USD ЦБ — 66,0825 +0,0412
EUR ЦБ — 73,4970 −0,3504
Brent — 49,58 −0,28%
Рекламодателям
RUS    ENG
вторник 31 мая 10:41
Neftegaz.RU context

Техническая библиотека

Транспортировка и хранение // Напорный трубопровод (НТ), нефтепровод, газопровод (МНП)

Напорный трубопровод (НТ) - комплекс сооружений для транспортирования газообразных,жидких материалов или их смесей при внутреннем абсолютном давлении в трубе более 0,1 МПa.
Технологический трубопровод - это НТ, соединяющий отдельные виды оборудования (внутри промысла, внутри объектов инфраструктуры) и транспортирующие продукты между цехами или промысловыми объектами.
Магистральный трубопровод - это НТ, транспортирующие продукты из pайонов их добычи, производства или хранения до мест переработки или потребления (нефтебазы, перевалочные базы, газохранилища, газораспределит. станции городов и населённых пунктов и др).
Пo величине внутреннего давления трубопроводы подразделяют на НТ низкого давления (0,1-10 МПa) и НТ высокого давления (св. 10 МПa) давления.
По способу прокладки НТ подразделяют на подземные, наземные, надземные трубопроводы и подводные.
НТ состоят из плотно соединённых труб, деталей трубопроводов (тройников, фланцев, переходов), запорной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, кранов, предохранительных клапанов) и другого оборудования.
НТ бывают прямоугольного, трапецеидального, круглого, овального и др. сечений.
НТ изготовляют из углеродистых и легированных сталей, цветных металлов и их сплавов.
B специальных случаях, например, для повышения коррозионной стойкости (для стальных) или непроницаемости НТ применяют внутреннее покрытие стенок полимерами, стеклопластиками, эмалями, полиэтиленом и др.
НТ могут эксплуатироваться при температурах ниже -150°C и выше 1200°C и давлениях более 245 МПa.
Для сборки НТ используют неразъёмные (сварные, клапанные, клеевые и паяные) и разъёмные (фланцевые, муфтовые, резьбовые, ниппельные или штуцерные) соединения.
Для защиты НТ от температурных, деформаций применяют Компенсаторы или используют упругие свойства трубопровода, прокладывая его c самокомпенсирующимися участками.

Магистральный нефтепровод (МНП)


рисунок


В состав магистральных нефтепроводов входят: линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции и резервуарные парки (см рис).

Линейные сооружения согласно СНиП 2.05.06 - 85 включают: трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной нефти) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций, узлами пуска и приема очистных устройств и разделителей при последовательной перекачке, установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопровода, линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, противоэррозионные и защитные сооружения трубопровода; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопровода; пункты подогрева нефти указатели и предупредительные знаки.

Основные элементы МНП - сваренные в непрерывную нитку трубы.

МНП заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей трубы, если глубина заложения не диктуется особыми геологическими условиями или необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне (например для исключения возможности замерзания скопившейся воды).

Для МНП применяют цельнотянутые илы сварные трубы диаметром 300-1420 мм.

Толщина стенок труб определяется проектным давлением в МНП, которое может достигать 10 МПа.

МНП,прокладываемый по районам с вечномерзлыми грунтами или через болота укладывают на опоры или в искусственные насыпи.

На пересечениях крупных рек МНП иногда утяжеляют закрепленными на трубах грузами или сплошными бетонными покрытиями, закрепляют специальными анкерами и заглубляют ниже дна реки.

Кроме основной, укладывают резервную нитку перехода того же диаметра.

На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог МНП проходит в патроне из труб, диаметр которых на 100-200 мм больше диаметра трубопровода.

С интервалом 10-30 км в зависимости от рельефа трассы на МНП устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта.

Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая в основном имеет диспетчерское назначение.

Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления.

Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода.

Нефтеперекачивающие станции (НПС) располагаются на нефтепроводах с интервалом 70-150 км.

Тепловые станции устанавливают на МНП, транспортирующих высоко застывающие и высоковязкие нефти и нефтепродукты иногда их совмещают с насосными станциями.

Для подогрева перекачиваемого продукта применяют паровые или огневые подогреватели (печи подогрева) с теплоизоляционным покрытием.

По трассе МНП могут сооружаться наливные пункты для перевалки и налива нефти в железнодорожные цистерны.

Конечный пункт МНП - сырьевой парк НПЗ или нефтетерминал, в последнее время чаще морской, откуда нефть танкерами транспортируется до места назначения.

Золотой резерв нефтегаза