его участников.

Еще один интересный сегмент применения обсуждаемых на конференции материалов - это фасадные и интерьерные декоры из пенополистирола. Руководитель «Лаборатории Маркетинговых Технологий» Виктор Тремзин буквально призывал участников конференции диверсифицировать свой бизнес и обратить внимание на декоры, в которых маржа, по оценке аналитиков, значительно выше, чем в других сегментах переработки. Продажи декоров из пенополистирола ввиду их низкой стоимости по сравнению с ценами на декоры из других материалов практически не зависят от ситуации в экономике. При этом Виктор Тремзин указал на недостаточно активное продвижение теплоизоляции и декоров в СМИ и Интернете, чьи инструменты отрасль могла бы использовать более активно.

Еще один материал, который используется в теплоизоляции - это панели из ППУ. Исполнительный директор Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ Алексей Горохов отметил, что когда речь идет об энергоэффективности и рассматривается соотношение затрат энергоресурсов к извлекаемой прибыли, тогда инвестор выбирает пенополиуретан. На сегодняшний день 99% промышленных холодильных камер используют ППУ. Всего в мире из материалов на цели утепления - ППУ принадлежит 15%, в сегменте сэндвич-панелей он занимает от 60 до 90%.

«В России после 2008 году рынок ППУ бурно рос, в этом году, правда, некоторое замедление - 10%», - отметил Алексей Горохов. В теплоизоляции на пенополиуретан приходится всего 2%, уже с учетом его использования в сэндвич-панелях. «Однако, я думаю, что ситуация в ближайшее время будет меняться. Рынок ожидает перераспределение. Дело в том, что здесь практически нет теплоизоляционных плит. Большая часть приходится на сэндвич-панели. К запуску же готовятся сразу несколько линий PIR-плит мощностью 1.5 млн куб. м каждая, что может изменить соотношение долей материалов в теплоизоляции», - отметил Алексей Горохов. Также будет продолжаться рост сегмента ППУ и в сэндвич-панелях. Если бы, изменив техническое регулирование, удалось довести его применение в панелях до 60%, как в европейских странах, то даже при существующих объемах производства панелей отрасль ППУ получила бы дополнительно более 12 млрд рублей.

НАППАН со своей стороны проводит работу по корректировке регулирующих норм в сфере энергоэффективности и пожарной безопасности, чтобы добиться более широкого применения ППУ.

«Конъюнктура рынка полистирола способствует развитию новых материалов и выходу российских инвестиций за рубеж. Что касается вспененных материалов, то для оживления рынка производителям ТИМ надо объединяться в общую ассоциацию и общим фронтом продвигать полимерные материалы. Минеральная вата в настоящее время продолжает удерживать в теплоизоляции ключевые позиции, но я уверена, что будущее - за полимерами», - считает генеральный директор INVENTRAАнна Даутова.